Проект "федеральных университетов" сулит СПбГУ и МГУ не только удвоенное финансирование и большую самостоятельность, но и федеральных назначенцев. Отмена выборности ректоров федеральных университетов — основное предварительное условие правительства, готового поддержать проект. Для Людмилы Вербицкой, которая уже пересиживает на посту ректора несколько месяцев, это может означать скорую отставку, ибо её наиболее вероятный преемник пользуется серьезной поддержкой высокопоставленных друзей из Москвы. А отставка Вербицкой, в свою очередь, не устраивает губернатора Петербурга Валентину Матвиенко.
В конце прошлой недели стало известно, что Владимир Путин поручил правительству уделить особое внимание проекту, в рамках которого два главных вуза страны — МГУ и СПбГУ должны получить федеральный статус. По распоряжению главы государства, рассмотреть проект министры должны до 1 апреля.
С идеей о приобретении двумя вузами статуса "федеральный университет" и получении соответствующих финансовых и прочих привилегий к высшей власти обратились ректоры вузов - Виктор Садовничий и %%Людмила Вербицкая%%. Причём совершенно очевидно, что вся эта история затеяна ради СПбГУ, ибо у московского университета давно есть особый статус — МГУ не подчиняется ни одному из отраслевых ведомств и имеет отдельную строку в госбюджете. Но говорить о "федеральном статусе" петербургского госуниверситета минуя московский было бы нелепо, поэтому ректор МГУ Виктор Садовничий участвует в этом проекте в качестве инициатора якобы наравне с госпожой Вербицкой. Последняя до сих пор официально считается ректором университета и именно в таком качестве выступает как с проектом о "федеральном статусе" СПбГУ, так и на ближайших выборах в петербургский ЗакС — "паровозом" от "Единой России".
Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.1996) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ред. от 09.02.2007) |
Тем не менее, госпожа Вербицкая официально продолжает оставаться ректором и даже демонстративно продвигает судьбоносные для вуза проекты. В то же время в университете уже в течение нескольких месяцев приказы выходят за подписью и.о. ректора Николая Кропачева, который официально является первым проректором университета.
Трудно представить, что Людмила Алексеевна тихо покинула пост и никому об этом не сообщила. Тем более что, по данным петербургского Горизбиркома, которые ведомство проверяет непосредственно перед тем, как регистрировать кандидатов, ректором СПбГУ по-прежнему является госпожа Вербицкая. Остаётся предположить, что она просто ушла в очень продолжительный отпуск, чтобы активно поучаствовать в предвыборной гонке в качестве одного из главных представителей единороссов. Конечно, оставаясь ректором для своих избирателей, хотя её присутствие на этом посту фактически является прямым нарушением федерального законодательства уже больше полугода. А если трудовой контракт с госпожой Вербицкой, которая очень нужна на своём посту действующей исполнительной власти города, до сих пор существует вопреки федеральному законодательству, то почему бы не предположить, что такую ситуацию петербургские власти собираются сохранить до 2009 года, в котором уже и срок этого контракта истечет.
Ведь к этому времени можно успешно подготовить нового ставленника Смольного на место Вербицкой, а Людмиле Алексеевне отдать почётное место Президента СПбГУ (к тому времени, как предполагается, уже "федерального университета").
После чего в новой редакции закона о высшем образовании (125-ФЗ) в 20-й статье появились, в частности, два новых пункта — 3.1 и 3.2, в которых говорится о процедуре назначения и полномочиях так называемого президента университета.
В соответствии с законом президентом высшего учебного заведения может стать человек, имеющий опыт работы в должности ректора вуза. Кандидата на этот пост выдвигает местная исполнительная власть, после чего президент избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет, так же, как и ректор университета. То есть, о Людмиле Алексеевне уже позаботились на тот случай, если в ближайшее время её всё-таки придётся снять с поста ректора университета. Да и сняли бы уже, наверное, если бы не два существенных фактора. Во-первых, единороссам в их активной предвыборной программе вряд ли нужна отстраненная от дел пожилая леди, даже если ей предоставят почётную должность "британской королевы". Во-вторых, Вербицкая по-прежнему нужна на своём посту %%Валентине Матвиенко%% для того, чтобы огромный механизм СПбГУ оставался по-прежнему под контролем губернатора. В свете выдвижения проекта о федеральном статусе это особенно актуально, ибо в соответствии с планами по его реализации, федеральные финансовые потоки, текущие в два крупнейших вуза страны, удвоятся, а представительская должность президента университета уже не позволит контролировать финансы.
Очевидно, что остальные претенденты на пост ректора университета госпожу Матвиенко пока не устраивают или, как минимум, не устраивает существующая расстановка сил.
Сама Людмила Вербицкая в одном из недавних интервью назвала трех своих потенциальных преемников: Николая Кропачева (декан юридического факультета), Ивана Бойко (декан экономического факультета), Сергея Богданова (декан филологического университета). При этом в кулуарах университета говорят о том, что наиболее вероятным преемником является именно %%Николай Кропачев%%, который недавно назначен первым проректором и не просто очень хочет занять место ректора, но и имеет довольно сильные позиции для этого. Однако против него настроена местная исполнительная власть, так что эта ситуация может обернуться очередным конфликтом, почва для которого подготовлена давно.
Напомним, %%Николай Кропачев%% ранее занимал пост председателя Уставного суда Санкт-Петербурга, причём в бытность его руководителем этой структуры УС постоянно конфликтовал с местной исполнительной властью. В частности, в марте 2005 года Уставный суд вынес постановление об упразднении администрации губернатора города во главе с вице-губернатором Виктором Лобко. Суд объяснил своё решение тем, что Валентина Матвиенко незаконно переименовала администрацию в губернаторскую, наделив ее статусом главного распорядителя бюджета и правительства. Скандал ещё больше разгорелся после того, как Уставный суд своим решением отменил ряд норм городского закона о своей деятельности и о пятилетнем сроке своих полномочий, истекающем в сентябре 2005 года.
В итоге всё кончилось тем, что Матвиенко с помощью подконтрольного ей городского ЗакСа удалось добиться отставки Николая Кропачева и нескольких судей, в том числе и его сторонников и продвинуть в УС более лояльных людей.
Так что отношения между Кропачевым и Матвиенко хорошими или даже просто ровными никак не назовёшь. Поэтому на посту ректора СПбГУ Кропачев нынешнему губернатору совсем не нужен, ибо в этом случае второй крупнейший университет страны станет абсолютно не контролируемым исполнительной властью города, а это в планы госпожи Матвиенко явно не входит.
Позиции господина Кропачева, тем не менее, достаточно крепки — его поддерживают высокопоставленные друзья из Москвы. Некоторые источники утверждают, что в качестве его покровителей выступают бывшие выпускники юрфака СПбГУ: Дмитрий Медведев (ныне зампредседателя правительства) и Антон Иванов (председатель Высшего Арбитражного суда) — дескать, Николай Кропачев не только был их учителем, но и в бытность свою председателем Уставного суда помог им бизнес на ноги поставить. И теперь, несмотря на сомнительную репутацию Кропачева, они его активно поддерживают.
Так что если вопрос будет решаться в Москве, то ректором наверняка станет именно Кропачев. Кстати, есть предположения, что он же и затеял летнюю скандальную историю, плавно перетекшую в уголовное дело, чуть не погубившее репутацию госпожи Вербицкой.
Напомним, летом 2006 года, при проверке, проведенной Росфиннадзором, было выявлено неправомерное расходование нескольких миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета. По результатам проверки в отношении фактически главного помощника Вербицкой — проректора по развитию материально-технической базы СПБГУ Льва Огнева, а также директора строительной компании ООО "Строительное дело-СГ" Николая Сотникова сотрудниками службы экономической безопасности УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было возбуждено уголовное дело по факту хищения 47 миллионов рублей, выделенных на реконструкцию учебного корпуса здания Двенадцати коллегий. По документам эти деньги были перечислены фирме ООО "Строительное дело - СГ", однако, в реальности не было сделано и 5% от запланированного, а соответственно и перечисленная сумма ушла в никуда. Таковы были предварительные выводы следствия.
Уголовное дело было квалифицировано по части 4 статьи 160 УК РФ ("присвоение или растрата, совершенные группой лиц"). Очень странно выглядел тот факт, что этим делом сразу же занялось ФСБ, хотя по идее его должна была вести местная прокуратура.
Наблюдатели считают, что эта ситуация выплыла на поверхность не случайно, да и не мог такой человек как Огнев — завхоз с 10-летним опытом работы в госучреждении —подставиться столь нелепым образом.
Впрочем, через некоторое время выяснилось, что хищения как такового и не было.
Федеральные средства на ремонт кровли и вестибюля Двенадцати коллегий дошли до университета только в конце 2005 года, тогда как за этот год они уже должны были быть освоены. Чтобы деньги не ушли из университета обратно, а были израсходованы по назначению, Огнев решил перечислить деньги строительной фирме Сотникова, подписав акты выполненных работ, потому что иной схемы удержания денег в вузе на тот момент очевидно не было. А Сотников взял на себя ответственность за их целевое использование. В итоге компания "Строительное дело — СГ" действительно израсходовала эти средства на ремонт здания, но работать начала уже в 2006 году и к моменту проверки Росфиннадзором продолжала это делать. Работы завершились уже после возбуждения уголовного дела и в октябре-ноябре прошлого года результаты были приняты КГИОПом.
Госпожа Вербицкая, естественно, постаралась максимально отстраниться от участия в этом деле, сложив всю ответственность за "неправомерное расходование" федеральных средств на своего бывшего главного помощника Огнева. Его должность была быстро ликвидирована, а вместо неё появилась должность проректора СПбГУ по экономике и социальному развитию, на которую был назначен бывший проректор по связям с общественностью Станислав Еремеев. А Николай Кропачев после этого скандала получил должность первого проректора, что ещё больше усиливает его позиции.
Забавно, что буквально через полгода после того, как обнаружилось, что в управлении финансово-хозяйственной деятельностью СПбГУ не всё так гладко, как хотелось бы, госпожа Вербицкая, предложив проект "федеральных университетов", просит и большей финансовой самостоятельности ВУЗа.
Однако этот момент, по всей видимости, не вызвал удивления или хотя бы нареканий у правительства: проект, предложенный двумя ректорами, был воспринят позитивно, однако министры выдвинули условие: ректоров федеральных универов должны не избирать, а назначать. Как губернаторов. Только ведать этим должно правительство. Такое условие для Вербицкой и сотоварищей очевидно оказалось несколько неожиданным. Хотя идея о назначении ректоров крупнейших вузов из Москвы витает в воздухе уже несколько лет и фактически означает возвращение к системе, которая была при Советском Союзе — разница лишь в том, что тогда ректоров назначала КПСС.
Для нынешнего первого проректора СПбГУ в этом случае всё складывается весьма удачно, ведь по раскладке Фрадкова — после недавних перестановок в правительстве — образованием нынче ведает покровитель Кропачева Дмитрий Медведев, и он, конечно, будет содействовать назначению своего протеже.
Поэтому неудивительно, что госпожа Вербицкая на такое условие правительства отреагировала крайне отрицательно и тут же выступила против назначения ректоров "сверху". И, хотя Вербицкую безусловно поддержит особо заинтересованная в результате Матвиенко, на этот раз к её мнению могут и не прислушаться.
* При полном или частичном использовании материала гиперссылка на Санкт-Петербург.ру обязательна.