USD 11.08.2018 66.9075 0.6219
USD ММВБ  
EUR 11.08.2018 76.6760 -0.1490
EUR ММВБ  
Нефть($) 24.09.2018 81.43 +3.40
Нефть(p) 24.09.2018 5448.28 +276.01

Нам не страшен "Левиафан"

Это было бы безнадежно, если бы не было так красиво.

«Левиафан» взял «Золотой глобус». Рунет очередной раз всполошился из-за ленты Андрея Звягинцева, которого у нас принято считать автором депрессивных и очень крутых картин, максимально невыгодно оттеняющих и без того не блистающую российскую действительность. За то и любим, за то и гордимся. Десятки тысяч скачиваний на торрентах и тревожное ожидание – выйдет ли фильм в России на большом экране – нагнетают ажиотаж, как вокруг контрабандного Булгакова.

Между тем как раз этот фильм – скорее красивая картина о безрадостном и насущном, чем контрабанда из мира фестивального кино. Кроме социальной азиатчины, здесь есть Север, море, «маленький человек», измены, запои, чувства – Звягинцев, как всегда, вдохнул жизнь в притчу, и она закровоточила. Когда-то я не смогла досмотреть «Изгнание», потому что мне хотелось жить и радоваться, а там слишком много Звягинцева, слишком много «тлена». «Левиафан» в этом смысле куда ценнее, потому что нам показывают, откуда берется этот пепел перемолотой в прах жизни и куда исчезает, он социально приземленнее, это такой натуральный эпос. Герои, вообще-то нетипичные для объектива режиссера – местные политики, продажные судьи и «менты», иконографически отсылающие к образу дремучего русского мужика. Вот мужик Степаныч приглашает нашего маленького человека на день рождения, вот человек чинит его «Ниву» за бесплатно. А потом вдруг Степаныч свидетельствует против маленького человека у следователя. Маленького человека давят со всех сторон. Даже жена изменяет ему с его московским другом. Власти отбирают у человека просторный и светлый дом, единственное уютное и комфортное место на фоне сине-серых бесприютных просторов, которые предлагает фильм. Московский друг – сослуживец и адвокат - пытается через суд отстоять землю и деньги маленького человека. У него уложенные волосы и костюм с галстуком, он спит с женой друга, сам не зная зачем. А когда рушится мужская дружба, маленький человек попадает сначала в запой, а потом снова в суд - против него сфабриковано дело об убийстве жены.

Здесь важно уловить несколько аспектов. Во-первых, Коля («маленький человек») считает, что друг предал его по всем фронтам – то есть забрал у мэра-самодура его деньги и уехал в Москву. Туда же, по мнению Коли, укатила и его жена, хотя на самом деле она погибла рядом с домом, в этом большом море с длинными, тыжелыми волнами. А друг чуть не поплатился жизнью за относительную адвокатскую «справедливость». Да и в целом заезжий «белый воротничок» Дмитрий – это такой образ вездесущей неугомонной «руки Москвы», которая привыкла брать, что хочется, но при этом оставаться «с яйцами». Последствия его бурной деятельности рушат жизнь Коли, Лили и Ромы (колин сын-подросток). Хотя Дмитрий, как порядочный человек, звал Лилю с собой в Москву.

Остается вопрос о Лиле. Ей хотелось уехать, но совесть не позволила? Ей ничего не хотелось, и она сама не знала, зачем был нужен роман с лучшим другом мужа? Ей просто все осточертело? Может быть. Звягинцев дает намеки, но как всегда считает, что не гоже все тайны женской души раскрывать на экране. Кроме любовного треугольника в чеховско-толстовских тонах, «Левиафан» пробирает грамотной публицистикой. Пресловутые двойные стандарты церкви и самодурство властей поданы под патиной притчи: так всегда было и будет, говорит автор. Вот вам и безысходность. Чтобы как-то отвлечься, любуйтесь северным небом и морем, поэтичной разрухой, светлым домом у моря, который вот-вот снесут.

Режиссер верен своей привычке дополнять притчу древними многозначными символами. Кроме очевидной переклички судьбы Коли с историей Иова здесь есть и другой сквозной христианский символ - рыба. Рыба - древнейший, если не первый символ Христа.  Именно рыбой Христос накормил 5 тысяч голодных, рисунок-символ рыбы, обозначающий Христа пришел еще из катакомб. Лиля работает на рыбном комбинате - "кормит голодных", вспарывая брюхо свежей рыбы. У колиного дома выброшен на берег огромный рыбий скелет - с одной стороны, это намек на его избранность, с другой - это унижение, потому что от такой большой рыбы он получил лишь остов. Есть тут и более простые, чисто исторические образы: например, портреты советских вождей, по которым дружная компания стреляет на дне роджения Степаныча. Несложно заметить, что среди них нет Сталина и Путина - еще одно непаханое поле для тех, кто ищет в фильме политику.

В приливе гражданских чувств многие ищут в «Левиафане» «антипутинскую» риторику, запрещенные приемы, компромат на режим уровня Солженицына. Говорят, фильм признан на Западе, «там» его оценили. Что, кто-то «там» серьезно понимает, почему московский адвокат защищает пьяного и агрессивного мужика, похожего на Стинга? Или почему этот самый брутальный русский мужик не избил до смерти неверную жену? Не понимает и не поймет. «Там» видят хорошее, красивое кино о диком и непонятном крае, а не жуткую «антироссийскую» ленту. Мы же явно упускаем всю красоту. Ведь ради шикарной, неприлизанной картинки стоит подождать проката и не смотреть «слитую» в интернет копию. Если вы вообще хотите его видеть – этот большой красивый фильм, где все не как в кино.

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    все блоги
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    Где найти самые старые деревья Петербурга

    «Санкт-Петербург.ру» рассказывает о деревьях в Северной столице, которым больше 300 лет. Они были свидетелями великих исторических событий, пережили революции и блокаду.

    Топ-7 популярных мест Петербурга для фотографий в Instagram

    «Санкт-Петербург.ру» выбрал красивые здания Северной столицы, в которых можно сделать идеальные снимки.

    Топ-5 кафе и баров Петербурга с необычным пивом

    Сливочное, фруктовое, с пюре манго и даже с нотками перца – «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, где в Северной столице попробовать пиво с нетрадиционными вкусами.

    Как это сделано

    написать письмо

    Высший пинотаж: как выбрать бюджетное, но хорошее вино в обычном магазине

    «Санкт-Петербург.ру» разобрался, как выбрать вино, которое не ударит по карману, но придется по вкусу.

    Проверено на себе

    Land Rover: 70 лет решений, предвосхитивших будущее

    Первый Land Rover создавали как временный антикризисный проект. Тогда его создатели не могли представить, какой успех ждет их детище из «самолетных крыльев».

    Гид по Петербургу

    Непарадная красота: топ-7 брандмауэров Петербурга

    «Санкт-Петербург.ру» рассказывает об истории неофициального символа города на Неве, из-за которого спорят власти, жители и художники.

    Пресс-релизы