Мировой рекордсмен
В этом году мы будем отмечать 135 лет петербургскому трамваю. «22 августа 1880 года в 12 часов дня в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона», - исторический факт, засвидетельствованный очевидцами. Спустя 100 лет в Книге рекордов Гинесса появилась статья о петербургской трамвайной сети, которая была признана самой протяженной в мире – более 600 км.
Частный или государственный?
Первая трамвая сеть Петербурга была частной, или как говорили до революции 1917 года, концессионной. Затем на протяжении почти 100 лет развитие пассажирского транспорта было исключительной прерогативой государства. И вот в 2015 году в Петербурге вновь анонсирована идея частного трамвая. Группа «ЛСР» предложила администрации города проект концессионного управления частью трамвайной инфраструктуры Красногвардейского района. Речь идет о трех маршрутах от железнодорожной станции Ржевка (1), от улицы Коммуны (2) и от Хасанской (3) до станции метро «Ладожская». Кроме того, концессионер мог бы получить часть маршрута, который связывает «Ладожскую» и Новочеркасский проспект: по замыслу авторов проекта, участок можно разделить на две части на границе Ириновского проспекта и Большой Пороховской улицы. Частным станет отрезок от «Ладожской» до Большой Пороховской улицы, а для разворота в межпутье будет оборудован съезд. Инвестиции в проект оцениваются в 6 млрд рублей. Еще одним претендентом на трамвайное имущество является «Уралвагонзавод». В конце прошлого года он заявил, что готов провести реконструкцию недействующего трампарка №2 на Васильевском острове, где сейчас работает лишь музей электрического транспорта. Корпорация готова модернизировать музей, возродить трамвайное депо и построить инфраструктуру для электробусов – троллейбусов, которые могут проехать без присоединения к контактной сети до 30 км. Взамен «Уралвагонзавод» хотел бы получить под частное строительство территорию действующего трамвайного парка №3 на Петроградском острове.
Упадок и забытье
Последний раз правительство Петербурга разрабатывало программу развития трамвайной маршрутной сети и трамвайных парков в далеком 2004 году. Тогда планировалось с 2005 по 2007 год на развитие этого вида пассажирского транспорта выделить 2,34 млрд рублей. Сумма очень скромная (особенно на фоне инвестиций ГУП «Петербургский метрополитен»).С тех пор, на протяжении последних восьми лет, петербургский трамвай скорее приходил в упадок, чем развивался. Так, например, трамвайный парк № 2 имени Леонова на Васильевском острове 15 января 2007 года был официально закрыт, а на его месте едва не возвели многофункциональный коммерческий комплекс, включающий офисные здания, гостиницы, конгресс-центр, концертный зал и телефабрику. На тот момент первый петербургский трамвайный парк еще не числился памятником архитектуры, и если бы не активная позиция градозащитников, то уникальный памятник промышленного зодчества был бы безвозвратно утрачен.
Альтернатива метро
Между тем при соответствующем подходе легкорельсовый трамвай вполне мог бы составить достойную конкуренцию метрополитену. Дело в том, что на развитие метро у властей действительно нет средств. Ведь процесс строительства подземных тоннелей занимает десятки лет и требует сотни миллиардов рублей. Кроме того, содержание и эксплуатация метрополитена тоже весьма затратный процесс. Строительство трамвайных путей, их содержание, закупка трамвайного подвижного состава и его эксплуатация в десятки раз дешевле. Но что самое немаловажное среди аргументов сторонников развития трамвайного пассажирского транспорта – это время. Метрополитен строится десятки лет, трамвайные маршруты - 2-3 года. А количество пассажиров растет и того быстрее. На сегодняшний день в Петербурге существует несколько реальных проектов легкорельсового пассажирского транспорта, появившихся именно как альтернатива метро, но пребывающих в стадии согласования и поиска финансирования. Среди них, например, проект до аэропорта «Пулково», маршрут до «Балтийской жемчужины» и до Колпино. Сейчас в структуре городских перевозок трамвай занимает 11%. При соответствующем развитии эта цифра могла бы удвоиться, и с метрополитена могла бы частично быть снята нагрузка.
Моральная старость
В настоящее время около 2/3 из 700 трамваев, которые курсируют по улицам города, выработали свой ресурс и требуют немедленной замены. В 2015 году трамваев будет закуплено на 500 млн рублей, а в 2016-м – на 300 млн. Это примерно 15 трамваев за два года. Насколько непривлекательно и морально устаревшими выглядят петербургские трамваи видно невооруженным взглядом. Их импортные аналоги меньше в два раза и легче в четыре-пять. Выходом из этой тупиковой ситуации мог бы послужить московский пример. Там концерн «Трансмашхолдинг» получил в управление депо «Новогиреево» столичной подземки сроком на 30 лет, стоимость проекта оценивается в 143 млрд рублей. За эти деньги компания будет обслуживать существующие составы, а также поставит свыше 800 новых вагонов – то есть больше, чем существует в Петербурге сейчас.
Материал создан при поддержке ОАО Банк ВТБ |
|