USD 27.04.2024 92.0134 +-0.1180
USD ММВБ 17:10 91.6017  
EUR 27.04.2024 98.7187 +0.0108
EUR ММВБ 17:10 98.1494  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

ТОП-5 нарушений метрополитена Петербурга

Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении начальника петербургского метрополитена, а "Санкт-Петербург.ру" собрал все "грехи" подземки в одном тексте.

Закрытое предприятие


Информационный взрыв вокруг итогов проверки работы метро Контрольно-счетной палаты (КСП) Петербурга раздался не в конце ноября 2014, когда была завершена проверка и стали известны ее результаты, а когда домой к начальнику ГУП «Петербургский метрополитен» пришли с обыском сотрудники УФСБ вместе со следователями СК РФ. «По версии следствия, в 2012 году начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин и иные лица использовали свои полномочия вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для других лиц при заключении инвестиционного договора о строительстве коммерческого объекта - комплекса наземного вестибюля станции метрополитена «Адмиралтейская». В результате бюджету города Санкт-Петербурга был причинен ущерб в сумме не менее 466 миллионов рублей, а также нанесен существенный вред охраняемым законом интересам государства» - столь жесткой формулировки в отношении персонально кого-либо из петербургских чиновников СК РФ не публиковал еще никогда. Да и представители ФСБ сопровождают обыски подведомственных Смольному подчиненных нечасто - да еще у них на дому! Скорее всего, это говорит о том, что цифра выявленных КСП финансовых нарушений на сумму 9,23 млрд рублей не окончательная. Она может существенно увеличиться. Ведь буквально в первой фразе отчета КСП написано: «По отдельным нарушениям оценить ущерб не представилось возможным в связи с отказом Предприятия в предоставлении необходимых данных». Для того, чтобы «послать» аудиторов Счетной палаты – надо обладать просто-таки космической отвагой. С другой стороны, ничего удивительного в этом нет, петербургское метро всегда славилось своей закрытостью. А сам факт, что Владимир Гарюгин безраздельно правит Предприятием уже 25 лет, пережив четырех градоначальников, говорит о многом. И еще одна деталь: проверка была проведена в самом начале 2014 года, а результаты опубликовали только в конце ноября 2014. На 2015 год Смольный выделил метрополитену 9,7 млрд рублей субсидий из городского бюджета - в 24 раза больше, чем в 2007 году. Совершенно непонятно, как можно выделять такие средства, проверить расходование которых невозможно – «в связи с отказом Предприятия в предоставлении необходимых данных»…

 

Жетонные махинации

 

Простых пассажиров метро эта прошлогодняя проверка, конечно, мало взволновала. Бурю возмущений вызывали и вызывают манипуляции Владимира Гарюгина с жетонами. Накануне нового года в кассы метрополитена выстраивались гигантские очереди – купить можно было только один жетон, и каждая поездка превращалась просто в нечеловеческое испытание. Вообще, по слухам, давно циркулирующим в кругах, далеких от легального бизнеса - петербургский метрополитен всегда был источником неконтролируемых наличных средств. На станциях метро нет никаких кассовых аппаратов, один и тот же жетон несколько раз в день опускается в турникет и возвращается обратно в кассу. Если и есть какой-то учет, то конкретных сумм не знает никто, кроме, понятно, руководителя. Кроме того, бессильную ярость у пассажиров постоянно вызывает «экспроприация» метрополитеном неиспользованных в срок поездок по предоплаченной карточке – вы платите метрополитену деньги за 20 поездок (или 30, или 40, или 70), и если в течение 15 дней, или 30 или еще в какой-то очень ограниченный срок вы их не используете – ваши деньги метрополитен не возвращает. Где еще в принципе такое возможно? Вам даже кассовый чек не выдают на руки, вы даже доказать не можете, что покупали поездки в метро. Это тоже миллионы и миллионы рублей, куда они исчезают?

 

Личная заинтересованность


Одновременно с обысками в ГУП «Петербургский метрополитен» и дома у высокопоставленных его сотрудников СК РФ и КСП подробно опубликовал, в чем именно проявилась «личная заинтересованность». Список весьма и весьма объемный, но основные претензии предъявляются к схеме привлечения частных инвесторов при строительстве наземных вестибюлей станций метро. В результате осуществления пяти инвестиционных проектов по строительству наземных вестибюлей станций «Обводный канал», «Международная», «Бухарестская», «Звенигородская», «Адмиралтейская» на арендуемых Предприятием земельных участках общей площадью 32 035 кв.м у инвесторов появились в собственности торгово-развлекательные комплексы общей площадью 126 290,5 кв.м, а также возможность выкупа земли по льготной цене в процессе приватизации. Одновременно, плата инвесторов в городской бюджет составила всего лишь 107,2 млн. рублей, площадь помещений наземных вестибюлей, подлежащих передаче Санкт-Петербургу, составила 7 396 кв.м (5,5 % от построенных площадей).


Величина платы инвесторов в бюджет города, определенная в отчетах оценщиков, составила незначительную величину. Например, по станции «Бухарестская» - 2 600 тыс. рублей, по станции «Международная» - 7 770 тыс. рублей, а по станции «Звенигородская» - вообще отрицательную величину. Заказчиками отчетов об оценке прав на земельные участки выступали инвесторы, производившие оценщикам оплату их работ.
Отчеты об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки, на основании которых была определена плата инвесторов в бюджет города, были выполнены с многочисленными нарушениями требований законодательства об оценочной деятельности.


При составлении технического задания на оценку Комитетом по управлению городским имуществом (далее – КУГИ) были проигнорированы выполненные за счет бюджетных средств работы по созданию фундамента объекта инвестирования стоимостью около 500 млн. рублей, что повлекло занижение платы, подлежащей перечислению в бюджет Санкт-Петербурга.


С целью проверки объективности результатов оценки, выполненной ООО «Альфа Консалт» (станция метро «Адмиралтейская»), Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга привлечен другой независимый оценщик для проведения повторной оценки, по результатам которой плата инвестора в городской бюджет должна была составить 1 397 017 тыс. рублей, что в 20 раз больше величины, подтвержденной ГУП «ГУИОН» в экспертном заключении и рассчитанной фирмой, привлеченной инвестором.


По другим коммерчески привлекательным земельным участкам, предоставленным инвесторам, также существует возможность занижения платы, подлежащей перечислению в доход бюджета Санкт-Петербурга.
В ходе реализации инвестиционного проекта по строительству наземного вестибюля станции «Адмиралтейская» начальник ГУП «Петербургский метрополитен», не являясь участником бюджетного процесса, неправомерно принял решение об освобождении инвестора (ЗАО «СоветниК») от возмещения затрат бюджета Санкт-Петербурга, причинив ущерб бюджету Санкт-Петербурга в сумме не менее 466 545,1 тыс. рублей.


В инвестиционный договор с ЗАО «СоветниК», Предприятием не были включены данные о площади, переходящей в собственность инвестора, в количестве 338, 3 кв.м. Кроме того, в договор не были включены характеристики помещений наземного вестибюля, подлежащего передаче в собственность Санкт-Петербурга, что повлекло излишние расходы бюджетных средств в сумме не менее 51 317,6 тыс. рублей.
Аналогично, и в другие договоры с инвесторами, Предприятием не были включены важные инвестиционные параметры объектов, подлежащих передаче городу, что не позволяет должным образом проконтролировать выполнение обязательств инвесторов при реализации инвестиционных проектов.


По итогам закрытых конкурсов в качестве инвесторов привлечены организации, являющиеся структурами, аффилированными с собственниками Холдинговой компании «Адамант» (за исключением ЗАО «СоветниК»).


Предприятие в отсутствие какой-либо необходимости в привлечении частных инвестиций в земельный участок рядом со станцией метро «Волковская», заключило с ООО «Адамант» инвестиционный договор на строительство торгового центра. По итогам незаконной инвестиционной сделки, реализованной по предложению Предприятия, у ООО «Адамант» в собственности появился торговый центр и возникло право приобретения земельного участка площадью 3 375 кв.м из государственной собственности Санкт-Петербурга по льготной цене в процессе приватизации; в тоже время ни Предприятие, ни Санкт-Петербург не получили какого-либо имущества как результата инвестирования.


На торговый центр, созданный инвестором, право собственности ООО «Адамант» зарегистрировано 31.07.2010. Разрешение на ввод в эксплуатацию наземного вестибюля станции метрополитена «Волковская» получено только лишь в 2014 году, регистрация прав Предприятия и Санкт-Петербурга на здание наземного вестибюля на момент настоящей проверки не произведена.


В нарушение Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.06.2004 № 1190, Комитет по управлению городским имуществом предоставил Предприятию для инвестиционной деятельности находящиеся в собственности Санкт-Петербурга земельные участки без заключения соглашений о застройке земельных участков (инвестиционных договоров).


Реклама без расценок


Не удалось КСП разобраться со схемой предоставления рекламных носителей, размещенных в метрополитене. Сам ГУП получает деньги только за аренду и обслуживание рекламных площадей, которые арендуют у него всего четыре компании – «Метроном», «Анфас», «Комет» и «Афкап». Разместить на них рекламу можно только по расценкам самих этих операторов. При этом сами тарифы на аренду площадей действуют с кризисного 2009 года. В итоге в 2013 доход от сдачи в аренду рекламоносителей составил лишь 331 млн рублей, в 2012 – 316 млн.


Отсталое развитие


И еще одна проблема метрополитена, касающаяся всех без исключения горожан. По разным оценкам строительство новых веток и станций петербургского метро составляет от нынешних потребностей лет на 20. Официальные комментарии по этому поводу всегда сводились к недостатку финансирования. Однако на фоне ставших сейчас известных фактах нарушений и, особенно, на фоне опубликованных сумм недополученных средств от привлеченных инвесторов все это выглядит малоубедительным.

 

Читайте также текст:

"Санкт-Петербург.ру" сравнил метро города на Неве с подземками других стран

 

 

Материал создан при поддержке ОАО Банк ВТБ

 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    как Это сделано

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы