Что вы будете делать часов в 10 вечера 31 декабря? Наверняка морально готовиться к торжеству: оливье-селедка-шампанское, ну и, конечно, звонки-смски родным и друзьям. Бой курантов и пауза на загадывание желаний-шампанское-оливье-селедку, а затем снова звонки-смски. А помните, пару-тройку лет назад до абонента в эти часы приходилось дозваниваться, как до Смольного в дни Ленина?
Сейчас многое изменилось, говорит директор ЕЦУС Валентин Полозенко. Модернизация сети позволила в разы увеличить количество возможных звонков и объем интернет-трафика. А значит, в новогоднюю ночь у всех есть возможность дозвониться до своих родных и близких.
Валентин Полозенко бодрый и доброжелательный. В эту новогоднюю ночь ему не придется следить за состоянием сети на площадке и звонить своей семье, так как с 31 на 1 на площадке ЕЦУС в Самаре будет дежурить его коллега - директор Восточного крыла ЕЦУС из Самары Александр Быков. Сеть МегаФона в России управляется из двух единых центров ЕЦУС. «Два единых центра» звучит странно, но работа настолько ответственна, что без дублера не обойтись. В штатном режиме центры делят нагрузку, но при необходимости каждый из них может забрать все управление. Тринадцать млн сообщений в сутки обрабатывается программами и операторами этих центров. Здесь и диагностические данные, и информация об инцидентах, и статистика. К Новому году оба центра готовятся одинаково, но их директора отмечают праздники дома по очереди и в отпуска ходят по очереди.
Валентин увлеченно рассказывает про подготовку:
«Мы начинаем готовиться к Новому году с 1 ноября. В структуре МегаФона есть ситуационно-аналитический центр, который на протяжении года занимается анализом и исследованием сети: как меняется ее нагрузка, где и по каким причинам возникает больше всего аварий, пиковые ситуации и многое другое. К ноябрю наш центр получает от группы технического контролинга документ, в котором несколько сотен задач для улучшения сети или устранения проблем. С этого документа и начинается наша подготовка».
Продолжает руководитель оперативно-технического управления Елена Серегина:
«Эти предписания показывают нам, например, где нужно добавить базовые станции. Ведь у нас есть не только стационарные, но и мобильные станции, которые мы можем установить на Дворцовой площади во время гуляний или в других местах скопления людей. Кроме того, в документе содержится информация о необходимости расширения пропускной способности оборудования».
Из центра в Петербурге управляется не только сеть Северной столицы. Вместе с Самарой наш ЕЦУС управляет сетью МегаФона по всей России. Поэтому к Новому году центр готовит всю страну, в том числе Москву. «Новогодние» задачи показывают, где в сети есть слабые места. Для Мегафона Новый год - это отличная возможность увидеть направления развития сети в будущем году. Скачкообразный рост трафика показывает, как сеть будет выглядеть через несколько месяцев или лет.
Елена Серегина - почетный радист России и мастер связи. В области мобильной связи она работает с 2000 года. Новогоднюю ночь 2016 она снова проведет на работе:
«Мы начинаем встречать Новый год с Дальним Востоком, а заканчиваем с Калининградом. Честно скажу, не до шампанского. Разве что, после трех утра перекусить оливье. В режиме онлайн мы следим за связью и управляем аварийными ситуациями. Если что-то случается, мы должны оперативно отреагировать - направить ремонтную бригаду. Через час после Нового года в каждом часовом поясе мы создаем оперативный отчет - начинаем с Камчатки, а заканчиваем в Калининграде. Итоговый отчет о работе сети всей страны отправляется уже утром. Эти документы дадут возможность увидеть узкие места сети и спланировать модернизацию сети на будущий год».
В двух центрах ЕЦУС работают около 500 человек. Каждую ночь здесь, в Петербурге, дежурит примерно 30. В Новый год их количество увеличится вдвое. В каждом регионе или городе в новогоднюю ночь есть сотрудники на домашнем дежурстве. У них должен быть доступ в Интернет и заряженный мобильный телефон. Если возникнет нештатная ситуация, они должны будут подключиться к ее решению.
Валентин поясняет:
«На каждую нештатную ситуацию существует регламент, в котором описано, что нужно предпринять. У нас есть свои ремонтные бригады с комплектами оборудования. Во время подготовки к Новому году нужно провести тест-драйв нового оборудования. Для этого в МегаФоне работает лаборатория, где тестируются отдельные элементы различных блоков. Для каждого элемента имитируется большая нагрузка, которая возможна в пиковых ситуациях».
Тест-драйвы проходят не только в лабораториях. Каждое крупное мероприятие, по сути, является таким тестом.
Валентин вспоминает:
«Мы были генеральными партнерами Олимпиады в Сочи, построили там 950 базовых станций и передали 660 терабайт трафика за несколько дней. Такой опыт позволяет нам спрогнозировать с высокой точностью пиковую нагрузку сети. А это значит, что мы сможем предусмотреть сложные ситуации заранее. У Елены Серегиной на Новый год есть график, так называемая елочка - макет, на котором показаны наиболее загруженные участки сети. Когда сеть работает с нормальной нагрузкой, елочка окрашена в зеленый цвет. Если нагрузка возрастает, то график подкрашивается в оранжевый, а затем - в красный».
Елена продолжает:
«Наше оборудование в режиме онлайн позволяет видеть все, что происходит с сетью. Например, во время открытия Олимпиады на нашем графике было видно, когда шла наша команда. В это время количество звонков и объем передачи данных резко снизились. А как только начали выходить другие команды, количество звонков увеличилось, абоненты делились друг с другом впечатлениями».
Все работы по подготовке сети МегаФона к Новому году должны быть завершены к 29 декабря. В 08:00 объявляется мораторий на все работы по модернизации сети. С этого момента специалисты мобильного оператора могут делать лишь минимальные программные настройки. Мораторий нужен для того, чтобы в ответственный период не появились сюрпризы.
Сам центр управления сетью МегаФона представляет собой огромное помещение, по всей ширине которого тянется экран, куда в реальном времени передаются данные с разных участков сети. Зеленое - работает в штатном режиме, красное - пиковая нагрузка. Валентин и Елена показывают на графики и объясняют: «Здесь сейчас говорят много, а здесь количество звонков небольшое, здесь регламентные работы и трафик идет по резервному каналу».
Напротив экрана - несколько рядов столов с огромными мониторами, за которыми работают сотрудники ЕЦУС. Все они отслеживают работу сети и реагируют на нештатные ситуации.
Интересно, конечно, узнать, как МегаФон и другие операторы дружат и дружат ли вообще?
Валентин рассказывает:
«Взаимодействие с инженерными службами всех операторов у нас построено отлично. На случай аварий есть специальный регламент аварийного роуминга. Мы можем почти мгновенно передать абонентов коллегам так, что пользователи даже не узнают, что разговаривают уже в другой сети. Перед Новым годом, как и перед другими массовыми мероприятиями, мы проводим дополнительное расширение сети, чтобы звонки и передача данных между абонентами разных операторов проходила без перебоев. Кстати, Новый год - это отличная тренировка по работе в экстремальных ситуациях».
Вот такой Новый год в МегаФоне. Теперь, нажимая на кнопку телефона, чтобы начать вызов, вспоминаем, сколько интеллекта, инженерно-технической мысли, человеческого труда и магии стоит за обычным звонком.