USD 03.05.2024 92.0538 +0.2747
USD ММВБ 00:05 93.3891  
EUR 03.05.2024 98.6447 +0.6177
EUR ММВБ 00:05 100.1123  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Каково молодым бизнесменам в кризис

Я пообщался с несколькими молодыми коммерсантами и выяснил, каковы реалии ведения бизнеса в кризис в этой стране.

Интернет пестрит пафосными статьями и заголовками о том, как круто иметь собственный бизнес. В социальных сетях полно сообществ тематики «Истории успеха» и «Как стать богатым». Сотни спикеров на своих семинарах и вебинарах рассказывают о том, что настоящий мужик должен быть обязательно бизнесменом, а на дядю работают только неудачники. Меня тошнит от всего этого, и, как выяснилось, не меня одного. По долгу службы я знаком с несколькими молодыми предпринимателями, и они рассказали мне о своем опыте ведения бизнеса и о том, как кризис повлиял на возможности открытия собственного дела.


Роман Горшков, владелец рекламного агентства.


«Я очень криво начал. Мы сделали все ошибки, которые делать нельзя: сняли офис, даже наняли сотрудника. Плюс мы оба были творческого мышления, а это люди которые не умеют все приводить в систему. По деньгам... зависит от товара, мы услуги продвигали, так что начинали без вложений. Это сейчас называется микропредприятием. У меня первый проект прожил 4 месяца, но мы заработали. Причем нормально, но по «зелености», первые деньги спустили на развлечения, так как думали, что еще будут. Дальше я уже развивался как фрилансер и постепенно стал менеджером с сетью фрилансеров. Работал на дому, доход хороший: от 50 минимум было при том, что работал от силы 2-4 дня в неделю не более 5 часов в день. В кризис много возможностей, очень! Но на мой взгляд, нужно очень хорошо подумать, чем заниматься , так как люди многие сокращают расходы и боятся что-то покупать . Знаю только, что МЛМ в кризис как на дрожжах растет, я это уже ощутил. Кризис очень хорошо освобождает место для новых бизнесов. Карлс Джуниор ушел, в нашем офисном здании закрылся салон Subaru».

У Романа довольно позитивный взгляд на ситуацию. Он работает с интернет-рекламой, там иначе никак. Это бизнес, основанный на заказах, приходящих из виртуального пространства. Для полноты картины стоило спросить мнение другого человека, который занимается бизнесом в реальном секторе экономики, или, как это модно говорить: в «оффлайне».


Егор Степанижов, владелец компании по производству одежды и спортивного инвентаря.



«Ну, на мой взгляд, кризис — это самое удачное время для открытия своего дела. Единственный минус — это то, что бабок нужно где-то в 2 раза больше. Если бюджет позволит — то окей. Так как обычно после кризиса все тупо привыкают, что все хреново и все дорого. Ни разу не было, чтобы вылезала страна после дефолта и, типо, стало лучше, чем до кризиса. Пора привыкнуть, что евро — 70, а доллар — 60! И работать!»


Таково мнение человека, работающего в реальном секторе и знающего, почем фунт лиха в бизнесе. Егор занимается этим уже не первый год и продолжает работать в кризисные времена. Однако предприниматели в нашей стране — не только мужики. Среди молодых «акул» бизнеса есть также и представительницы прекрасной половины человества. Женский взгляд на проблему бизнеса в кризис представит...


Марина Антонова, совладелец «Издательства Санкт-Петербурга «Важные Телефоны». Автор проектов: «100 важных телефона» и «Антикризисный путеводитель по Петербургу»


«Я открывала новое направление в группе компаний, поэтому многие проблемы мною встречены не были! По мне, бизнес нужно начинать с партнером, который будет дополнять твои личные качества, должна быть дисциплина, вера в успех и четкое распределение ролей плюс готовность к командной работе всех сотрудников. Для любого нового дела необходимо, чтобы на основных позициях были профессионалы, которые дополняют друг друга и умеют работать в команде...как-то так...про кризис ничего плохого сказать не могу, так как была готова к очень тяжелому первому году, и трудности нас только подстегивают пахать, и это отличная мотивация и для меня самой и моих сотрудников! Цифры в любом бизнесе сильно разные, но, по мне, меньше, чем 1 млн рублей иметь нельзя, и при этом иметь его нужно не под расходы основные, а как подушку безопасности для оплаты труда своих сотрудников. Самая большая сложность для открытия стартапа - это суметь принять решение, начать и не сдаваться первый год точно, хотя все вокруг будут говорить, что у тебя ничего не получится, времена не для бизнеса и у твоих потенциальных клиентов будет главным возражением - «мы о вас еще ничего не слышали и денег на что-то непроверенное сейчас нет».


Марина очень четко подметила о «страховом депозите» в 1 млн. рублей. То есть реальная минимальная цифра для открытия собственного дела должна быть как минимум в 2 раза больше. Это мое скоромное мнение. Чуть ранее я давал цитату Романа, который говорит, что можно открыть дело без вложений. Тут я вынужден не согласиться. Сам пробовал, и наткнулся на такую вещь: есть без вложений, значит первые сделки должны идти по предоплате. По предоплате работают только очень теплые клиенты. Дальше  - загвоздка в том — где взять теплых, если о вас еще никто не знает. Да и как минимум: затраты на интернет/свет/газ. Возможно, понадобится куда-то съездить, что-то купить, кого-то нанять. А это 99%, что так будет. В любом случае, я тут не советчик и не эксперт и могу лишь судить по собственному опыту и опыту моих знакомых, чему мнению можно доверять. У одного из таких людей совсем иное мнение, отличающееся от позиции предыдущих ораторов.


Константин Высокородный, владелец маркетингового агентства 


«Сейчас многие говорят о кризисе, о проблемах, о курсах валют. Обыватели. Если говорить о данной обстановке, то худо скорее газо-нефтянной промышленности и их посредникам, говорить о проблемах для иных направлений скорее глупо и неответственно. Сейчас наоборот открывается много возможностей для инвестирования в национальную промышленность и производство и именно эти направления бизнеса соответственно наиболее перспективны, если же нет необходимых средств - не стоит забывать о качественных и профессиональных услугах как в целом для населения так и индивидуальных, например: качественный маркетинг, реклама или агентские услуги. Стоит заметить, что многие забыли о странах Азии, тот же Китай, вполне отличная площадка для поиска партнеров. Что касается стартапов - это не их время, сейчас время серьезного бизнеса и именно бизнеса, как полностью проработанного, взвешенного и обдуманного решения, не на быстрый заработок личных средств, а на глобальное развитие усердное развитие новых идей и освободившихся ниш. Я начинал свой бизнес в кризис 2008-2009 года, было трудно: тогда я нашел новые рекламные площадки в Санкт-Петербурге и выступал агентом, а через год уже предлагал услуги комплексного маркетинга компаниям из стран Баварии. Если вы именно предприниматель, с желанием создать что-то серьезное, с полным желанием учится новым для себя направлениям или аспектам и серьезно настроены - забудьте про кризис! Это совершенно не помеха, скорее возможность.  Если вы работаете с зарубежными странами - курс валюты, вам в пользу. Если вы работаете в рамках нашей страны - вам просто неважен какой показатель зарубежной валюты. То что многое подорожало, да, но лично у меня недостатка в товарах или сожаления о их стоимости нет - будьте проще, учитесь дифференцировать расходы и цены тоже не станут проблемой.»

Стоит заметить, что эксперты маркетинга придерживаются примерно такого же мнения. Цена не является конкуренты преимуществом, как бы это ни было парадоксально. Однако есть еще один камень преткновения, на который натыкаются многие начинающие бизнесмены. Об этом расскажет


Аноним, владелец веб-студии (мой друг предпочел скрыть свои данные)

«С самыми первыми трудностями с которыми я столкнулся - это наемные сотрудники. Лишь два из почти 30 человек, с которыми я работал, были честными и действительно отрабатывали те деньги, которые получали за свой труд. Самый главный вывод, который я для себя сделал - даже если человеку платить много, он все равно может работать плохо. Нужно разбираться в людях, проверять и постоянно контролировать. Делегирование таких процессов, как обработка клиентов и продажи, может отразиться катастрофически на начинающемся бизнесе. Наемный сотрудник не заинтересован в развитии бизнеса (какие бы у него не были %), не заинтересован в репутации бизнеса, он только хочет получить деньги за отработанное время. Если человек привык работать спустя рукава и получать за это деньги, то он и за 100 000 в месяц будет работать отвратительно. Мой бизнес был связан с созданием сайтов при оплате после результата. То есть после первых продаж. Сам выбор данной бизнес-модели подразумевал риски. Насколько это большие риски, я понял спустя несколько месяцев. Мы действительно сделали несколько успешных проектов, однако люди не захотели давать отзыв. Были проекты неуспешные ввиду просто плохой идеи и слабенького бизнеса самих клиентов. Например, продавать плюшевые игрушки по цене в 1,5 -2 раза выше по рынку, так себе идея. Или сувенирная продукция, где давно все сделки крупные делаются по многолетним знакомствам, тендерам , а сама ниша настолько конкурентна, что привлечение клиента из интернета стоит больше, чем прибыль с продажи самого дорого сувенира.


Про стартапы в кризис.
Считаю, что имеют право на жизнь. Стартап в основном - это удовлетворение какой-либо еще не занятой ниши или подниши. Что-то новое или улучшенное существующее.


Другое дело, что с хорошей идеей человек может быстро взлететь и заработать, но гиганты рынка из смежных областей, также быстро соориентируются и замнут своими бюджетами на маркетинг.

Я стал бы начинать стартап в кризис по тем же самым правилам, что и не в кризис: проверил спрос, сделал первые продажи, повторил комбинацию в большем объеме и т.д.


Другое дело, что термоядерным ростом бизнеса являются кредиты. А во время кризиса с заемными средствами очень туго, одобряют мало , если одобряют то и проценты выставят такие, что любые дивенденды от стартапа кредит съест в один миг».

 

 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    все блоги

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы