По словам пресс-секретаря ОАО "ЗСД" Ольги Подклетновой, технически северный участок магистрали уже готов, однако для его ввода в платную эксплуатацию требуется подготовить необходимые документы. По информации "Санкт-Петербург.ру", сроки должны утвердить примерно через две недели, ориентировочно после 13 марта.
Аналогичная система оплаты действует на южном участке ЗСД с 2011 года, однако под управление "МСС" дорога перешла лишь в декабре 2013 года. За 2,5 года эксплуатации интенсивность движения на ЗСД возросла более чем в 2 раза — в настоящий момент в сутки по нему проезжает более 65 тысяч машин. При этом стоимость проезда остается неизменной — 30 руб. (10 руб. в ночное время) для легковых и 100 рублей для многоосных автомобилей. Кроме того, владельцы специальных карт пользуются скидками — от 10% до 20%.
В феврале в СМИ циркулировала информация будто минимальный тариф на магистрали может подрасти до 103 руб. В Смольном постарались развеять подозрения, пообещав, что плата будет ограничена "в рамках социальной ответственности". Правда, затем уточнив. "Право устанавливать тарифы имеет оператор объекта — "Магистраль Северной столицы". Компания рассматривает возможность введения зонирования и справедливого принципа оплаты за проезд для всех пользователей в зависимости от расстояния", - сообщила глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк. Таким образом, дорогу северного участка могут поделить на несколько частей, каждая из которых будет оплачиваться автолюбителями отдельно.
Подобные нововведения могут изменить трафик на магистралях, считают эксперты. "При передачи северного участка в эксплуатацию транспортные потоки, возможно, перераспределятся. Безусловно, кто-то выберет бесплатный альтернативный маршрут, а кто-то продолжит пользоваться северным участком", - говорит Ольга Подклетнова. С ней согласен эксперт межрегионального общественного объединения "Город и транспорт" Владимир Валдин. По его прогнозу, количество машин на трассе поубавится, но затем автомобилисты привыкнут к новым условиям и будут вновь пользоваться привычной дорогой.
Протяженность северного участка ЗСД составляет 26,4 км. Планируется, что в будущем заработает еще и центральная часть, которая соединит весь ЗСД. По планам чиновников, это позволит разгрузить исторический центр города, а также перераспределить транспортные потоки на западе и юге Петербурга, избавив центральные улицы от грузовиков.
Однако Владимир Валдин считает такие планы несбыточными. "Это сказка, - говорит специалист. - Потому что там движутся разные потоки, которые не пересекаются. Ведь центр Петербурга загружен машинами местного транзита. Думаю, когда полностью соединят ЗСД, это освободит, прежде всего, восточную часть КАДа". По словам эксперта, плата за проезд по всему ЗСД в будущем может достигнуть 200 руб. А это, считает он, в два раза дороже, чем проехаться по трассе во Франции или в Италии.
Сколько успели заработать в "МСС" с даты приемки южного участка скоростной трассы, в управляющей компании сообщить отказались, сославшись на коммерческую тайну. Однако, по оценкам экспертов, коммерсанты могут рассчитывать на прибыль, измеримую в несколько миллиардов рублей в год.
Алексей Стрельников, "Санкт-Петербург.ру"