К 198-летнему Юбилею Лермонтова сеть библиотек "Лермонтовка" презентовала путеводитель-каталог "По следам литературных героев М.Ю. Лермонтова", по которому устроила автобусную экскурсию. Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" побывал на ней и выяснил, почему Лермонтов не любил Петербург, что нужно прочесть, чтобы увидеть город Лермонтова и где жили литературные герои.
Говорят, Лермонтов не любил Петербург. Он казался писателю пасмурным, холодным и неприветливым. В романе "Княгиня Лиговская" писатель определил Петербург так: "Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию здешнего неба. Какое-то печальное равнодушие, подобное тому, с каким наше северное солнце отворачивается от неблагодарной здешней земли, закрадывается в душу, приводит в оцепенение все жизненные органы. В эту минуту сердце неспособно к энтузиазму, ум к размышлению". Однако в свой последний приезд в город Петра Лермонтов пишет о "милом севере":
"Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную."
Маски в доме Энгельгардта
Невский пр. 30
Чтобы увидеть Петербург Лермонтова, надо прочесть драму "Маскарад" и три незаконченных произведения: роман "Княгиня Лиговская", повесть "Штосс" и поэму "Монго". Драма "Маскарад" была написана именно в Петербурге.
В 1834 году у Лермонтова возник замысел драмы, через год с рукописью ознакомился цензурный комитет. Драматическую цензура, которой в то время ведал шеф жандармов Бенкендорф, сочла невозможной публикацию произведения ввиду "непристойных нападок" на костюмированные балы в доме Энгельгардта и "дерзостей против дам высшей знати". Автор получил пьесу для дальнейшей доработки. Но даже после них цензура отказывает в разрешении на постановку. Вероятно, причиной тому стало основание пьесы на реальных событиях.
Только после гибели поэта драма была разрешена к печати. В 1842 году драма была впервые опубликована, а первая постановка случилась лишь в 1852 году в Александринском театре. Еще через 10 лет цензура сняла всякие запреты с произведения.
Как известно, маскарады противоречили глубоким церковным традициям: в православном сознании это был один из наиболее устойчивых признаков бесовства. Однако светский Петербург, тесно связанный с церковью, все же проводил маскарадные балы.
"Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело."
Такая форма дворянского веселья была очень замкнутой, почти тайной. И только в доме Энгельгардта балы-маскарады проходили открыто и публично, посетить их мог всякий заплативший за входной билет.
"Рассеяться б и вам и мне не худо.
Ведь нынче праздники и, верно, маскарад
У Энгельгардта..."
Дом Энгельгардта нынче всем известен как Малый зал Петербургской академической филармонии. Как и сейчас, во времена Лермонтова на первом этаже дома 30 на Невском проспекте располагались торговые лавки, а на втором этаже проводились балы и музыкальные вечера. Маскарады, проводившиеся в этом доме, стали центром скандальных истории и слухов. Арбенин замечает на слова князя о глупых масках:
"Да маски глупой нет:
Молчит... таинственна, заговорит - так мило
Вы можете придать ее словам
Улыбку, взор, какие вам угодно..."
Трактир "Красный кабачок"
Не сохранился. Исторический адрес: "7 верста Петергофской дороги"
В незаконченной поэме "Монго" упоминается трактир "Красаный кабачок". Это заведение было очень популярно в первой половине XIX веке. Название свое получило по реке Красненькая.
Кабачок повидал немало известных персон. В частности, в ночь с 28 на 29 июня 1762 года в нем останавливалась Екатерина II, направляющаяся в Петергоф, где она со своими сторонниками планировала арестовать своего мужа Петра III. В 1765 году здесь отдыхал Джакомо Казанова. В 1836 году Пушкин писал своей жене из Москвы: "Разве в наше время , когда мы били немцев на "Красном кабачке", и нам не доставалось, и немцы получали тычки, сложа руки?". В кабачке бывали и Александр I и Николай I.
На рубеже 1850-1860 годов здание сгорело. На другом берегу реки Красненькой было выстроено новое заведение под тем же названием, однако оно уже не было так популярно.
В середине августа 1836 года Лермонтов вместе со своим близким другом и родственником А.А. Столыпиным (прозванным друзьями Монго) отправился из села Копорского, находящегося неподалеку от Царского села, на Петергофскую дорогу. Там на даче жила балерина Е.Е. Пименова. Считается, что именно это приключение описано в незаконченной поэме Лермонтова "Монго".
Дом Печорина
Не сохранился. Предполагаемый адрес: наб. Фонтанки д. 32
Печорин - "Герой нашего времени" - впервые появляется на страницах романа "Княгиня Лиговская". На первых страницах мы узнаем, что Печорин на своих санях сбивает молодого чиновника Красинского. "Султан и гнедой рысак пронеслись вдоль по каналу, поворотили на Невский, с Невского на Караванную, оттуда на Симеоновский мост, потом направо по Фонтанке, - и тут остановились у богатого подъезда, с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящею обделкой. <...> Офицер слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошел на блестящую лестницу; - об раздавленном чиновнике не было и помину...".
Симеоновский мост это ныне мост Белинского, а у какого именно дома остановились сани, не известно. Есть предположения, что домом Печорина можно считать большое угловое здание с широким балконом по адресу ул. Белинского 1 или наб. Фонтанки д. 32. Этот дом сохранился только в перестроенном виде.
В 1830-х дом принадлежал графу Г.Г. Кушелеву, генерал-лейтенанту, участнику русско-турецкой войны. Личные покои хозяина располагались, как и комнаты Печорина, на втором этаже. На первом этаже находился танцевальный зал, на четвертом — домовая церковь. Возможно, описывая обстановку квартиры Печорина, Лермонтов воссоздал облик кабинета хозяина дома графа Кушелева.
Лермонтов достаточно подробно следит за маршрутом саней Печорина и пишет о пути чиновника: "спустясь с Вознесенского моста и собираясь поворотить направо по канаве, вдруг слышит он крик: "берегись, поди!.." .
Александринский театр
Площадь Островского
Александринский театр, который мы видим сегодня — здание зодчего К.И. Росси, построенное в1832 году. Назван театр в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны. На его сцене впервые были поставлены "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Гроза" А.Н. Островского.
Михаил Юрьевич сам любил бывать в театре, именно на этой сцене впервые была поставлена пьеса "Маскарад". Кроме того, в этом театре происходят почти все события второй главы "Княгини Лиговской".
"Почтенные читатели, вы все видели сто раз Фенеллу, вы все с громом вызывали Новицкую и Голланда, - и поэтому я перескочу через остальные 3 акта и подыму свой занавес в ту самую минуту, как опустился занавес Александринского театра", - открывает действие Лермонтов.
"Феннела" - это опера Даниэля Обера "Немая из Портичи". Спектакль пользовался большим успехом у зрителей. В Александринском театре главные роли исполняли М. Новицкая и К.Голланд, игру которых и наблюдал Печорин.
Дом князей Лиговских
Литературный адрес: "Морская улица"
Прототипами князей Лиговских послужили В.А. Лопухина и ее муж Н.Ф. Бахметьев. К Лопухиной Лермонтов испытывал глубокие чувства. Есть мнение, что Лопухина вышла замуж под давлением родителей, муж был старшее ее почти на 20 лет. Биографы считают, что Варвару Лопухину можно узнать сразу в двух образах "Героя нашего времени" - Мери и Веры. А Бахметьев был уверен, что все, читавшие сочинения Лермонтова, узнавали в образах Веры и ее мужа чету Бахметьевых.
В третьей главе Печорин пытается догнать княжескую карету и кричит извозчику: "На Морскую! Пошел..". Раньше Морской именовалась Большая Морская улица, однако попытки выяснить, где же именно жили князья Лиговские не увенчались успехом.
"Вот сани его остановились перед одним домом, он вышел и взялся за ручку двери<...>. Сквозь полураскрытую в залу дверь Печорин бросил любопытный взгляд, стараясь сколько-нибудь по убранству комнат угадать хотя слабый оттенок семейной жизни хозяев, но увы! в столице все залы схожи между собою как все улыбки и все приветствия", - не дает конкретики автор.
Академия художеств
Университетская наб. 17
Печорин рассказывает княгине Лиговской об известной картине Брюлова, которую привезли в Петербург: "Если вы любите искусства, - сказал он, обращаясь к княгине, - то я могу вам сказать весьма приятную новость, картина Брюлова: "Последний день Помпеи" едет в Петербург. Про нее кричала вся м талия, французы ее разбранили. Теперь любопытно знать, куда склонится русская публика, на сторону истинного вкуса или на сторону моды".
По этим деталям удалось выяснить, где же Печорин мог видеть произведение Карла Брюлова. В 1834 году "Последний день Помпеи" выставлялся в Эрмитаже, а позднее — в Академии художеств. Картина была написана по заказу мецената А.Н. Демидова, князя Сан-Донато. Демидов же подарил картину императору Николаю I, который и велел разместить полотно в Академии художеств в качестве руководства для начинающих живописцев. Скорее всего Печорин должен был посетить Академию художеств, чтобы увидеть знаменитую картину.
Любопытно, что в одной из критических статей на "Героя нашего времени", Печорина сравнили с Везувием. "Ледяная душа Печорина, наводящая гибель на все, что только подвергалось мертвящему ее влиянию" и вулкан, истребляющий целое население города.
Дом баронессы Р**
Литературный адрес: Миллионная улица.
"Баронесса Р** была русская, но замужем за курляндским бароном, который каким-то образом сделался ужасно богат, она жила на Мильонной в самом центре высшего круга. С 11 часа вечера кареты, одна за одной, стали подъезжать к ярко освещенному ее подъезду". Так начинается последняя глава романа "Княгиня Лиговская".
Был ли у баронессы Р** прототип остается неизвестным. Однако можно предположить, к какому дому подъезжали кареты: Лермонтов изображает грандиозный бал и, должно быть, у баронессы был большой особняк. Вероятно, автор описывал дом №20 по Миллионной улице. В 1840-е этим домом владел тайный советник Н.П.Новосильцев. К сожалению, дом не сохранился. На его месте стоит жилой дом Союза печатников: здание в конструктивистском стиле, построенное в 1931 году архитектором М. Фельгером.
Кокушкин мост, дом Штосса
Литературный адрес: "В Столярном переулке у Кокушкиного моста"
"Вот уже несколько дней, как я слышу голос. Кто-то мне твердит на ухо с утра до вечера - и как вы думаете что? - адрес: - вот и теперь слышу: в Столярном переулке, у Кокушкина моста, дом титулярного советника Штосса, квартира номер 27. - И так шибко, шибко, - точно торопится... несносно!.."
Главный герой повести "Штосс" художник Лугин ищет у Кокушкина моста дом Штосса, чтобы снять в нем квартиру. Многие исследователи творчества Лермонтова полагают, что домом Штосса следует считать дом 69/18 на углу канала Грибоедова (ранее Екатерининского) и Столярного переулка.
"По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, - да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивной лавочке, когда оттуда выталкивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке. Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например... у Кокушкина моста", - описывает Лермонтов мост через нынешний канал Грибоедова.
Кокушкин мост примечателен тем, что получил свое название по фамилии петербургского купца, дом которого располагался на углу Кокушкина переулка и Садовой улицы. Кроме того, этот неприметный на первый взгляд мост часто упоминается в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского. Вообще район вокруг Кокушкиного моста широко известен в литературном Петербурге. Так, в доме купца И.Д.Зверькова жил когда-то Н.В. Гоголь. Сюда же писатель отправил героя своей повести "Записки сумасшедшего" Поприщина. А сам доходный дом Зверькова в Петербурге был самым высоким жилым зданием своего времени.
Дом А.О. Смирновой
Набережная реки Мойки, дом 78.
Сохранился в перестроенном виде.
"В простосердечии невежды
Короче знать вас я желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что делать?.. Речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано…
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…"
Стихотворение "А.О. Смирновой" адресовано одной из самых удивительных женщин своего времени Александре Россет (в замужестве Смирновой). Лермонтов был влюблен в Россет, как и многие его современники, однако безответно. Поэт изобразил ее в образе красавицы Минской в повести "Штосс": " она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; черные, длинные, чудесные волосы оттеняли ее еще молодое правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли". Александра Смирнова с семьей жила в доме №78 на Набережной реки Мойки.
"У Графа В... был музыкальный вечер"
Дом М.Ю. Виельгорского. Исторический адрес: Михайловская (Искусств) пл., д.3.
Прототипом графа В. в незаконченной повести "Штосс" послужил граф Михаил Юрьевич Виельгорский. Это был один из самых образованных и блестящих людей своего времени, кроме того, граф и его брат Матвей Юрьевич устраивали в доме на Михайловской площади (совр. пл.Искусств) музыкальные вечера.
В 1844 году семья Виельгорских переехала в дом на противоположной стороне Михайловской площади. Вероятно Лермонтов, описывая вечер у графа В., имел в виду дом №3, который Виельгорские заняли после 1844 года.
Сохранилось воспоминание приятельницы Лермонтова Е.Ростопчиной: во время своего последнего приезда в Петербург в 1841 году Лермонтов собрал гостей для прочтения своего нового романа "Штосс". Он рассчитывал, что чтение займет по крайней мере 4 часа: "Он потребовал, чтобы собрались вечером рано и чтобы двери были заперты для посторонних. Все его желания были исполнены, и избранники сошлись числом около тридцати; наконец Лермонтов входит с огромной тетрадью под мышкой, принесли лампу, двери заперли, а затем начинается чтение; спустя четверть часа оно было окончено. Неисправимый шутник заманил нас первой главой какой-то ужасной истории, начатой им только накануне; написано было около двадцати страниц, а остальное в тетради была белая бумага. Роман на этом кончился, и никогда не был окончен".
Материал подготовлен по мотивам путеводителя "По следам литературных героев М.Ю. Лермонтова".
Сам каталог был издан недавно, в канун 200-летия Михаила Юрьевича Лермонтова Центральной Библиотекой имени М.Ю. Лермонтова. Автором составителем путеводителя стала М. А. Яковлева, а дизайнером — В. В. Катаева.
Путеводитель повествует о жизни Лермонтова в Петербурге. "История лермонтовского Петербурга короткая, но интересная, интригующая. Она не известна широкой публике, как, например, Петербург Пушкина или Достоевского. Ограничена временными рамками — годами жизни Лермонтова, его службой на Кавказе. Однако, жизнь молодого писателя и поэта тесно связана с Имперской столицей, равно как и жизнь его героев", - говорится в путеводителе.
Также с 13 по 19 октября в Петербурге проходили "Лермонтовские дни", организованные межрайоннной библиотечной системой им. М. Ю. Лермонтова.
"Санкт-Петербург.ру" благодарит Библиотеку имени М.Ю. Лермонтова за предоставленный материал!
Исследовала биографию автора и путеводитель Анастасия Пальчик