Троицкий мост по праву считается одним из самых красивых в Петербурге. Его украшают большие канделябры, обелиски и другие элементы, которые превратили переправу в один из символов Северной столицы. «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, как менялся мост на протяжении двух веков.
Первый мост
История Троицкого моста ведется с начала XIX века. В 1803 году на место между Петроградским и 1-м Адмиралтейским островами переместили Воскресенский плашкоутный мост, который назвали Петербургским. В прошлом наплавная переправа соединяла центральную часть города с Выборгской стороной.
В таком виде Петербургский мост просуществовал 20 лет, после чего его пришлось перестроить. Новую переправу делали с помощью гранитных блоков, которые брали возле каналов у Михайловского замка.
Новый мост открыли в 1827 году. Изначального его хотели назвать Суворовским в честь памятника знаменитому генералиссимусу, который находится перед Марсовым полем. В итоге переправа получила название благодаря Троицкой площади.
Фото: citywalls.ru
Как Троицкий мост чуть не стал Эйфелевым
Первый Троицкий мост ремонтировали в середине 1870-х годов. Его укрепили, чтобы установить линию конной железной дороги. Конки были первым массовым общественным транспортом в Петербурге.
Из-за отсутствия постоянного моста Петроградская сторона продолжала быть окраиной города, этому способствовал и запрет на строительство каменных зданий, который действовал с 1767 по 1861 год. Власти имперской столицы с 1880-х годов начали думать о создании полноценной переправы.
В конкурсе на лучший проект победил французский архитектор Гюстав Эйфель, но в техническом плане лучшим признали вариант французского общества «Батиньоль». Мост, согласно контракту, строили русские рабочие из отечественных материалов.
Первый камень торжественно заложили в присутствии императора Николая II и президента Французской республики Феликса Фора. Церемония прошла 12 августа 1897 года в память о 25-летии бракосочетания Александра III и Марии Федоровны.
1880-е годы. Фото: Николай Диго / vk.com/club998865
Открытие к юбилею Петербурга
Предполагалось, что на правом берегу Невы при строительстве моста появится насыпная дамба. В окончательном варианте по предложению русских инженеров дамбу заменили на каменную аркаду – то есть на группу каменных сводов.
Металлические элементы моста были сделаны на петербургском заводе Сан-Галли, а в украшении участвовали члены Академии художеств и французские архитекторы. На мосту, помимо различных деталей, установили памятные доски, где указаны имена всех участников масштабного проекта.
Новая переправа стала самой длинной в Петербурге. Такое звание она хранила до 1965 года, пока не построили мост Александра Невского.
Торжественное открытие Троицкого моста состоялось в честь 200-летия Петербурга. Первый развод переправы осуществил Николай II.
«Их величества подошли к разводной части моста, где на подушке находилась кнопка. Царь нажал на нее, мост опустился. Прозвучало троекратное ура. Начался крестный ход по мосту. Царь с семьей прошел в белую палатку, где городской голова преподнес всем памятные медали с изображением моста и барельефами императрицы Марии Федоровны, Николая Второго и Александра Третьего. На другой стороне медали была надпись: «Заложен в 1897 году, окончен в 1903. Сооружен в память бракосочетания императора Александра Третьего с Марией Федоровной». В пять часов вечера открылось движение по Троицкому мосту. Мост всю ночь был празднично освещен», – написали в «Петербургской газете».
Слева – строительство моста в 1900 году. Справа – открытка 1908-1914. Фото: citywalls.ru
В середине века
После Октябрьской революции переправа сменила название – она стала мостом Равенства. Следующий раз имя поменяли в 1934 году, когда в Смольном застрелили политика Сергея Кирова.
Во время блокады на Кировский мост приземлилась авиабомба, а рядом с ней упал сбитый немецкий самолет. Переправа не работала в течение двух лет – ее восстановили к лету 1944 года.
После запуска Волго-Балтийского водного пути в 1964 году по Неве начали ходить крупнотоннажные суда. Им мешали Кировский и Литейный мосты, ширина которых ограничивала возможность судоходства. Потребовалось провести реконструкцию.
Мост стали переделывать в 1965 году. Работы продолжались 18 месяцев, но движение на переправе ни разу не прерывалось. Для этого разместили временный мост, который заменял разводной пролет и его соседнюю часть.
После реконструкции изменился внешний вид моста. Специалисты перестроили крайний левобережный пролет у Суворовской площади, чтобы сделать композицию моста более гармоничной.
Впоследствии мост пару раз ремонтировали, в ходе работ были заменены исторические украшения.
Реконструкция моста, 1967 год. Фото: citywalls.ru
«Алые паруса»
В последний раз красивую переправу реконструировали к 300-летию Петербурга из-за износа многих деталей. Ремонт также был приурочен к 100-летию моста. Торжественное открытие после работ состоялось 29 мая 2003 года.
Рабочие полностью заменили пролет у левого берега и разводные механизмы, а также восстановили декоративные элементы в соответствии с историческим видом.
Сейчас Троицкий мост участвует в празднике выпускников «Алые паруса». Это единственная переправа, которую разводят в торжественную ночь – через нее проходит «сказочный» фрегат. В 2018 году мосту исполнилось 115 лет. В честь знаменательного события была включена художественная подсветка.