Сегодня мы поговорим о нашумевшем феномене Pokemon go - это компьютерная игра, основанная на технологиях дополненной реальности, которая завоевала внимание пользователей по всему миру. Сосредоточим внимание на юридических аспектах - игры с дополненной реальностью под пристальное внимание юридической науки и практики пока не попадали. Это компьютерная игра, люди совершают действия, которые сложно отнести к серьезным, и они не должны вызывать юридические последствия. Но игра эта относится к дополненной реальности, а такие игры отличаются от классических компьютерных, когда человек сидит дома. Человек, который играет в Pokemon go, активно перемещается по реальному пространству, отлавливая маленьких воображаемых существ - покемонов, которые накладываются на изображение видеокамеры смартфона. Создается ощущение, что эти существа находятся в реальном мире.
Когда человек осуществляет ловлю покемонов, он собирает информацию, сохраняет их изображения на фоне реальных объектов, перемещается по различным объектам, собирая покемонов, покемоны привязаны к геолокационным меткам на карте мира, с которой соединена данная игра. То есть информационная база, которая формируется в результате игры, включает в себя большой объем метаданных. Данные говорят, где, когда и в какой обстановке пользователь поймал покемона. Таким образом, с одной стороны, игровая компания собирает информацию о пользователе. С другой стороны, пользователь собирает информацию о различных объектах. Эти данные накапливаются на ресурсах данной игры.
Если ловец покемонов будет слишком увлечен игрой, он может собрать ту информацию, которую с точки зрения законодательства собирать не должен. Например, фотографируя места, где ему попались покемоны, захватить в кадр и других людей, то есть третьих лиц, не получая на то их разрешения. Возникнет спор, является их изображение основным объектом на фото или нет. Спор будет непростым, потому что, казалось бы, основным объектом на картинке является покемон. Также сборщик покемонов может забраться в глушь, где находится объект, местоположение которого ограничено служебными данными, потенциально он будет попадать под понятие гостайны. К примеру, нельзя собирать покемонов в помещении таможенных органов. Кто будет нести ответственность за сбор такой информации? Наверняка это будет пользователь. Так как именно он выбирает, когда, где и какого покемона ему сфотографировать и что делать дальше с этим фото.
Читайте по теме: Что такое Pokemon GO и почему эта игра стала невероятно популярной
Другая сторона медали - персональные данные. В базе данных игры накапливается масштабная информация о пользователе – его перемещения, местонахождение и так далее. Эта информация может передаваться третьим лицам. И пользователь, который играет в Pokemon go, должен понимать, что он в данном случае отказывается от приватности.
Технологии дополненной реальности - один из шагов для интенсификации эмоциональных переживаний, связанных с игрой. Добавляется элемент азарта, сопряженный в некоторых случаях с риском для реальной жизни. Контент в Pokemon go не слишком строгий, не вызывающий вопросы с точки зрения федерального закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, но сам эффект от участия в игре сильнее, чем в случае с классическими компьютерными играми. И в этом контексте необходимо учитывать – это виртуальная реальность и степень переживания игрока очень сильная.
Подводя итог, Pokemon go - игра, которая имеет многопользовательские аспекты. И здесь возникает вопрос отношений пользователей с разработчиками игры, в частности в отношении возможных блокировок учетных записей. Это не просто компьютерная игра, а игра с дополненной реальностью, а это вопрос с распределением ответственности. В том числе речь идет об ответственности за незаконный сбор информации. Кроме того, игрок Pokemon go, согласно пользовательскому соглашению, отказывается от значительной части своей приватности. С точки зрения законодательства о персональных данных это серьезный вызов. В интернете крайне сложно соблюсти цели обработки персональных данных и потребности в их использовании. Ну, и наконец, актуализируется проблема возрастных рейтингов. Есть большое различие классических компьютерных игр и игр с дополненной реальностью.
Лекция Владислава Архипова доступна на образовательном портале для юристов LF Academy.