"Доля индивидуального туризма по отношению к организованному в Петербурге постоянно повышается. Это явная мировая и европейская тенденция последних лет, которая в полной мере сказывается и на Петербурге, быстро развивающемся как центр европейского туризма", - отметили в пресс-службе.
Постепенно все большая доля сегмента обслуживания туристов переходит к крупным отелям города, которые предоставляют своему постояльцу любые запрашиваемые им дополнительные услуги, в том числе экскурсионные. Они, таким образом, становятся "новыми туроператорами".
В связи с этим значительно более позитивно оценивают прошедший сезон отельеры. Для многих из них, как крупных, так и относительно небольших, лето этого года было активным и достаточно плодотворным в части приема туристов.
Что же касается музеев, то минувший летний сезон они трактуют как успешный и сообщают об увеличении посещаемости, хотя цифры и неодинаковы. Так, общая посещаемость ГМП "Исаакиевский собор" в высокий сезон выросла в сравнении с 2010 годом всего на 1,6%. При этом соотношение граждан России и СНГ и туристов из дальнего зарубежья почти не меняется — 70% и 30% соответственно.
В то же время ГМЗ "Царское Село" сообщает, что в мае-августе 2011 года общая посещаемость всех экспозиций составила чуть более 1 млн. 300 тыс. чел., что на 11% больше, чем за указанный период времени в 2010 году. При этом российских туристов побывало в "Царском Селе" на 15% больше, а иностранных — на 4,5%.
"Это можно объяснить тем, что российские туристы, как правило, приезжают сюда на более продолжительное время и, в отличие от групп иностранных туристов, посещают не только Екатерининский дворец и парк, но и другие объекты музея-заповедника", - поясняет директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Таратынова.
В осенне-зимнем сезоне 2011 года и летом 2012 года пригородные музеи-заповедники предполагают популяризовать новые экспозиции и увеличивать посещаемость прежде всего во вновь открывшихся парковых павильонах, на выставках и разнообразных парковых маршрутах.
Несмотря на общую стабильность основных въездных направлений, некоторые участники туристического рынка города подмечают рост количества туристов из стран Скандинавии и Латинской Америки.
"Становятся востребованными и интересными маршруты из разных стран мира в Россию через Прибалтику. А увеличению турпотока из стран Латинской Америки способствуют, в частности, соглашения о взаимном безвизовом въезде между Россией и многими странами этого региона", - комментирует генеральный директор ООО "Виа Ханса Санкт-Петербург" Вера Белявская.
В тоже время отмечается рост количества туристов из получивших право безвизового въезда в Россию Турции, Израиля и других стран (сейчас Россия имеет соглашения о безвизовом режиме с 98-ю государствами). Однако по-прежнему основными посетителями музеев являются гости из США и стран Западной Европы (прежде всего Германии, Италии, Великобритании, Франции и Испании).
Взаимное ужесточение визовых правил между Россией и Германией сильно сказалось на статистике въезда немцев в Санкт-Петербург в I квартале 2011 года. И хотя некоторые туроператоры и отельеры полагают, что при нынешней нормативной базе туристов из Германии может стать в 2012 году значительно меньше, ситуация постепенно улучшается.
В число позитивных факторов летнего сезона 2011 года, по мнению турператоров, вошли незначительное снижение цен на размещение в отелях города, рост отельной базы, а также возрастающая популярность паромного сообщения и высокоскоростных поездов.
По мнению туроператоров, существует целый рейтинг факторов, способных помешать увеличению въездного турпотока в Санкт-Петербург в 2012 году. Так самыми проблемными игроки рынка признали по-прежнему достаточно высокую цену туристских услуг и недостаточное информирование о Санкт-Петербурге на международном рынке. На третьем и четвертом местах — визовые и миграционные формальности и транспортная загруженность города. Замыкают список экономическая и политическая нестабильность в мире, угрозы безопасности и уровень сервиса. Последними по значимости факторами в рейтинге участники опроса считают недостаточный событийный ряд и отсутствие новых продуктов или программ.