
Схема создана на основе карты Петропавловской крепости с официального сайта Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Потерна представляет собой подземную галерею, необходимую для безопасного передвижения гарнизона крепости во время осады из левого фланка бастиона в правый (фланки — боковые стороны бастиона). Потерна в Государевом бастионе Петропавловской крепости — это тоннель длиной 97 м и шириной около 2-х. Кирпичные стены и своды не были окрашены и оштукатурены. В наружной стене были сделаны 25 амбразур (бойниц), которые могли использоваться как для освещения, так и для ведения стрельбы. В 1829 году они были заложены в ходе переоблицовки этой части стены новым кирпичом.


Фото: Елена Калинина, "Санкт-Петербург.ру"
Дело в том, что потерна для оборонных целей так никогда и не использовалась (не сыграла активную роль оборонительного сооружении и сама Петропавловская крепость). В XVIII веке потерна служила складским помещением, а после повышения уровня полов в казематах Государева бастиона, 1840-60-х годах, вход в подземную галерею был засыпан.
Реставрация потерны и каземата, с которым она соединена, стала национальным подарком Королевства Нидерландов к 300-летию Санкт-Петербурга, которое отмечалось в 2003 году. С этого времени потерна и каземат открыты для посещения.
Отметим, что еще одна потерна была устроена в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, вход в нее впоследствии также засыпали, открыт он в музейных целях не был.
***
Уже в начале XVIII века большинство боевых и охранительных казематов Петропавловской крепости использовались как складские и жилые помещения, мастерские, места заключения. По легенде, в каземате Государева бастиона императрица Екатерина II хранила свои кнуты.
С 1920-х годов в казематах правого фаса Государева бастиона располагались гаражи, в Великую Отечественную войну здесь было бомбоубежище, а с 1964 года — мастерские Комбината живописно-оформительского искусства (КЖОИ) Ленинградского отделения Художественного фонда.
С 1950-х годов помещения потерны Государева бастиона использовались для прохождения теплотрассы.
Подробнее можно прочесть ЗДЕСЬ>>