Сегодня подземная гордость Петербурга празднует свой День рождения. "Санкт-Петербург.ру" поздравляет метрополитен с этим праздником и рассказывает о том, сколько семерок в современном метро, зачем проектировщики метро хотели засыпать канал Грибоедова и когда подземка работала бесплатно.
Предыстория
Метрополитен гораздо старше, чем мы о нем думаем. И если фактически ему исполнилось сегодня 57 лет, то идея его создания и первые проекты возникли на полвека раньше.
Первые предложения о создании подземной железной дороги датируются 1820 годом. Инженер Торгованов обратился к Александру I с проектом тоннеля под Невой. Далее свои идеи предлагали известный изобретатель-самоучка И. Кулибин и отец тоннелестроения англичанин Марк Брюнель.
Петербург как деловой, промышленный и торговый город бурно развивался. Вскоре остро встал вопрос о постоянной переправе из центра на Васильевский остров. В 1855 году открыли первый постоянный мост через большую Неву - Николаевский (Благовещенский), он ненадолго улучшил транспортную ситуацию в городе.
Но на рубеже веков армия омнибусов, конок и извозчиков уже не способна была справляться с потоком пассажиров. Тогда в Российской империи стали активно высказываться идеи о создании внутригородской железной дороги — прообраза метрополитена. Тем временем в Петербурге не было даже трамваев (если не считать трамвая, работавшего зимой на льду Невы с 1894 года).
Поступали первые проекты. Например, предлагалось строительство дачного вокзала у Казанского собора и возведение эстакадно-подземной дороги, (над Екатерининским и Обводным каналами и соответственно под Забалканским проспектом), которая бы соединила его с Балтийским и Варшавским вокзалами. Кроме того, поступила идея соединить все петербургские вокзалы в единый городской узел. Инженер путей сообщения Я. Генеман предложил засыпку Екатерининского (Грибоедова) канала с устройством в его "ложбине" электрической железной дороги.
Инженер путей сообщения П. Балинский разработал несколько схем будущего метро. Он предусматривал строительство шести городских линий, в том числе двух больших кольцевых трасс общей протяженностью в 95,5 верст (172 км). Предлагалось засыпать низменные районы города во избежание наводнений, возвести 11 крупных мостов, соорудить насыпи и эстакады высотой 5—10 м, и, наконец, проложить собственно железнодорожные линии.
"В наше тяжелое время, - писал Балинский, - невозможно и прямо-таки безбожно заставлять бедного и среднего обывателя тратить на одни только передвижения в течение суток столько времени. Поэтому нет никаких сомнений, что в миллионных городах... сама необходимость заставляет приступить к устройству в них таких путей сообщения, которые бы не зависели от все увеличивающегося уличного городского движения и которые бы обладали наибольшей провозоспособностью и скоростью, то есть, иначе говоря, необходимо приступать к устройству метрополитенов".
Почти все проекты того времени ориентировались на опыт Парижского и Венского метрополитена, то есть линии планировали сделать эстакадными. Однако использование открытых конструкций потребовало бы большого отвода территорий, которых не было в центре города. Все понимали, что подземные тоннели могли бы решить задачу, но прокладка их должна была вестись на большой глубине — Петербург в то время не был в состоянии обеспечить это как технически, так и материально. На время проект петербургского метро оставили.
Начало
Вновь о проектировании метро в Петербурге заговорил в 1938 году председатель Ленгорсовета А.Н. Косыгин. Через три года начались работы по строительству метрополитена, но их прервала Великая Отечественная Война. Заложенные к тому времени 34 шахтных ствола пришлось затопить.
В 1946 году работы восстановили. В частности, был объявлен "конкурс на архитектурное оформление станций первой очереди строительства Ленинградского метрополитена". Создается "Ленметропроект", руководителем организации стал М. Самодуров. Инженеры решили сооружать станции "на горках" (перегон ниже станции) и уменьшить диаметр тоннелей с 6 (московский стандарт) до 5,5 м. В 1954 году исполкоме Ленсовета образовано Управление Ленинградского метрополитена.
Строительство первой очереди заняло почти 10 лет. Сложность заключалась в том, что отечественные метростроители должны были все работы вести закрытым способом, а подобного опыта у них еще не было.
15 ноября 1955 года состоялось торжественное открытие Ленинградского метрополитена. Первая линия от станции "Автово" до станции "Площадь Восстания" протянулась на 10,8 км.
Первые 10 дней в метро действовал безбилетных проход. Желающие могли спуститься в метрополитен, осмотреть его и оставить свой комментарий в книгах отзывов и предложений, которые лежали на каждой станции. Посетители не скрывали восторга, писали и краткое "Хорошо!", и возвышенное "Спасибо партии! Как будто побывала на том свете!".
Через три года метрополитен провели под Невой к Финляндскому вокзалу. В это же время впервые в стране на метрополитене начались работы по автоматизации управления поездами.
Спустя 6 лет после открытия метрополитен запускает вторую Московско-Петроградскую линию. Она протянулась на 6,5 км от станции "Парк Победы" до станции "Технологический институт". В 1963 году линия была продлена на север до станции "Петроградская", окончательно вступил в строй первый в СССР кроссплатформенный узел на станции "Технологический институт".
Далее в 1967 году открывается третья Невско-Василеостровская линия от станции Василеостровская до станции "Площадь Александра Невского". К началу 80-х линия соединяла Васильевский остров с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы.
Четвертую Правобережную линию открыли многим позднее - в 1985 году. Линия помогла жителям юго-восточных спальных районов города добираться в центр.
Самой долгостроящейся линией оказалась пятая — Фрунзенско-Приморская. Ее планировали запустить немногим позже Правобережной, но финансирования оказалось недостаточно. Тогда было принято решение заморозить проект. Вместо полноценной линии лишь достроили перегон "Достоевская—Садовая", а строительство "Спасской" заморозили. Эта "временная" схема просуществовала с 1991 по 2009 год. Три года назад открылась станция "Спасская", которая стала конечной станцией 4 линии и позволила отказаться от временной схемы в пользу полноценного открытия пятой линии, которая протянулась от "Комендантского проспекта" через "Садовую" до "Волковской".
Призрачная Дачная
В 1966 году возникла необходимость продлить 1 линию дальше не юг. Тогда было решено построить участок "Автово-Дачное". В целях экономии станцию построили на территории депо "Дачное" и сделали ее открытой. Так, в июне 1966 года появился первый в Ленинграде перегон открытого типа "Автово-Дачное".
Станция изначально строилась как временная. Это была станция "железнодорожного" типа, с одной платформой, небольшим застекленным кассовым залом. Станция-тупик поочередно принимала поезда к различным сторонам платформы, они отправлялись с тех же путей.
35 лет назад, когда открылась станция "Ленинский проспект", "Дачное" закрыли — дублер больше не был нужен.
Станцию можно найти по адресу Трамвайный проспект, 18-а. Но узнать ее будет сложно — на этом месте давно нет путей, платформа с козырьком перестроена в здание, где сейчас размещается МРЭО-5 ГИБДД.
Интерьеры
Петербургское метро не отличается помпезностью интерьеров, как, например, московское. Вестибюли станций сдержанные, но вместе с тем, очень продуманные и красивые.
Так, колонны одной из самых красивых станций - "Автово" облицованы литым стеклом. Отечественным ученым и художникам пришлось потрудиться, прежде чем сделать стеклянные пластины непросвечивающими. Этого удалось добиться благодаря специальной огранке (под углом 89 градусов) внутренней поверхности пластин. Таким образом создается впечатление, что колонны полностью стеклянные. К сожалению, сделать все колонны хрустальными не удалось из-за нехватки времени и средств, но даже 16 из 46 создают впечатление богатства украшения станции. Кроме того, в подземный вестибюль ведет винтовая лестница, а не эскалатор.
Первые станции петербургского метро ("Площадь Восстания"-"Автово") до сих пор, по мнению горожан, считаются самыми красивыми среди прочих.
Как и в московском метро, в Петербурге для облицовки вестибюлей использовались ценные породы — различного рода мрамор и гранит. Можно сказать, что это настоящий музей геологии.
Кроме того, в оформлении станций часто использовалась мозаика. Станция "Маяковская", например, почти полностью покрыта красной мозаикой, в начале можно увидеть строгий портрет поэта.
В проект каждой станции метрополитена Ленинграда было заложено изображение Иосифа Сталина. Но Хрущевская оттепель позволила оставить только три изображения вождя — на станции "Нарвская", "Технологический институт" и "Площадь восстания". Только на последней барельеф со Сталиным сохранился до наших дней (он стоит за спиной Ленина между колонной и знаменем), остальные убрали.
Метрополитен сегодня. Факты.
Петербургский метрополитен самый самый северный в России, а в мире уступает только подземке в Хельсинки. Метро Петербурга входит в книгу рекордов Гиннесса как самое глубокое метро в мире: при строительстве тоннелей требовалось опуститься ниже грунтовых вод, до уровня кембирской глины на уровень 50-70 м.
Самые глубокие станции метро и самые высокие эскалаторы:
- "Адмиралтейская": 100 м
- "Комендантский Проспект": 75 м, эскалатор 64,2 м
- "Спортивная": 70 м
- "Площадь Ленина": эскалатор 65,8 м - 729 ступенек
- "Чернышевская": эскалатор 65,8 м
Метро Петербурга насчитывает 6 депо, которые обслуживают поезда 5-ти линий. Метрополитен насчитывает 65 станций, из них 58 — подземные станции глубокого заложения, 3 подземных станции мелкого заложения и 4 наземных станции.
В метро 70 вестибюлей (одна станция без вестибюля - "Спасская"), 7 станций без эскалаторов ("Девяткино", "Рыбацкое", "Купчино", "Парнас", "Автово", "Ленинский проспект", "Проспект ветеранов"), 7 пересадочных узлов (в т.ч. один трехстанционный и одна кроссплатформенная пересадка), 11 станций, примыкающих к вокзалам и железнодорожным станциям;
Пассажиры пользуются 243 эскалаторами, 820 турникетами, ездят на 1 тыс. 481 вагоне.
Скорость движения поездов от 50 до 90 км/ч
Длина линий — 112,5 км
Линия 1 — 29 тыс. 650 м
Линия 2 — 30 тыс. 100 м
Линия 3 — 22 тыс. 600 м
Линия 4 — 11 тыс. 210 м
Линия 5 — 16 тыс. 780 м
Самый короткий перегон: "Владимирская" - "Площадь Восстания" - 848 м
Самая глубокая станция: "Адмиралтейская" ~ 86 м
В петербургском метро нет открытых станций. Зато есть 10 уникальных станций закрытого типа или станций "горизонтальных лифтов". Они изначально были призваны удешевить строительство станции и обезопасить пассажиров от падения на пути. Но уже 30 лет не строят подобных станций из-за их неэффективности и дороговизны обслуживания.
Впервые в мире в 1997 году построена двухъярусная пересадочная односводчатая станция "Спортивная". Предполагалось, что это будет кроссплатформенный пересадочный узел (как "Технологический институт"), соединять он должен 5 и планируемую 6 — кольцевую линии метрополитена. Но пока нет кольцевой линии, пассажиры используют только два пути.
За сутки метро пропускает 2,5 млн человек. Ночью подземка не спит - ее обслуживают 8 тыс. сотрудников.
Уже более тридцати лет названия станций в поездах Петербургского метрополитена объявляются голосом диктора Ленинградского телевидения Михаила Быкова.
Будущее метро
В декабре этого года будут открыты две станции метро "Международная" и "Бухарестская". Далее планируется открыть вестибюли станций "Спасская" (2013) и "Спортивная" (2014). Проектируемое продолжение 4-й линии до станции "Театральная" вблизи Театральной площади, сцены Мариинского театра. Далее метрополитен планирует продлить 5 линию до станции "Шушары" и начать строительство 6 (Красносельско-Калининской) линии.
Все новые станции будут строиться с применением композитного пожароустойчивого материала, состоящего из алюминия с фторуглеродным покрытием и негорючей основы из минерального наполнителя. Новый материал уже был использован при ремонте наклонного хода станции "Невский проспект" и зарекомендовал себя как эстетичный, не пропускающий течи, не требующий затрат при эксплуатации.
Метро сделают удобным для инвалидов. Уже частично экспериментально внедрено оснащение на станциях "Ленинский проспект" и "Автово". В настоящее время составлен график оптимизации метро для лиц с ограниченными возможностями и продолжаются испытания другой конструкции.