Вот уже 3 года подряд в акваторию Невы ходит бриг "Тре Крунур". К слову сказать, это первый шведский корабль со времен Петра I, зашедший во внутренние воды Санкт-Петербурга.
История "Алых парусов" на русских кораблях не задалась с самого начала. С 1970 года роль галиота "Секрет" исполняла шхуна "Ленинград" (ранее "Надежда"). Это была немецкая трофейная шхуна "Der Seeteufel", принадлежавшая в 1930-х годах графу Феликсу фон Люкнеру — главному немецкому корсару Первой мировой войны, а позже являлась морской резиденцией Йозефа Геббельса, Карла Деница и Генриха Гиммлера. "Der Seeteufel" стал первым немецким кораблем, совершившим кругосветное плавание под флагом с нацистской символикой. Впоследствии как военный трофей шхуна была передана Нахимовскому училищу и переименована в "Надежду". В июле 1956 года она была отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, с 1958 года числилась как "ПКЗ-134", в том же году была исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в "Ленинград".
С 1971 по 1979 год совместно с "Ленинградом" участвовала в празднике трехмачтовая бермудская шхуна "Кодор", построенная на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет — фантастический "возраст" для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания. С курсантами на борту "Кодор" побывал в водах Атлантического океана и 11 морей.
В первом десятилетии XXI века роль галиота "Секрет" выполнял и учебный трехмачтовый корабль "Мир", который был построен на верфи Гданьска (Польша) в 1987 году. Кстати говоря, он до сих пор считается самым быстрым парусником в мире.
Лишь 4 раза за всю многолетнюю историю праздника в акваторию Невы под алыми парусами вошло русское судно. Так, трижды выпускников поддержал фрегат "Штандарт" - первый корабль Балтийского флота, заложенный по указу Петра I в 1703 году на Олонецкой верфи. И лишь однажды учебная гафельная шхуна "Юный балтиец" — созданная ЦКБ "Балтсудопроект" в 1989 году и являющаяся единственным парусником, построенным в морской державе после 1914 года.
Причем история каждого судна оказалась крайне печальной. Сейчас будущее "Юного Балтийца" остается туманным. В прошлом году в связи с неожиданной сменой руководства Дворца творчества юных и перевода Аничкова дворца из федерального ведения в городское подчинение, возникли опасения, что его в любой момент могут приватизировать со всеми вытекающими последствиями. Встревоженные родители написали президенту письмо с просьбой вступиться за Дворец и "Юного Балтийца". Смольный поспешил ответить, что никому и в голову мысль о приватизации не могла прийти и Дворец творчества юных останется в Аничковом дворце, а корабль будет отремонтирован. Собственно говоря, "Юный Балтиец", ожидая ремонта, простоял все лето на набережной лейтенанта Шмидта.
В 2008 году после очередного праздника "Алые паруса" в Петербурге разразился скандал вокруг второго русского судна - "Штандарта". Госморречнадзором было заявлено, что судно не соответствует требованиям пожарной безопасности, непотопляемости, судового навигационного и спасательного оборудования, средств сигнализации и связи. Однако капитан фрегата Владимир Мартусь рассказывал, что к кораблю попросту "прицепились". Так это или нет, сейчас судить сложно. Несмотря на запреты, сразу же после праздника 2008 года "Штандарт" покинул Россию и отправился в Норвегию. Тогда вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Манилова заявила, что "Штандарт" не захотел участвовать в празднике "Алые паруса-2009". Руководители "Штандарта" опровергли это заявление, сказав, что их попросту не пускают на праздник. Вот уже 3 с лишним года судно находится за границей.
Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" связался с капитаном "Штандарта" Владимиром Мартусем и узнал, как сейчас поживает судно. "Приятно, что интересуетесь судьбой фрегата. Корабль активно действует, ходит по морям с молодежным экипажем на борту. Сейчас выходим из Дании, идем в Гетеборг (Швеция). Возраст экипажа, конечно, не "подростковый", но все еще молодежный. Уже три года не возвращались в родной порт. Это накладывает отпечаток - меньше стало "обездоленной" молодежи, больше тех, кто может себе позволить билет в Европу и назад, чтобы выйти в море на паруснике", - рассказал Мартусь.
Возвращаться в Россию фрегат не планирует.
Какой корабль выйдет под алыми парусами в следующем году пока, конечно же, не ясно. Однако уже сейчас понятно, что, скорее всего, это будет вновь не русское судно, так как у Северной столицы, да и в общем у морской державы России, похоже, подобного не имеется.
Ксения Чепига