USD 23.11.2024 102.5761 +1.8963
USD ММВБ 00:05 100.6798  
EUR 23.11.2024 107.4252 +1.3490
EUR ММВБ 00:05 106.0762  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Страна возможностей подняла шведский флаг

Бриг "Тре Крунур", который в минувшие выходные торжественно "пронес" алые паруса, покинул Петербург. Корабль отправился в Швецию.

История о том, как главным действующим лицом единственного в России праздника, занесенного в реестр мирового событийного туризма с рекомендацией к посещению почти в 20 странах Европейского Союза, через 309 лет после победы русского флота на Неве стал шведский, а не русский корабль, берет свое начало практически с самого основания праздника. Морская столица России отечественного корабля для праздника не нашла, они используются либо под дорогие рестораны, либо утратили возможность передвигаться.

Вот уже 3 года подряд в акваторию Невы ходит бриг "Тре Крунур". К слову сказать, это первый шведский корабль со времен Петра I, зашедший во внутренние воды Санкт-Петербурга.

История "Алых парусов" на русских кораблях не задалась с самого начала. С 1970 года роль галиота "Секрет" исполняла шхуна "Ленинград" (ранее "Надежда"). Это была немецкая трофейная шхуна "Der Seeteufel", принадлежавшая в 1930-х годах графу Феликсу фон Люкнеру — главному немецкому корсару Первой мировой войны, а позже являлась морской резиденцией Йозефа Геббельса, Карла Деница и Генриха Гиммлера. "Der Seeteufel" стал первым немецким кораблем, совершившим кругосветное плавание под флагом с нацистской символикой. Впоследствии как военный трофей шхуна была передана Нахимовскому училищу и переименована в "Надежду". В июле 1956 года она была отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, с 1958 года числилась как "ПКЗ-134", в том же году была исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в "Ленинград".

С 1971 по 1979 год совместно с "Ленинградом" участвовала в празднике трехмачтовая бермудская шхуна "Кодор", построенная на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет — фантастический "возраст" для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания. С курсантами на борту "Кодор" побывал в водах Атлантического океана и 11 морей.

В первом десятилетии XXI века роль галиота "Секрет" выполнял и учебный трехмачтовый корабль "Мир", который был построен на верфи Гданьска (Польша) в 1987 году. Кстати говоря, он до сих пор считается самым быстрым парусником в мире.

Лишь 4 раза за всю многолетнюю историю праздника в акваторию Невы под алыми парусами вошло русское судно. Так, трижды выпускников поддержал фрегат "Штандарт" - первый корабль Балтийского флота, заложенный по указу Петра I в 1703 году на Олонецкой верфи. И лишь однажды учебная гафельная шхуна "Юный балтиец" — созданная ЦКБ "Балтсудопроект" в 1989 году и являющаяся единственным парусником, построенным в морской державе после 1914 года.

Причем история каждого судна оказалась крайне печальной. Сейчас будущее "Юного Балтийца" остается туманным. В прошлом году в связи с неожиданной сменой руководства Дворца творчества юных и перевода Аничкова дворца из федерального ведения в городское подчинение, возникли опасения, что его в любой момент могут приватизировать со всеми вытекающими последствиями. Встревоженные родители написали президенту письмо с просьбой вступиться за Дворец и "Юного Балтийца". Смольный поспешил ответить, что никому и в голову мысль о приватизации не могла прийти и Дворец творчества юных останется в Аничковом дворце, а корабль будет отремонтирован. Собственно говоря, "Юный Балтиец", ожидая ремонта, простоял все лето на набережной лейтенанта Шмидта.

В 2008 году после очередного праздника "Алые паруса" в Петербурге разразился скандал вокруг второго русского судна - "Штандарта". Госморречнадзором было заявлено, что судно не соответствует требованиям пожарной безопасности, непотопляемости, судового навигационного и спасательного оборудования, средств сигнализации и связи. Однако капитан фрегата Владимир Мартусь рассказывал, что к кораблю попросту "прицепились". Так это или нет, сейчас судить сложно. Несмотря на запреты, сразу же после праздника 2008 года "Штандарт" покинул Россию и отправился в Норвегию. Тогда вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Манилова заявила, что "Штандарт" не захотел участвовать в празднике "Алые паруса-2009". Руководители "Штандарта" опровергли это заявление, сказав, что их попросту не пускают на праздник. Вот уже 3 с лишним года судно находится за границей.

Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" связался с капитаном "Штандарта" Владимиром Мартусем и узнал, как сейчас поживает судно. "Приятно, что интересуетесь судьбой фрегата. Корабль активно действует,  ходит  по морям с молодежным экипажем на борту. Сейчас  выходим  из  Дании,  идем в Гетеборг (Швеция). Возраст экипажа, конечно, не "подростковый", но все еще молодежный. Уже три года не возвращались в родной порт. Это накладывает отпечаток - меньше стало "обездоленной" молодежи, больше тех, кто может себе позволить билет в Европу и назад, чтобы выйти в море на паруснике", - рассказал Мартусь.

Возвращаться в Россию фрегат не планирует.

Какой корабль выйдет под алыми парусами в следующем году пока, конечно же, не ясно. Однако уже сейчас понятно, что, скорее всего, это будет вновь не русское судно, так как у Северной столицы, да и в общем у морской державы России, похоже, подобного не имеется.

Ксения Чепига

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы