USD 04.05.2024 91.6918 -0.3620
USD ММВБ 00:05 91.9095  
EUR 04.05.2024 98.5602 -0.0845
EUR ММВБ 00:05 98.5333  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Эксперты: проект "Транснефти" представляет экологическую опасность для Бурятии

31 Января 2005, 11:02

Проектируемый нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" может представлять экологическую опасность для Бурятии, считают экологи республики. Об этом сообщил руководитель общественной организации "Бурятское региональное объединение по Байкалу" Сергей Шапхаев. Проект нефтепровода, постановление о строительстве которого, в последний день 2004 г. подписало правительство России, претерпел несколько изменений. Так, изменен начальный пункт трассы - из Ангарска он перенесен в Тайшет, кроме того, увеличена мощность прокачки нефти с 50 до 80 млн тонн в год. Конечным пунктом сделана Находка.
Экологов беспокоит приближенность трубы к Байкалу. Всего по республике, из более чем 4 тыс км системы, планируется проложить 555 км. 140 из них по проекту проходят в пределах водосборной зоны Байкала. Эта территория прилегает к Байкальскому участку Всемирного природного наследия. Маршрут проектируемого нефтепровода пролегает по северным районам, где отмечается высокая сейсмичность. Кроме этого, эксперты говорят о высокой проницаемости грунта на той территории, где запланировано крупное нефтехранилище. До 14% местного населения используют наземные воды как источники питьевой воды. В связи с этим экологи предлагают предусмотреть за счет средств проекта резервные источники питьевой воды. А также провести оценку негативных последствий проекта для культуры и природопользования живущих на этой территории. Экологи направили свои предложения АК "Транснефть", а также обратились за поддержкой к президенту Бурятии Леониду Потапову.
В письме за подписью С. Шапхаева говорится: "Направляем вам результаты независимой экспертной оценки проекта "Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (заказчик ОАО "АК "Транснефть"), выполненной в рамках процедуры общественной экологической экспертизы. В ходе работы были обобщены и использованы замечания и предложения специалистов научных учреждений, представителей общественных организаций из Улан-Удэ, Иркутска, Читы, Благовещенска, Биробиджана, Хабаровска и Владивостока, а также ответы на эти замечания разработчиков проекта из ОАО "Гипротрубопровод", г. Москва (всего - 224 замечания и предложения). Эксперты при выработке своих оценок и предложений для органов власти опирались также на документально подтвержденный опыт эксплуатации действующих нефтепроводов "Транснефти" на территории Иркутской области. В связи с выходом распоряжения правительства России от 31 декабря 2004 г. N 1737-р разработка проектной документации этого инвестиционного проекта вышла на стадию технико-экономического обоснования (ТЭО) и требует, на наш взгляд, более активного участия республики в выработке готовящихся управленческих решений на ее территории.
Проведенный в конце 2004 г. социологический опрос населения вдоль планируемой трассы нефтепровода засвидетельствовал высокий уровень обеспокоенности жителей республики намечаемой проектной деятельностью. Так, 74% опрошенных респондентов уверены, что будет нанесен урон природе и 65% - их здоровью. Причем процент негативного отношения к проекту среди коренных малочисленных народов (эвенков) гораздо выше, чем среди остального населения". Особенно, отмечается в письме, экологии обеспокоины вопросом экологической безопасности (140 км трассы проходит по Байкальской природной территории в бассейне реки Верхняя Ангара в экстремально сложных инженерно-геологических условиях) и общественной эффективности инвестиционного проекта. В частности, считают они, требуют более углубленной проработки следующие вопросы:
- оценка влияния аварийных разливов нефти (по оценкам разработчиков до 8 300 тонн нефти) на экосистему озера Байкал;
- расчет издержек, которые понесут смежные отрасли экономики республики, в случае реализации проекта (недропользование, рекреации и др.) и механизмы их компенсации;
- учет упущенной выгоды и временного лага при расчете компенсаций за ущерб водным, охотничьим ресурсам, рыбным запасам и другим природным ресурсам;
- компенсация налоговых потерь для бюджета республики в случае предоставления налоговых преференций ОАО "АК "Транснефть" для снижения тарифов на прокачку нефти;
- создание страхового фонда для ликвидации последствий аварийных разливов нефти (по предварительным оценкам могут пострадать источники питьевого водоснабжения для 10-12 тыс человек);
- создание накопительного фонда для рекультивации территории и демонтажа (либо конверсии) нефтепроводной системы после окончания срока ее эксплуатации.
"Для оперативного решения возникших проблем предлагается использовать механизм согласования готовящихся среднесрочных программ развития республики с Минэкономразвития РФ и другими профильными министерствами, ответственными за подготовку инвестиционного проекта по распоряжению N1737-р, а также предусмотренную законодательством этнологическую экспертизу намечаемой проектной деятельности...". В письме также говорится, что экологи готовы предоставить накопленную информационную базу по данному проекту любому заинтересованному ведомству республики и привлечь независимых экспертов разных отраслей знаний для консультаций. Об этом сообщает Regnum.

Нефть и Капитал

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы