USD 30.05.2024 89.2589 +0.8214
USD ММВБ 17:14 89.4276  
EUR 30.05.2024 96.8910 +0.6527
EUR ММВБ 17:14 97.0179  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Современное состояние Российского рынка растительных масел и жиров

15 Сентября 2004, 17:04

Как известно, главной целью производителя является обеспечение выживания и эффективного развития фирмы путем выпуска товаров, максимально отвечающих нуждам потребителей по своим качественным показателям, ценам и другим характеристикам. Правильно выбранная маркетинговая политика предприятия способствует выполнению этой цели и активному продвижению выпускаемых продуктов на рынке.
В настоящее время для масложировой промышленности характерно продолжение создания отраслевых холдингов, горизонтально и вертикально интегрированных комплексов, происходит взаимопроникновение предприятий путем покупки акций, есть примеры территориальной интеграции и т.п. процессы. Целью большинства перечисленных преобразований является увеличение своей доли на российском рынке, вследствие чего в последнее время наблюдается резкое усиление конкуренции между российскими производителями масложировой продукции. В этой ситуации знание современного состояния российского рынка приобретает особо важное значение, т.к. своевременное выявление тенденций его развития, прогнозирование его развития в ближайшем будущем и более далекой перспективе позволит укрепить свои позиции на рынке и во время принять решения, направленные на успешное продвижение продукции.
Изменение объемов производства растительных масел, маргариновой продукции и майонеза в нашей стране зависит от внутренних и внешних факторов: внутренних ресурсов масличного сырья, его качественных характеристик, стоимости, проводимой государством политики по поддержанию отечественных производителей, состоянию мирового рынка масличного сырья и продуктов его переработки, объемов импортных поставок растительных масел и жиров, которые по стоимостным и качественным характеристикам составляют серьезную конкуренцию отечественной продукции. Большинство из перечисленных факторов способствовали росту рассматриваемых показателей в последние годы
По данным Госкомстата РФ в 2003 году российскими предприятиями было произведено более 1,5 млн.т растительного масла, что на 27 % выше, чем в 2002 году. Объемы производства маргариновой продукции выросли на 4,7 % и составили 540 тыс.т; майонеза - на 8,6 % до 345 тыс.т.
Постоянный рост объемов производства растительных масел требует увеличения объемов промышленной переработки подсолнечника. По данным ГКС РФ объемы переработки масличных семян, начиная с 1997г, выросли в 2раза. Расширение мощностей действующих и строительство новых маслодобывающих предприятий в дальнейшем приведет еще к более значительному росту
потребления подсолнечника на внутреннюю переработку в нашей стране. Расчеты показывают, что потребность маслодобывания России в ближайшие несколько лет в подсолнечнике может вырасти до 5,5 - 6,0 млн.т. Обеспечение этой потребности, во многом будет определяться состоянием производства подсолнечника, соотношением цен на него в России и на мировом рынке, таможенной политикой государства. Необходимо отметить, что в настоящее время далеко не все семена поступают на переработку. Доля перерабатываемого масличного сырья не превышает 65 %, а средняя загрузка производственных мощностей предприятий -50 %.
В нашей стране более 85 % нерафинированного растительного масла производится суммарно в трех регионах: в Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном и Поволжском. Масло растительное выпускается множеством предприятий, количество которых трудно поддается учету, возможно в России существует порядка 350-400 таких предприятий. При этом ситуацию в отрасли определяют 14-15 наиболее крупных предприятий, доля которых в объемах производства растительного масла находится на уровне 60%. Почти все эти предприятия входят в состав холдингов и промышленных компаний, которые контролируют российский рынок масличных семян, растительных масел и жиров. Наиболее крупными из них являются агрохолдинг "Юг Руси", компании "Русагро", "Эфко", "Букет", корпорации "ОГО" и "Астон", в состав которых входят заводы по переработке маслосемян, элеваторы для хранения сырья, склады и магазины для реализации готовой продукции, а также финансовые и банковские структуры. Все это в сумме определяет эффективность функционирования таких организаций.
Высокая степень насыщенности российского рынка растительных масел, сопровождающаяся сильной конкуренцией, требует от производителей поставлять на рынок масла, имеющие достойные ценовые и качественные характеристики. Длительное время импортные соевое и пальмовое масло по уровню цен составляли сильную конкуренцию отечественному подсолнечному маслу. Такая ситуация была характерна в начале 2002 года, когда наши предприятия имея ресурсы масличного сырья и производственные возможности выпуска подсолнечного масла, не могли его реализовать, т.к. поступающие по импорту соевое и пальмовое масло были значительно дешевле. Низкие цены на подсолнечник во второй половине 2002 г. и в течение 2003 г.г. позволили длительное время сдерживать рост цен на
отечественное подсолнечное масло. В то же время на мировом рынке растительных масел цены росли, в результате переработчикам стало выгоднее покупать отечественное подсолнечное масло, нежели импортное соевое. Это повлияло как на снижение объемов импортных поставок растительных масел в 2003 г на 150 тыс.т по сравнению с 2002 г., так и на снижение доли импортных масел в их ресурсах по стране с 48 % до 39 %.
Востребованность подсолнечника и подсолнечного масла как на отечественном, так и на мировом рынке явится одним из основных стимулов дальнейшего увеличения объемов его производства в нашей стране. Благоприятная рыночная конъюнктура, складывающаяся на мировом рынке для подсолнечника и подсолнечного масла способствует росту экспорта этих товаров. Кроме того, предстоящее вступление России в ВТО должно внести свои коррективы в этот процесс и несомненно отразится на развитие российского масложирового комплекса. Это проявится в ужесточнении требований к реализуемой продукции и росте конкуренции. Только правильно выбранные направление развития предприятия и сильная маркетинговая политика позволят сохранить свои позиции на рынке в этих условиях.

Все масла мира

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы