«Сообщество Питерских блогеров» открыло свой новый проект «Закулисье редких профессий» походом на Балтийский завод – блок «Судостроение». Портал «Санкт-Петербург.ру» собрал впечатления и фотографии блоггеров от «внутренностей» легендарного петербургского завода.
Завод был основан в 1856 году (т.е. 160 лет назад) петербургским купцом М. Карром и инженером-механиком парохода «Невка» М. Л. Макферсоном, подданным Великобритании, в качестве совместного корабельного, литейного, механического и судостроительного завода на юго-западном побережье Васильевского острова.
Фото: spbblog.livejournal.com
В 1874 году предприятие становится собственностью английского акционерного общества, а в 1877 году преобразуется в Русское Балтийское железнодорожное и механическое общество, избавляясь от «английского» шлейфа. В 1894 году выкупается в собственность казны в лице морского министерства и тогда уже становится гигантом судостроения, получая крупномасштабные госзаказы. Балтийский завод первым среди своих коллег по производству приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы).
В направлениях деятельности завода можно выделить четыре основных. Это коммерческое судостроение (танкера, сухогрузы, плавучие сооружения), военное надводное судостроение - корабли 1 и 2 ранга (броненосцы, линкоры, крейсеры, тяжелые атомные крейсеры), подводный флот (начиная с подлодок типа «Барс», затем завод уступил эту специализацию как основную другим заводам) и уникальная ниша - ледокольное судостроение.
Фото: spbblog.livejournal.com
Здесь сооружены почти все серийные атомные ледоколы СССР и России (кроме экспериментального первенца «Ленин») и множество паровых и дизель-электрических. Ледокольная специализация начала развиваться уже давно - почти 90 лет назад.
В настоящее время «Балтийский завод - Судостроение» входит в состав Объединенной строительной корпорации и специализируется на строительстве надводных кораблей 1 ранга, судов ледового класса (ледоколы, многофункциональные суда-снабженцы и другие) с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков и др.
За 160 лет предприятие спустило на воду порядка 600 кораблей и судов, а в настоящее время создает головной атомный ледокол «Арктика», мощностью 60 МВт, а также универсальный дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин».
Фото: Periskop.livejournal.com
На вакансии в судостроении в 1 квартале 2016 года в Петербурге приходилось 5% от всех вакансий в производственном секторе. Количество вакансий в судостроении в Петербурге выросло на 21% по сравнению с 1 кварталом 2015 года. В СЗФО – на 44%. Санкт-Петербург лидирует по количеству вакансий в судостроении в России. Год от года доля предложений о работе в Петербурге растет.
45% российских резюме в судостроении принадлежит соискателям из Петербурга. Это больше, чем в других регионах страны: Москва (10%), Нижегородская область (7%). Что еще раз подтверждает статус Петербурга как морской столицы страны.
Фото: hh.ru
На одну вакансию в судостроении в начале 2016 года в Петербурге приходилось чуть больше трех резюме. Этот показатель свидетельствует о дефиците кадров на рынке, т.к. нормой считает 5-6 резюме на вакансию.
Средняя предлагаемая зарплата в вакансиях в судостроении в Петербурге в 2016 году составляет 42, 5 тыс. рублей. Ожидания соискателей (на основе резюме на hh.ru) находятся на уровне 50 тыс. рублей. Подобное расхождение в предложении и ожидании является традиционным для рынка труда, особенно в дефицитных отраслях.
Фото: hh.ru
Среди соискателей, которые ищут работу в судостроении и имеют высшее образование, чаще встречаются женщины, чем среди соискателей со средним специальным образованием: 12% против 9%.
Большинство соискателей с высшим образованием – в возрасте 26-35 лет (45%), со средним специальным – 37%. Среди соискателей со средним специальным образованием больше резюме кандидатов в возрасте от 46 до 55 лет. Это отчасти подтверждает гипотезу, что молодые специалисты в меньшей степени выбирают рабочие специальности.
Соискатели со средним специальным образованием в 56% случаев ищут работу с частичной занятостью, в 25% - с проектной, тогда как кандидаты с высшим образованием в 80% случаев – с полной занятостью. Первые также чаще готовы работать по сменам и вахтовым методом: 22% и 9% резюме против 12% и 5% соответственно.
Фото: hh.ru