USD 11.08.2018 66.9075 0.6219
USD ММВБ  
EUR 11.08.2018 76.6760 -0.1490
EUR ММВБ  
Нефть($) 20.08.2018 72.22 +0.57
Нефть(p) 20.08.2018 4832.06 +82.70

Евгений Краснюк: Реальные проблемы пассажирских перевозок Петербурга и Ленобласти - в устаревшей технике и мигрантах без российских прав

Генеральный директор таксомоторной компании ООО «Салют» поведал «Санкт-Петербург.ру» о том, чем опасны устаревшие автобусы и бездействие чиновников и как легальный бизнес из 30 легковых машин такси внезапно стал опасным конкурентом крупного регулярного перевозчика «Транс–Балт».

Рынок перевозок попал под бюрократический удар. Первым сюрпризом для легкового такси Петербурга и Ленобласти стало просроченное соглашение о взаимном признании лицензий такси между Петербургом и Ленобластью. Теперь таксисты не имеют права возить клиентов между регионами. Перевозчики, которые обслуживают регулярные маршруты, также столкнулись с проблемами, став, в свою очередь, источником угрозы для других участников движения.

Трудовые мигранты-водители автобусов оказались вне закона - с 1 июня 2017 года водительские удостоверения граждан СНГ утратили силу: по ним запрещено работать. Теперь, чтобы управлять транспортным средством категории «D», им необходимо получать российские удостоверения или отстраняться от работы. В противном случае, если такой автобус попадет в аварию, за безопасность пассажиров будет некому отвечать.

Осложняют и без того патовую ситуацию старые автобусы, которые в нарушение госконтраков продолжают курсировать между Ленобластью и Петербургом. Несмотря на очевидные прорехи существующей системы, чиновники не спешат заниматься проблемами качества пассажирских перевозок на регулярных маршрутах, они добросовестно бросают все свои силы на борьбу с такси. Ведь нарушение границ легковым такси  - это основная составляющая перевозок Петербурга и Ленобласти.

О сложившейся ситуации мы побеседовали с генеральным директором таксомоторной компании ООО «Салют» Евгением Краснюк. Он поведал, чем опасны устаревшие автобусы и бездействие чиновников, а также о том, как легальный бизнес из 30 легковых машин такси внезапно стал опасным конкурентом крупного регулярного перевозчика, как «Транс–Балт». 

Евгений Краснюк
 

Евгений, прокомментируйте ситуацию на рынке пассажирских перевозок. С чем связаны ужесточения, и какие проблемы появились?

 

- Законодательная инициатива объяснима – основной упор законодателя напрямую связан с безопасностью пассажиров. Наше государство не имеет возможности проконтролировать процедуру получения водительских удостоверений в другом государстве – тут может быть все что угодно, вплоть до покупки водительского удостоверения без какого-либо обучения. С другой стороны – наш административный аппарат оказался к данной процедуре не готов. И если замена водительских удостоверений категории «B» не составит особого труда – для сдачи экзаменов хорошо подготовленная база, то с пассажирским транспортом категории «D» ситуация намного сложнее.

Огромная проблема в том, что у нас настоящий дефицит с русскими водителями имеющих категорию «D». После развала Советского Союза российские автошколы перестроились на более доходное обучение – категория «В». Если в советское время существовала система классности и повышения квалификации, стажа работы и безаварийности, то сейчас все это осталось в далеком прошлом. В старые советские времена чтобы попасть на межгород, водитель должен был иметь определенный стаж работы категории «D», безаварийность и нарушений ПДД. Сейчас это все в далеком прошлом. Так же и учебные базы остались забыты в 90-х.

В результате мы имеем огромный дефицит водителей категории «D». И поэтому данную проблему можно решить только с привлечением водителей со стороны - иностранных граждан СНГ. Так, по неофициальной статистике, а мне довелось работать с крупными пассажирскими компаниями Петербурга, на рынке регулярных перевозок работает около 70% мигрантов. В официальной статистике таких данных, конечно же, нет.

Теперь конкретные цифры: около 2000 автобусов в парке – «Питеравто», 1300-1400 в «Третьем парке», 700 – у «ПТК» и около 1000 по небольшим автотранспортным компаниям. Итого – пять тыс. автобусов имеют парки регулярных перевозок по Петербургу и Ленобласти. Также в среднем считаем водителей из расчета три водителя на дваавтобуса, которые работают посменно - в итоге около трех тыс. человек.

А на службах такси это как-то сказалось? На вашей компании, например?

 

- Как я уже говорил, получение категории «B» у нас не проблема. Например, в нашей компании работает 10-15% граждан СНГ – нет проблемы поменять их водительские удостоверения на российские. Безусловно, те, кто желает продолжить работу у нас, а также новые водители, идут учиться сдают и получают российские водительские удостоверения. Это происходит точно так же, как и мы с вами можем пройти обучение сдать экзамен и получить водительское удостоверение. В других таксомоторных парках данная процедура точно такая же.

Сказывается ли новый закон на безопасности пассажирских перевозок? Какие риски есть у пассажиров?

 

- Благодаря не полной доработки вступившего закона, иностранный гражданин везет пассажиров со своим национальным удостоверением, которое с 01.06.2017 является на территории РФ недействительным. Если вдруг случится ДТП, даже если оно произошло не по вине этого водителя - правоохранительные органы обязаны будут оформить его, как водителя управляющего транспортным средством без водительского удостоверения. В данной ситуации не будут действовать полиса ОСАГО или КАСКО, а также и полис страхования пассажира. Ни одна страховая компания не сможет выплатить страховку – пассажиры такого «автобуса-убийцы» ничем не защищены, но именно это сейчас происходит в пассажирских перевозках.

Неужели никто не проверяет пассажирские компании?

 

- К сожалению, чиновники предпочитают закрывать на это глаза. Равно как и на то, что транспортные средства, как правило, не соответствуют государственным контрактам на осуществление регулярных перевозок по маршрутам. Есть контракт, который должен выполняться строго и четко по всем указанным в нем пунктам, самовольное отклонение или изменение не допустимо. Проще говоря, разрыв контракта в одностороннем порядке. Зато надзорные органы не беспокоит безопасность пассажиров и выполнение государственного контракта, они с особым рвением проверяют такие компании, как наша.

Для справки: только в период с января по октябрь 2016 года к нам нагрянуло 49 проверок от Северо-Западного МУГАДН (Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора. Организация подведомственна Ространснадзору – прим. ред.). По идее ведомство контролирует регулярные перевозки и транспорт категории «D». Мы же – имеем разрешение на предоставление услуги легкового такси, то есть – относимся к категории «B» и наш курирующий орган – Ростехнадзор.

Результат данных проверок находится в материалах дела УФАС по Ленобласти, предоставлен С-З МУГАДН – нарушений не выявлено (Евгений Краснюк показывает копии протоколов проверок С-З МУГАДН). Но каждая такая процедура проверки – это время и деньги водителя, который вышел на работу зарабатывать, а не выяснять личные отношения. Мы оказываем своим клиентам комфортную услугу, а в сложившейся ситуации административный ресурс только саботирует нашу работу и всячески причиняет неудобства клиенту.

Ситуация стала угрожать нашему бизнесу осенью прошлого года: областное УФАС вынес совершенно абсурдное постановление недобросовестная конкуренция ООО «Салют» к официальному перевозчику Гатчины – «Трана-Балт» и выписали штраф в размере 300 тыс. рублей.

Изъятие транспортных средств у ООО "Салют". В костюме- сотрудник комитета по транспорту. В синем - неизвестное лицо, контролирующие процес.

 

Чем вы помешали? Как так вышло, что УФАС признал вас «недобросовестными конкурентами» столь крупной транспортной компании?

 

- Поясню. ООО «Салют» – предприятие, которое оказывает услуги легковых такси. Мы зарегистрированы в городе Тосно, на рынке - 2,5 года, парк представлен семи-восьмиместными легковыми машинами. Наша концепция основана на аналоге европейского такси для среднего класса населения и позволяет заказать такси вскладчину, то есть нескольким клиентам, следующим в одном направление. Преимущество данного легкового такси – комфорт и время. В чем и заключается, по большому счету, смысл такси. В частности, у нас клиенты заказывают такси, чтобы добраться на работу или с работы. В том числе – это поездки из Ленобласти в Петербург и обратно. Заказы поступают через нашу собственную диспетчерскую службу, но можно «поймать» таксиста и по старой доброй традиции с руки и в устной форме договориться с ним о поездке.

На данный период времени и несмотря на все препоны чиновников наш формат такси вскладчину стал востребован в Ленобласти, где на сегодня наши водители имеют уже для себя постоянных клиентов. Есть даже заказы, где жильцы с одного дома вызывают. Как выяснилось спустя какое-то время с начала работы ООО «Салюта», наш продукт мешает регулярному перевозчику Гатчинского района – «Транс-Балт» (дочернее предприятие «Питеравто»). Так с начала 2016 года у нас начались административные репрессии. В конце прошлого года – областное УФАС постановило, что мы, якобы, нарушаем правила конкуренции и тем самым бьем по карману официального перевозчика «Транс-Балт» (обслуживает маршруты 18, 18а и 100).

Изъятие транспортных средств у ООО "Салют". Следователь Невского района.
 

А как такое возможно? Ведь услуги легкового такси и регулярные перевозки – это совершенно разные ниши рынка…

 

- Вот, посмотрите протокол заседания (документ находится в распоряжении редакции – прим. ред.). Основной аргумент представителя С-З МУГАДН: «Нам кажется, деятельность ООО «Салют» под видом такси только декларируется, а на самом деле – это регулярные перевозки». Причем он же подтвердил, что у ООО «Салюта» все автомобили категории «В», в то время как официальные перевозки – это категория «D», вместимостью от 18 до 45 мест. Так же в деле УФАС выступает и компания «Транс-Балт» , вот только в роли как заинтересованное лица, а не заявитель.

Кстати, представитель «Транс-Балта» – по вопросу о выручке отвечает, что после увеличения тарифа ее объемы не изменились, но все равно убежден, что мы их «ущемляем», «отбиваем» пассажиров. Мы физически не можем быть конкурентами такой компании – транспортные средства ООО «Салют» - семь-восемь мест и компании ООО «Транс - Балт» - от 18 до 40 мест. Для наглядности в деле имеются показания клиентов нашего такси – удобно, комфортно сел и поехал.

Основным аргументом комиссии УФАС и представителей С-З МУГАДН в том, что ООО «Салют» курсируем по схожему направлению. Особенно странно это звучит, если учитывать, что выехать из Гатчины можно только по одной дороге (Киевское шоссе – прим. ред.). С таким же успехом можно в дублировании маршрутов городского транспорта уличить все компании, которые дают услугу легкового такси типа Яндекс, Uber и «Таксовичков» и др. Однако документы, уличающие ООО «Транс-Балт» о том, что подвижной состав не соответствуют требованиям государственного контракта, ведомство отклонило, как не имеющие отношения к делу.

Действительно, жители Гатчинского района жаловались на плохое состояние автобусов. Как это регулируется?

 

- По закону все требования прописаны в госконтракте и выложены на официальном сайте комитета по транспорту. В данном документе прописаны и требования к транспортным средствам - возраст транспортного средства для эксплуатации на регулярных перевозках– до пяти лет. У многих автобусов ООО «Транс-Балт» обслуживающих  Гатчина – Петербург сроки эксплуатации превысили более пяти лет. Они до сих пор ходят по маршруту Гатчина – Петербург – это как минимум влечет расторжения контракта в одностороннем порядке. (копия договора находится в распоряжении редакции - прим.ред.)

Мы же все живем в демократическом обществе – право выбора у гражданина РФ никто не лишал. Логика клиента пассажира– мне нужно доехать с пункта А в пункт В:

- Хочу доехать быстро, комфортно и дешево в пункт «В».

Вот тут и встает право выбора клиента:

- Ехать дешево и сердито в полуживом автобусе ООО «Транс-Балт» или дороже, но комфортно и быстро в новом авто такси ООО «Салют». Видя «дрова на колесах» ООО «Транс-Балт» клиент сам принимает решения на чем ехать. Мы регулярно обновляем свой автопарк – наши автомобили не старше 2,5 лет, водители со стажем (требования 69 Фед. закона о такси) – мы тоже это проверяем, просто потому что - это наш бизнес, и мы за него боремся. Да и пассажиры все это видят.

Тем не менее, админресурс прикрывает нарушение госконтракта. Причина в том, что поменять 60 автобусов, где каждый стоит 10-12 млн рублей, в зависимости от требования аукционов достаточно накладно. То есть, нужна замена на 720 млн или допсоглашение, разрешающее эксплуатацию более старых машин, которое почему-то до сих пор нигде не фигурирует. А оно должно быть размещено на сайте Гатчинской администрации, так как она также является стороной, подписывающей договоры и допсоглашения такого рода.

Власти заверяют, что якобы завод дает семь лет гарантии на транспортное средство, хотя в госконтракте четко прописано: не старше пяти лет. Ситуация очень похожа на коррупцию. Но почему-то официальный перевозчик переводит стрелки на нас. Так, например, в областных СМИ появлялись материалы, о том, как мы, якобы, уводим пассажиров «Транс-Балта». При этом масштабы несопоставимы: около 2000 автобусов у официального перевозчика против 33 минивена – у нас.

Кстати, к вопросу о совпадении маршрутов: любой человек, который будет въезжать, и выезжать из того же Мурино, будет ехать по одной трассе. Как мы знаем, в любом пригороде утром очереди на маршрутки. В итоге, люди, которые едут на своем транспортном средстве берут с собой попутчиков, но за деньги. Это хороший приработок – но за ними никто не бегает. Однако если качественными перевозками займется коммерческая структура – по лицензии, с уплатой налогов, то начинаются обвинения в конкуренции.

Давайте поясним, в чем разница между такси и регулярными перевозками с точки зрения законодательства. Эти рынки ведь контролируют разные ведомства.

 

- Это так. Работу такси и общественный транспорт регулируют разные законы, проверяют – не связанные друг с другом контролирующие органы, требования к транспортным средствам и квалификации водителей – тоже принципиально разные.

Регулярный перевозчик осуществляет работу на транспортном средстве категории «D». Он следует строго по расписанию, у него установленный тариф, схема маршрута, график движения, количество на маршруте транспортных средств, перевозка льготных пассажиров, хотя последнюю категорию пассажиров в данное время компания ООО «Транс-Балт» не возит. Вся специфика маршрута, и транспортного средства регулируется госконтрактом. В случае с «Транс-Балтом» - договором с местной администрацией по обслуживанию маршрута. Тариф на регулярных маршрутах, в общественном транспорте, составляет – 88 рублей в одну сторону.

Легковое такси – это транспорт категории «B». Оно не привязано к расписанию, к маршрутам и времени. Главное - скорость и комфорт. Тарифы у нас выше, естественно. Но средним слоям населения мы доступны. Например, от Гатчины до Петербурга проезд у нас составляет около 1200 руб. - вскладчину выходит около 120-150 руб. на человека. Эта цифра варьируется, поскольку тарифы устанавливает водитель такси. Он также имеет возможность самостоятельно нарабатывать базу клиентов.

А как сказалось на вашей работе то, что в этом году закончилось соглашение между Петербургом и Ленобластью на оказание услуг легкового такси?

 

- О том, что соглашение закончилось, многие уже забыли – его подписывали в 2011 году на пять лет. Вспомнили об этом только 10 марта: областной комтранс «проснулся» и сразу же организовал массовые проверки наших автомобилей. Вероятно, по запросу официального перевозчика. Наше предприятие зарегистрировано в Ленобласти и лицензия, соответственно, областная. Представители комтранса останавливают машины и изымают их с формулировкой «нелегалы». Нас отнесли к нелегальному такси за нарушение границ и с мая уже изъяли 13 автомобилей.

Здесь налицо полное профессиональное непонимание комитета по транспорту Санкт-Петербург: чиновники, которые должны понимать, что значит, есть лицензия на перевозку легкового такси и что значит – нет разрешения; что такое легальное такси, а что такое – нелегалы. В случае нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган субъекта РФ, на территории которого выявлено нарушение, передает информацию о выявленном нарушении в уполномоченный орган, выдавший разрешение.

В случае повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган, выдавший разрешение, обращается в суд с заявлением об аннулировании разрешения. Вот все полномочия и действия комитета по транспорту города.

То есть, комтранс сам разработал процедуру по своему усмотрению?

 

- Совершенно верно, чиновники интерпретируют закон не в правовом поле. Если бы мы были нелегалами – то есть, не имели лицензии, то у компании могли бы изъять машину. Но областной комтранс интерпретируют закон о перевозках по-своему, как им выгодно. Применяют не 69 закон, а часть 2 ст 14.11 КОАП о нелегальных перевозках. На каком основании вменяется не тот закон - неясно. Я нарушил границу, но я – не нелегал. У меня разрешение и водители с опытом свыше трех лет. Автоматически не пролонгированное соглашение в нашем случае теперь используется как элемент спекуляции в попытке уличить нас в недобросовестной конкуренции с официальным перевозчиком.

В чем риски для рынка перевозок? Ведь Петербург и Область – регионы маятниковой миграции. Как теперь быть жителям Мурино, Девяткино, Янино – многим ведь удобно добираться на такси в город и обратно.

 

- На примере этого непродленного соглашения мы видим, что чиновники попросту забывают работать. По идее документ следует автоматически пролонгировать, поскольку поток между областью и Петербургом – огромен. Это соглашение, которое не подписали, теперь создает новую масштабную межрегиональную проблему. Мы уже писали обращение губернаторам Петербурга и Ленинградской области о проблеме. Пока пришел ответ только из приемной Полтавченко: да, соглашения нет, ездить из области в город – нельзя. Но о перспективах решения – ни слова. (документ находится в распоряжении редакции – прим.ред.).

Тут возникают интересные курьезы: когда автомобиль едет по КАД, он два раза выезжает в область и дважды – возвращается в город. То есть таксисту теперь вовсе не проехать по КАД. А я как пассажир больше не могу сесть у метро и семь минут проехать в Ленобласть.

И как теперь вы возите пассажиров в соседний регион?

 

- Своих клиентов мы терять не имеем возможности, да и не намерены. Транспортные средства у нас в аренде. В связи с этим у арендодателя мы арендуем авто с городскими разрешениями. Вот и выкручиваемся, часть машин везет в область, а вторая половина из области в город. То есть в логистическом процессе теперь автомобиль делает возврат в холостую: областной и городской. В принципе можно поднимать тариф, особенно с учетом того, что расходы остались прежними, а доходы упали. Но все-таки ценовую политику мы стараемся так же удержать.

Как думаете, почему так настойчиво проверяют именно вас? Какие шаги вы предприняли после проверок МУГАДН, постановления УФАС, изъятий?

 

- Постановление УФАС мы обжалуем в арбитражном суде. Мы убеждены, что происходит это по инициативе компании «Питеравто». Проверки у нас проводятся регулярно, целенаправленно – проверяющие органы даже не скрывают этого факта. Мы писали губернатору Ленобласти Александру Дрозденко и в прокуратуру об изъятиях автомашин и вопиющем постановлении УФАС. Однако ответа от губернатора не дождались – более 30 дней прошло. Прокуратура все наши жалобы и заявления перенаправила в те же административные органы, и снова ответов с разъяснениями нет.

Мы более чем уверены, что губернатору доносится некорректная информация. Нас обвиняют в том, что ООО «Салют» занимается маршрутными перевозками в категории «D», что естественно неправда и даже неинтересно. Это активно освещается в СМИ, где нас преподносят как нелегалов и недобросовестных конкурентов. Хотя всю свою деятельность мы не скрываем и держим открыто для всех.

Вероятно, власти все же проверяют такси, заботясь о безопасности пассажиров?

 

- Безусловно, проверки должны быть, вопрос безопасности – это одна основополагающая в пассажирских перевозках. Однако реальная проблема не в том, что такси идет по тому же шоссе, что и регулярные перевозки с остановками и даже не в нарушении границ. Глобальная проблема в том, что административный аппарат не желает заниматься своим делом и решать насущные проблемы, а не в охоте за тенью.

Нет учебной базы для подготовки отечественных водителей и водителей мигрантов категории «D», чтобы качественно организовать пассажирские перевозки и перевозки легкового такси – пассажиров возить приходится в основном мигрантам без российских удостоверений на старых автобусах в нарушение закона и госконтракта.

Проверки должны проводиться, прежде всего, на регулярных перевозках там основной поток пассажиров. Мы надеемся, что главы регионов, Петербурга и Ленобласти, обратят внимание на эту ситуацию и устранят данную прореху.

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    Свет манящий и загадочный: пять прекрасных маяков недалеко от Петербурга

    Самый высокий в России маяк и третий по высоте маяк в мире, самый старый в России маяк, маяк-герой во время Великой Отечественной войны – рассказываем, как можно быстро до них добраться из центра Северной столицы.

    Хоть на край света: топ-5 железнодорожных вокзалов Петербурга

    Ровно 167 лет назад император Николай I впервые отправился на поезде из Петербурга в Москву. «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить все вокзалы Северной столицы, откуда можно отправиться в интересное путешествие прямо сейчас.

    Топ-5 граффити-портретов в Петербурге

    В Северной столице по-прежнему уничтожаются портреты знаменитых людей. Недавно вандалы и коммунальщики уничтожили портрет главного тренера сборной России Станислава Черчесова. «Санкт-Петербург.ру» решил найти нетронутые граффити, которые можно посмотреть прямо сейчас.

    Как это сделано

    написать письмо

    Высший пинотаж: как выбрать бюджетное, но хорошее вино в обычном магазине

    «Санкт-Петербург.ру» разобрался, как выбрать вино, которое не ударит по карману, но придется по вкусу.

    Проверено на себе

    Land Rover: 70 лет решений, предвосхитивших будущее

    Первый Land Rover создавали как временный антикризисный проект. Тогда его создатели не могли представить, какой успех ждет их детище из «самолетных крыльев».

    Гид по Петербургу

    Наследие Советов: топ-5 зданий в Петербурге в стиле «конструктивизм»

    «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить советское прошлое Ленинграда и отыскать самые интересные здания, построенные в 1920-1930-х годах.

    Пресс-релизы