USD 27.04.2024 92.0134 +-0.1180
USD ММВБ 00:05 92.1558  
EUR 27.04.2024 98.7187 +0.0108
EUR ММВБ 00:05 98.7779  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

"Можете ставить памятник хоть Обаме, хоть таджикам"

“Санкт-Петербург.ру” задумался, кому и где можно воздвигать в Петербурге памятники по частной инициативе.

В декабре Градостроительный совет Петербурга окончательно утвердил проект памятника Виктору Цою, который через год-полтора появится на пересечении Проспекта Ветеранов с улицей Танкиста Хрустицкого. Недалеко от этого места, в доме №99 по проспекту, музыкант жил с женой. Финансирует установку памятника благотворительный Фонд Жорно, автор проекта – скульптор Матвей Макушкин. Из-за разного видения памятника инвестор и Градсовет долго не могли договориться. В итоге на юге города появится не только памятник, но и благоустроенный сквер.


“Санкт-Петербург.ру” задумался, каково это воздвигать в Петербурге памятники по частной инициативе.


Кому и где можно ставить памятник


Чтобы узнать ответы на эти вопросы у КГИОП (профильного комитета Смольного), мы придумали легенду: "решили" поставить памятник президенту США в центре Петербурга. Бараку Обаме, Джону Кеннеди, Ричарду Никсону - любому символу американской демократии. Главное, чтоб в центре города с демократией российской.


"Американская демократия - это, конечно, прекрасно, - ответил в трубке голос, представляющий КГИОП. - А где хотите поставить памятник?
- Мы находимся на Чернышевской.
- В центре города очень строгий регламент, там памятник ставить не разрешат, это все охраняемая территория.
- Это из-за каких-то идеологических вопросов?
- Да при чем тут идеология, хоть таджикам ставьте, в центре - нельзя!
- А на Парнасе? Во дворе можно?
- Если это не зона вокруг охраняемого объекта и не зона регулируемой застройки, пожалуйста. Нужно подготовить проект и представить его на рассмотрение".

 


О порядке согласования памятника журналисту рассказал Юрий Жорно, президент одноименного Фонда, при поддержке которого в Петербурге уже появился ряд памятников.


ШАГ 1


Сначала согласовывается сама возможность появления памятника конкретному деятелю в конкретном месте в Общественном совете при губернаторе.


ШАГ 2


Затем прорабатывается модель и представляется на суд художественной секции Градостроительного совета. При этом параллельно получается консультация от КГИОП о границах охранных зон и статусе всех прилегающих объектов.


ШАГ 3


После того, как художественная секция утверждает эскиз, окончательный вариант вновь отдается на утверждение Общественного совета, и, если там дают "добро", то вы переходите к шагу 4.


ШАГ 4


Издается постановление правительства и согласовывается скульптура в натуральную величину.


ШАГ 5


Когда все уже готово и все согласования получены, ГАТИ и КРТИ выдают разрешения на проведение работ и установку памятника.

 

Но эта схема действует относительно недавно. Юрий Жорно вспоминает, что раньше согласование начиналось с худсовета. "А художественный совет рассматривает проекты чисто с эстетической точки зрения, - говорит Юрий. - Например, захотят российские фашисты поставить памятник Гитлеру или украинская диаспора - памятник Степану Бендере. С художественной точки зрения все будет нормально, но вы представляете, что скажет Общественный совет?!". Впрочем, несмотря на кажущуюся сложность системы, согласовать памятник можно довольно быстро, куда больше времени занимает работа скульптора.

Дядя Степа цензуру не прошел


Получается, что на стадии "А можно нам памятник" цензуры нет, идеологические сложности возникают, когда проект уже готов. На днях городские власти отклонили проект памятника Дяде Степе из-за того, что он не создает положительного образа сотрудника правоохранительных органов в глазах детей и вообще выглядит карикатурно. Дядю Степу молодые петербургские архитекторы хотели поставить в Красногвардейском районе, перед центром детского и юношеского творчества “Охта”. При этом власти согласны с тем, что памятник может и должен быть. Но чиновникам не понравился сам проект.

 


А вот проект установленного ранее памятника собаке Владимира Путина Кони их вполне устроил. Памятник лабрадору с восемью щенятами установлен у домов №151 и №155 по Приморскому проспекту, в так называемом саду Владимира Путина №1. Районная администрация хотела построить на месте площадки общественно-деловой центр, и ни петиции, ни пикеты не помогли, и тогда жильцы близлежащих домов вышли на субботник, посадили на участке сосны и назвали площадку именем президента. Автором скульптуры Кони со щенятами стал Алексей Ничепорук. Именно его проект памятника Цою одновременно понравился градсовету и не понравился инвестору - Фонду Жорно. В сквере на Ветеранов будет стоять все-таки проект Макушкина.

 


В центре города - только Трезини


При старой власти частные памятники было ставить легче, уверен скульптор Павел Игнатьев. Его Трезини появился в центре Петербурга у Благовещенского моста.


В 1994 году мэр города Анатолий Собчак присвоил площади у Академии художеств имя Доменико Трезини - архитектор некогда жил в доме на этой площади. У скульптора из Академии Павла Игнатьева сразу же появилась идея памятника. "В 90-е было не столько ограничивающих законов и регламентов, поэтому поставить памятник, согласованный с инициативой «сверху», было вполне реально, - вспоминает скульптор. - К тому же помянутый дом архитектора ремонтировали, чтобы отдать консульству Швейцарии (Доменико Трезини был итальянцем, но родился в Швейцарии, а карьеру архитектора сделал в Петербурге - прим. ред). Потом мой проект на студенческом конкурсе получил грант комитета по культуре, затем был представлен на фестивале “Виват Петербург” в Нью-Йорке.


А вскоре президент Швейцарии Флавио Котти приехал в Петербург, и ему подарили отлитый в бронзе эскиз памятника”. Вместе со швейцарскими лидерами руководство города в 1998 году торжественно открыло доску, обозначающую место будущего памятника. Памятник хотели открыть в 2003 году к 300-летию Петербурга. Но потребовалось подтверждать более ранние согласования, так как градостроительное законодательство в Петербурге изменилось. Отдельно согласовывалась скульптура и постамент, точно выверялось место, где установят памятник. В итоге Трезини появился на площади к 310-летию Петербурга спустя 10 лет, а в доме обустроилось не консульство Швейцарии, а гостиница, которая так и называется - “Trezzini”. “Сейчас ставить памятники в центре сложно, - признается скульптор. - Встает вопрос, где будет памятник Мусоргскому? У нас ведь есть улицы Рахманинова и Чайковского. По логике, это же целый монументальный кластер! В общем, к счастью, от меня эти решения не зависят”.


"Эта музыка будет вечной"


Виктор Цой - не единственный музыкант из современности, кого захотели увековечить в Петербурге.


В 2009 году петербургские поклонники Scorpions загорелись идеей поставить памятник любимой группе у СКК. Фанаты рассказали о своей инициативе фронтмену группы Клаус Майне и он идею поддержал. Оповестили поклонники и губернатора Петербурга - в городской администрации ответили, что теоретически город не против и попросили предоставить проект. Загвоздки возникли не по вине комитетов. Придумать памятник для действующей группы оказалось непросто: состав группы менялся, возникал вопрос, кто достоин быть запечатленным у СКК, а чье «присутствие» там необязательно. Так все и тянется уже 5 лет, и фанаты до сих пор не могут определиться с тем, сколько денег они готовы пожертвовать и сколько их вообще нужно. «А где мы будем ставить памятник?» - интересуются несведущие в ситуации. «В интернете походу…» - отвечают знатоки вопроса. 


Утвержденный эскиз памятника Виктору Цою. Фото предоставлено скульптором.


После смерти лидера "Короля и Шута" Михаила Горшенева поклонники группы по всей России собирали подписи за установку памятника музыканту в Петербурге. Они собрали 55,5 тыс. подписей, однако дальше этого дело не сдвинулось. Конкретного проекта так и нет, а в Северной столице быстро появилась группа ярых противников памятника "Горшку". Изначально была мысль поставить памятник Горшенева в образе семьянина, то есть без ирокеза и атрибутики. Но скоро возобладали такие предложения: "Стоит, смеётся Горшок с раздвинутыми руками и причёской ежа, опирается на трон ногой. На нём футболка с надписью "Король и Шут", где изображено лицо с колпаком шута. А снизу под троном короли кланяются ему". Ни один конкретный проект с городом не согласовывался.

Памятник Виктору Цою первыми предложили поставить его родственники - как рассказал журналисту скульптор Матвей Макушкин, им хочется, чтобы поклонники Цоя собирались где-то еще помимо его могилы. У проекта Макушкина довольно романтическая предыстория “Я видел Виктора Цоя при жизни, - рассказывает Макушкин. - Я был на его концерте в 90-ом году. В памяти отложился этот образ, как он стоял на сцене в своей фирменной (показывает на памятник) стойке с гитарой. Концерт был в Ангарске, забитый стадион. Мне было 11 лет, когда группа уходила со сцены, я подобрался ближе, и он прошел прямо рядом со мной. Естественно, слушал группу “Кино”, фанател, как и все тогда».
К лету должны начаться строительные работы – заливка фундамента. Гранит для постамента высотой 1,20 м заказывают из Италии, отливать в бронзе скульптуру 2,90 м высотой будут под Москвой. Все остальные работы проходят в мастерских у Академии художеств на Университетской набережной, рядом с той самой площадью Трезини. Там, где установят памятник, сейчас неблагоустроенная территория. По сути, родственники предложили поставить памятник, нашли инвестора, провели конкурс. Городу оставалось только сказать “да”, и большой квадрат парковой зоны будет благоустроен усилиями частных лиц.

Архитектурная концепция памятника Цою.

Он обойдется в 6 млн и через 2 года, скорее всего, музыкант встанет в свою «фирменную» стойку на проспекте Ветеранов. И уже на подходе следующий проект Фонда Жорно – памятник Шаляпину. Так что «монументальный кластер» в Петербурге – это реально.

P. S. А памятник Бараку Обаме уже есть - в Индонезии, где будущий президент США провел часть своего детства. Монумент вы можете видеть на заглавном фото статьи.

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы