Редакция "Санкт-Петербург.ру" провела эксперимент: коллеги разделились на две команды, одна из с которых "на слабо" посетила максимум музеев, другая путешествовала по театрам, музеям и библиотекам более вдумчиво и созерцательно. Итак, перед вами "созерцательный" репортаж.
Ночь в театре
Первым делом журналист навестил театр-фестиваль "Балтийский дом". Во-первых, потому, что программа в буклете выглядела многообещающе, во-вторых, полагаясь на собственную интуицию. И она не подвела: действительно, начиная с фойе и заканчивая малым залом в театре кипел и кружился карнавал. Здесь можно было опробовать на себе самые эффектные декорации: например, сесть на трон или, если угодно, на пыточное инквизиторское кресло. В разноцветных лучах прожекторов вышедшая из-за кулис бутафория выглядела притягательно и подчас жутко, однако родители с удовольствием "приковывали" детей к "кресту" и фотографировали, да и сами не чуждались забраться на массивного коня, вернее, его половину. Для тех же, кто серьезнее подошел к программе, либо просто не хотел участвовать в массовых мероприятиях, этажом выше показывали спектакли Балтийского дома, а также театров из Литвы. Еще не стемнело, когда набралась приличная очередь в театр. Охранник то и дело буквально вытаскивал детей из декораций, которые стояли тут же на улице, и общую картину нарушал только некий концерт под лозунгом "Россия — великая судьба", который шел на временной сцене на площади у театра. "Судьба" неровно звучала самодеятельными ансамблями и "минусом", в том время как у театра тоже стояли колонки, настроенные на более благозвучную музыку и ровный звук.
Цветок папоротника
После "Балтийского дома" грех было не наведаться в Ботанический сад, особенно вдоль огромной пробки на Троицкий мост на Каменноостровском проспекте. Обычно здесь и так маленький Эдем, а вечером, пока закатные лучи в последний раз преломляются в куполе пальмовой оранжереи, пышные тропики дают настоящий заряд мистики. Казалось, что толпа, выстроившаяся по двое и гуськом одолевавшая оранжереи, пришла сюда не иначе как искать цветущий папоротник. Журналист видел, как мать с сыном-подростком стояли у крупной монстеры, и мальчик вертел в руках угловатый отросток: "Мам, как ты думаешь, это так и было или это я оторвал?", - спрашивал он. На вопрос журналиста о том, не слишком ли это большой стресс для растений — такая толпа, сотрудница сада ответила, что когда приходят экскурсионные группы, стресса не меньше. А что мероприятие проходит ночью — так это ничего. "В тропиках всегда хорошо", - заметила она. Из оранжереи все желающие могли пройти в павильон "Планета грибов".
Именно тогда, около полуночи, настал момент, когда часть музеев закрывались. "Так неинтересно! Почти все музеи уже закрылись, - говорил молодой человек в небольшой компании за столиком по соседству с тем, за которым перекусывал журналист. — Смотрите, в Гатчине дворец открыт. Может правда куда-нибудь в пригород?". Впрочем, перед ребятами стояло по пиву и мы уверены, что они удачно освоили программу.
Библиотека им. Маяковского традиционно активно участвует в "ночных" акциях, будь то "Библионочь" или "Ночь музеев". В этот раз людей здесь было, пожалуй, чуть меньше, чем обычно во время аналогичных акций. В разных отделах можно было научиться рисовать в стиле поп-арт, послушать джаз (ну это ближе к утру), послушать лекции на тему "Свет и цвет", которой посвящена "Ночь музеев-2014". Хотя, в 4 утра здесь можно было даже петь караоке.
Ночь на кладбище
Дальше путь журналиста лежал в некрополь мастеров искусств Музея городской скульптуры. О том, что в прессе будут иронизировать на тему "ночи на кладбище", организаторы догадывались уже накануне. Хотя оказалось все отнюдь не так маргинально — никакие полупризрачные бледные кавалеры в рюшах по аллеям не ходили, а из дам была только экскурсовод, которая в маскарадной маске с пайетками рассказывала стандартную экскурсию по некрополю. Один из памятников, массивный саркофаг под белым пологом и белыми же колоннами, эффектно подсвечивался. Что примечательно, сотрудница музея, работавшая на входе, не смогла сказать, чей это памятник. "Точно не помню, но кому-то незначительному, - сказала она. — А подсвечиваем просто из-за архитектурных форм".
Следующей остановкой журналиста стал музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Благодаря большому внутреннему двору это одна из самых популярных площадок в "Ночь музеев", из года в год здесь собирается самая разношерстная публика. Концерты, мастер-классы и "Мастерская Модильяни" прямо на траве, где каждый макает кисточку в банку с краской и рисует на бумаге, которой заботливо поделился щедрый Модильяни. И только пройдя экскурсию в Фонтанном доме, можно узнать, что именитый итальянец появился здесь потому, что когда-то написал графический портрет Ахматовой, который висит все там же, в ее комнате в бывшей квартире искусствоведа Николая Пунина.
Далее журналист отправился в Библиотеку им. Лермонтова. Не только потому, что она недалеко от Фонтанного дома, но и потому, что программа обещала захватывающий квест по "Трем мушкетерам" Дюма. Захотелось выяснить, как же соотносятся "русский Байрон" и французский беллетрист. Корреспонденту удалось вместе с "мушкетерами" отбиться от "гвардейцев", поворошить книжки в поисках "письма королевы" и спасти Францию. К слову, для 4 утра петербуржцы демонстрировали недюжинное знание текста "мушкетеров". После всех желающих отправили к гадалке и инквизиции, где нужно было сознаться в грехах и получить индульгенцию. То есть, простите, абонемент в библиотеку по упрощенной схеме.
Рассвет и искусство
Светало, когда корреспондент добрался до арт-центра "Пушкинская, 10". Там уже в который раз за ночь проводили "свето-музыкальный перфоманс "горизонтальная музыка". Это значит, что минут 20, пока играет усыпляющая музыка, толпа молодежи послушно укладывается на пол и смотрит на потолок с цветной проекцией. Или не смотрит — зависит от того, как сильно вы хотите спать. Когда светомузыка закончилась, солнце уже всходило где-то на темечке Лиговского проспекта, дворники убирали мусор, волонтеры закрывали выставочные залы. Какой вывод напрашивается из пережитых приключений? "Приходите к нам, мы днем тоже работаем!", - так говорили сотрудники почти всех музеев, где побывал корреспондент. Пожалуй, это главный посыл, и смысл, и девиз "Ночи музеев".
Анастасия Семенович, "Санкт-Петербург.ру"