Метрополитен попросил ликбез у ФАС
Как нам пояснили в петербургском метрополитене, реклама в подземке висит еще по прошлогодним договорам. Читать новый закон можно по-разному, поэтому рекламные агентства и площадки, на которых размещаются спорные баннеры, обратились в ФАС с просьбой разъяснить, что конкретно запрещаено рекламировать. Конференцию-ликбез антимонопольная служба проведет в марте. Метрополитен на нее тоже приглашен. Пока же антимонопольщики не торопятся с карательными мерами в адрес нарушителей нового запрета.
"В данный момент специалистами Санкт-Петербургского УФАС России ведется разъяснительная работа по вопросам рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины, - пояснила начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Санкт-Петербургского УФАС России Наталия Плошкина. - С марта 2014 года специалистами антимонопольной службы будет проведено обследование рекламы в различных средствах ее распространения на предмет выявления нарушений ст. 24 Закона о рекламе".
Юристы нашли в законе нюансы
"Санкт-Петербург.ру" поинтересовался у юристов, попадают ли баннеры, которые нашел наш читатель, под запрет по новому закону. Как нам пояснил адвокат Адвокатского бюро S&K Вертикаль Игорь Запольский, под запретом реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Кроме того, новый закон запрещает рекламу именно медицинских услуг, а под этим понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Совсем другое - это род деятельности. В объявлении, поступившем в редакцию, указан именно род медицинской деятельности (гинекология, урология). "Понятие "медицинская услуга" имеет более широкое значение и понимается как профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Таким образом, реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не должна попадать в сферу действия п.8 ст.24 Закона "О рекламе" даже в том случае, если она содержит указание на специализацию организации, например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее", - сделал заключение эксперт.
"Запрет на рекламу медуслуг на самом деле достаточно просто обойти. Должна быть запрещена любая реклама - услуг, препаратов, деятельности, - считает предприниматель - руководитель зуботехнической лаборатории, попросивший не называть его имя. - Клиники, у которых и так хорошая репутация, не будут о себе кричать. А на навязчивую рекламу люди попадаются, им оказывают некачественные услуги, последствия которых бывает сложно исправить. При этом они не всегда хотят менять клинику и долечиваются там, где уже оставили деньги. Это неправильно. Реклама медуслуг и препаратов во всем цивилизованном мире давно запрещена".
Собеседник "Санкт-Петербург.ру" сам сейчас судится с ФАС из-за рекламы своей лаборатории.
"Мы, вообще-то, всегда думали, что это не реклама, а вывеска. Там было название фирмы и телефоны. А оказалось, что на вывеске должно быть время работы. Если его нет, то на 7% от общей площади нужно размещать предупреждение о необходимой консультации с врачом. Хотя я видел много аналогичных вывесок у соседей, придрались почему-то к нам. ФАС заявляет о том, что защищает интересы малого и среднего бизнеса. А я по судам хожу вместо того, чтобы быть на работе. Какая же это защита моих интересов?" - возмущается бизнесмен.
Над письмом работала Анастасия Семенович