Успеть за 216 часов
Рабочие в срочном порядке наводят марафет: утрамбовывают асфальт, проводят коммуникации, наносят разметку. Трудятся круглосуточно, посменно. Причем многим приходится работать сверхурочно. Машинисты экскаваторов, геодезисты, сварщики, электрики, озеленители, проектировщики, подсобные рабочие — рачительны все, кто имеет хоть малейшее отношение к подготовке терминала.
"Когда закончится строительство?, — поинтересовался корреспондент "Санкт-Петербург.ру" у бригадира в зеленой спецовке, споро пробирающегося по грязи. "А хрен его знает", - на лету кратко ответил рабочий, продолжив путь до личного автомобиля Audi.
Остальным пролетариям было также не до развернутых комментариев. Плацдарм работ напоминал автодром, по которому проносились трудящиеся и спецтехника. Экскаваторы, повизгивая гусеницами, ловко лавировали между грузовиками и горами щебенки на асфальте.
"Путин же приезжает. Раньше нам давали на все работы год, а потом сжали до трех месяцев", - отвлеклась на минуту от своих обязанностей бригадир в кобальтового цвета куртке. За ее спиной тут же пронесся грузовик с щебенкой, который полетел пулей в сторону КАДа. "Да чтоб его. Куда он?", - женщина замахала руками и побежала возвращать машину.
Помимо нового терминала "Пулково", рабочие заканчивают доделывать дорогу до "Пулково-1", которая соединит КАД и территорию аэропорта. И если с нового терминала уже сдувают строительную пыль, то на пути к "Пулково-1" дела обстояли менее оптимистично. Однако работы проходят ударными темпами. Через день, когда корреспондент "Санкт-Петербург.ру" вновь приехал на объект, почти вся дорога обросла асфальтом.
Мобильник Владимира Владимировича
Конкурс на реконструкцию дороги до "Пулково-1" в 2013 году выиграла компания ЗАО "АБЗ-Дорстрой". Всего из федерального бюджета на эти цели выделили 460 млн руб. Один из представителей компании "АБЗ-Дорстрой" подтвердил, что срок сдачи дороги и всего комплекса аэропорта был перенесен на несколько дней раньше — якобы по причине того, что президент планирует посетить объект раньше намеченного. Правда, инженер не исключил вероятность, что начальство подобной информацией мотивирует подчиненных закончить все работы в срок. "Более точно узнать не могу, у меня нет мобильника Владимира Владимировича", - сказал он. Отметим, что официально открытие нового терминала с участием первых лиц пока не согласовано.
Аргус безглазый
Увидеть собственными глазами изнутри подготовку нового "Пулково" корреспонденту не составило особых проблем. Несмотря на то, что весь терминал кишел сотрудниками аэропорта и турецкими охранниками, никто так и не поинтересовался личностью работника пера. При входе - никаких предупреждающих табличек, а секьюрити с рациями не обращали внимание на незваного гостя. Более того, многие из строителей с радостью позировали перед фотокамерой, а охранник, стоящий на страже иностранного генподрядчика IC—Astaldi, гостеприимно пропустил журналиста к начальству.
Это "Пулково" после торжеств должно заработать в полную силу: с 4 декабря для всех посетителей распахнутся двери терминала. А одновременно с этим закроется на реконструкцию "Пулково-1", доверив все свои авиарейсы выстроенному коллеге. С 4 декабря начнется кампания по оповещению пассажиров об изменениях в работе аэропорта. На сайте аэропорта появится соответствующее объявление, а волонтеры будут раздавать флаеры с необходимой информацией.
В далеком 2009 году правительство Санкт-Петербурга и консорциум "Воздушные ворота Северной столицы", а также ОАО "Аэропорт "Пулково" подписали трехстороннее соглашение о государственно-частном партнерстве о реконструкции, развитии и эксплуатации аэропорта. Тогда коммерческая структура обязалась инвестировать солидную сумму в строительство нового терминала, а Смольный пообещал обеспечить современный способ доставки до аэроузла пассажиров. Предприниматели сдержали слово, потратив в общей сложности на строительство "Пулково" 1,2 млрд евро из собственного кармана.
Полтавченко попросит у Путина 43 млрд рублей на строительство метро до Пулково
Справиться с развозкой пассажиров могло продление ветки метрополитена до аэроузла, но это идея пока находится в головах инженеров. Впрочем, как и наиболее возможный вариант — строительство путей легкорельсового трамвая от Московского вокзала до аэропорта. Согласно предварительным планам администрации города, облегченные трамваи покатятся по рельсам уже к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
"Город не отказывается от строительства метро от "Проспекта Ветеранов" до "Пулково", но если оно и начнется, то после 2020 года, - сообщили в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры. - По итогам последнего совещания правительства можно сказать, что город все же ближе к легкорельсовому транспорту и новой станции метро у аэропорта".
Фантастическая картина
Также в горадминистрации рассматривают другие альтернативы. Аэроэкспресс и даже поезд на магнитной подушке — два возможных проекта. К примеру, составы, передвигающиеся с помощью мощных магнитов, создающих электромагнитные поля, курсируют в Германии и Японии. Инновационные эшелоны как бы летят по воздуху и могут развивать скорость до 500 км в час.
"Существуют разные варианты: электрический транспорт на вечном двигателе, телепорт... Знаете, был такой фантастический фильм "Муха", - обращается к опыту кинематографа эксперт межрегионального общественного объединения "Город и транспорт" Владимир Валдин. - По сюжету персонаж вошел в телепорт, в который вместе с ним залетела муха, разделился на атомы и скрестился с насекомым, "прибыв" в точку назначения гибридом неизвестной доселе породы. Подобное решение транспортного сообщения "Пулково" с городом тоже существует - наряду с маглевом и струнными поездами. При желании можно придумать и еще множество вариантов "эффективного освоения" бюджета".
Самый же быстрый из реальных способов разрешения проблемы, по мнению эксперта, - организация на Пулковском шоссе BRT (англ. Bus rapid transit). Его особенность — движение автобусов формируется таким образом, что выделенная линия физически отделяется от остального потока, с остановками на специальных платформах, что обеспечивает общественному транспорту приоритет.
"К сожалению, тот, кто призван решать ту самую проблему транспортного сообщения, никаких проблем не испытывает, потому что его возят на персональном транспорте", - безрадостно заключает Владимир Валдин.
В дальнейшем проектом развития "Пулково" будет заниматься британская компания Pascall + WatsonLimited. Бюро выиграло тендер на сумму 15,8 млн руб. Бизнесмены с Туманного Альбиона обязуются выполнить дизайн-проект второй очереди третьего строящегося терминала. Все работы рассчитаны на срок до 2039 года. Это поможет увеличить пропускную способность аэроузла с 17 млн до 25 млн пассажиров в год. Англичане за 50 лет успели отметиться проектировкой дизайна терминалов аэропортов в Лондоне (Великобритания), Дублине (Ирландия) и Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты).
Алексей Стрельников, "Санкт-Петербург.ру"