Рыцари, хипстеры и панки как проводники флаговой моды
Предшественниками мальчиков и девочек, облаченных в Юнион Джек и американский флаг, были рыцари средневековья. Прародители существующей моды одевали на себя "таббары" - верхнюю одежду, сшитую из полотнищ, соответствовавших цветам гербов — их собственных или сюзеренов (страны-вассала).
С тех пор история данной тенденции развивается всплесками - на интерес к использованию госсимвола в одежде влияют войны, революции, а также политическая ситуация в целом.
"Мода на национальные цвета и флаги стала активно развиваться уже после рыцарских времен — в XVII веке — во время формирования национальных государств, - рассказывает доцент Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна, историк костюма Ольга Хорошилова. - К примеру, голландцы после провозглашения республики надели широкие перевязи, кушаки и шелковые ленты национальных цветов. В XVIII веке причиной нового всплеска интереса к национальным цветам стала Великая Французская революция. В 1789 году была учреждена бело-сине-красная гамма, без которой сложно теперь представить Францию. Тогда все надели национальные "розетки", а также костюмы и платья из трех цветов республики".
По мнению Хорошиловой, интерес к национальным цветам всегда был особенно высок по время войн — будь то Гражданская война в США, Гражданская война в России или же национальные революции в Европе в 1848-1849 годах.
По тем же причинам в разное время были актуальны национальные цвета Венгрии и Италии, борющихся против австрийцев за независимость (1840-1850 гг). Красный цвет становится главным в советской гамме благодаря Февральской и Октябрьской революциям.
До уличной моды принты с флагами добрались только во второй половине XX века. Ее проводниками, по словам Ольги, стали хипстеры, миротворцы и панки.
"Хипстеры и борцы за мир 1960-х—1970-х годов носили старые военные куртки с американскими флажками и этим как бы говорили: "Мы против войны во Вьетнаме и против американской агрессии". Панки 1970-х—1980-х годов немыслимы без футболок, маек и ботинок с Юнион Джеком - именно они ввели в моду этот флаг. Что касается американского флага, то популярным он стал благодаря хиппи 60-х и художникам стиля поп-арт".
Итальянская национальная святыня становится модной в 1980-е годы во время экономического расцвета страны, серьезных побед итальянской Сквадра Адзура, а также успеха итальянских модельеров. В конце 1990-х—начале 2000-х годов в моду входит бразильский флаг, благодаря сказочным победам национальной сборной по футболу. Самым популярным среди модных госсимволов до сих пор остается Юнион Джек, считает Хорошилова.
Фото: rihanna1photos.ru
Бессилие Pussy Riot в популяризации отечественного триколора
Попадание национального флага в тренд может быть не только следствием громких политических событий, но и их причиной. Сами кутюрье и ведущие модные дома являются сильными игроками, способными формировать погоду на политической арене, полагает старший преподаватель Кафедры прикладной политологии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в Санкт-Петербурге Татьяна Барандова.
"На мой взгляд, связь моды и политики имеет под собой очень тесные отношения. Без сомнения, попадание национального флага в модный тренд может свидетельствовать о политических событиях, которые либо уже произошли, либо формируются. Сами ведущие кутюрье и модные дома являются сильными игроками, обладающими мощными рычагами лоббистской деятельности. Более очевидным является факт, что если какой-то национальный флаг появляется на подиуме и в модных журналах, всегда параллельно происходит что-то громкое: война, принятие новой национальной доктрины, смена правительства, достижения на спортивной арене или культурной сцене, даже активистский протест".
Что касается российского триколора, то, по мнению Барандовой, он тоже мог бы стать популярным в связи с нашумевшим панк-молебном Pussy Riot, но произошло все с точностью до наоборот.
"Для попадания отечественного триколора нужно создать резонансное событие (например, такое, как произошло год назад с группой молодых женщин в балаклавах). Однако событие не всегда является порождением самой власти, как пример с Pussy Riot. Соответственно, можно создать такие политические условия в стране, которые спровоцируют порождение событий, привлекающих интерес творческих активистов, и тем более — творческих индустрий. Полагаю, что это не тот самый эффект, который нравится или запланирован официальными политиками, но в мире моды он отразится. К сожалению, в свете приведенного примера, российский триколор на мировой политической сцене в настоящий момент порождает резонанс преимущественно в негативном ключе "политической ретроградности и общественной отсталости". Подобная двойственность отношения к российскому флагу как символическому элементу обосновывается и разнонаправленностью общественных процессов внутри страны, что зачастую порождает когнитивный диссонанс".
Но даже если бы российский флаг попал на мировой подиум, эксперт сомневается в том, что это вызвало бы в народных массах подъем патриотизма.
"Причудливость ситуации на практическом уровне можно представить еще на одном маленьком примере: в наземном общественном транспорте в час пик агрессивно толкаются уставшие замерзшие в ожидании автобуса люди, которые зачастую думают о "второй смене" работы дома и о том, что селедка с картошкой на ужин были вчера, а макароны с тушенкой просто надоели. А с дисплея в этом же автобусе на них вызывающе смотрят, чеканно вышагивая по "триколорному" подиуму холеные девочки в собольих шубках и головных уборах в виде короны российской империи. Невозможно однозначно предполагать, что может созревать в мозгах "плебса" в данный момент, но мало верится, что это будет чувство гражданской или национальной гордости".
Фото: www.intermoda.ru Фото: www.fashionista.ru
Историк моды Ольга Хорошилова в свою очередь считает, что для попадания нашего триколора в тренд необходимо перестань менять национальные святыни.
"Если бы российский триколор существовал и после Октябрьской революции, он давно бы стал модным — по крайней мере в нашей стране. Но появился красный флаг, с которым выросло не одно поколение. Современный триколор существует всего каких-то 20 лет. В сравнении с другими флагами он еще младенец. А младенцы модой не правят".
Если принты с российским флагом мы точно не увидим в ближайшее время в модных магазинах, то, по прогнозу Хорошиловой, вскоре могут актуализироваться красно-желтые цвета КНР.
Оренбургский платок вместо тесненных триколором трусов
Во времена, когда обвинения в оскорблениях чувств верующих и национальных святынь приобрели массовый характер, возникает вопрос: насколько уместно носить одежду из национальных флагов? Ведь подобные принты встречаются не просто на вечерних платьях и куртках, но и на ботинках, купальниках и нижнем белье. Эксперт Хорошилова считает, что в данном случае все зависит от модного контекста, в котором модник применяет тот или иной национальный флаг.
"Все всегда зависит от моды и контекста. Можно, к примеру, надеть вечернее платье из флага, как это сделала Мишель Обама, и выглядеть суперпатриотично. А можно надеть гламурные шортики hot-pants все с теми же американскими полосами и звездами. Правда, если вас увидят в таких шортиках в США, вы рискуете оказаться в полицейском участке и даже, возможно, получите срок за оскорбление национальной святыни. Также, если вы повяжете себе на шею платочек Hermes с национальными цветами Франции — это одно. Но если тот же самый платочек окажется на вашем милашке-терьере — это будет равносильно оскорблению национальной святыни. Костюм и мода всегда зависят от контекста. Сто раз подумай, а потом надевай".
Политолог Татьяна Барандова в свою очередь вообще не воспринимает флаговую моду как выражение патриотических чувств:
"Я могу быть горда за Россию, если в общемировой модный тренд попадают элементы уникальных народных орнаментов, например, реконструкция отдельных элементов русской моды исторических эпох, возможно даже — неофольклорная или лубочная стилизация… На мой взгляд, это демонстрирует интерес к стране, к ее наследию и, как ни громко звучит, духовно-нравственной жилке народа. Выезжая заграницу, я беру с собой павловопосадскую шаль или оренбургский платок. А официальный флаг, тиснутый на ботинки, задний карман джинсов, плавательные трусы ведущего модного дома стоимостью в тысячу долларов — это не моя мода, даже если весь мир благодаря этому помещению национальной символики вообще впервые узнает о существовании моей страны".