Безграничный детский мир
По опросу, проведенному "Санкт-Петербург.ру", 43% респондентов опасаются, что из ДЛТ сделают масс-маркет, 23% открытия не ждут, потому что сейчас дефицита не ощущают — все можно купить в других магазинах, и только 9,5% проголосовавших ждут открытие с нетерпением. "В детстве я падала в обморок от советских универмагов. Названия ДЛТ, "Пассаж", "Гостиный двор" вызывали дрожь в коленях, потому что за ними следовало часовое стояние в очередях, толчея и духота", - пишет пользователь vulgaris60. Однако большинство все-таки вспоминает ДЛТ как культовое место, где можно было купить настоящие польские куклы, если приехать к открытию универмага.
"Дом ленинградской Торговли" — старейший универмаг Санкт-Петербурга. Открытый в 1909 году бывший "Торговый дом Гвардейского экономического общества", он был одним из первых универсальных магазинов в России. Здание было сооружено по проекту академика архитектуры Эрнеста Вирриха, при участии знаменитых зодчих Леонтия Бенуа и Павла Сюзора. В 1935 году магазин был включен в состав сети ГлавУнивермага и переименован в "Дом Ленинградской Торговли". Во время Второй мировой войны и блокады Ленинграда здание сильно пострадало, но сразу после войны было восстановлено. В 1945—1946 годах здесь размещался Центральный коммерческий промтоварный магазин. С 1965 года ДЛТ стал специализироваться на детских товарах. ДЛТ прошел долгий путь, превратившись из центрального "детского" магазина в "семейный" универмаг города.
"Мне там мама купила первое в жизни нарядное платье. Очень запомнился тот поход в магазин: ворох ярких платьев, примерка и выбор его: темно-синее, с пышной нижней юбкой и матросским галстучком. Мне было 7 лет", - вспоминает Инна Фридман. Всех потрясал первый этаж — именно там располагалась святая-святых детей — мир игрушек. "В 1990-х годах Ленинграда уже не было, и с торговлей было не слава Богу. В этом магазине был огромный первый этаж, полностью посвященный игрушкам. Настольные игры, барби (целый отдел), лего (целый отдел), мягкие игрушки, детские шампуни, столики, посуда. Все о чем вы мечтали, а ваши родители не хотели вам покупать, было там", - пишет пользователь awoijo.
ДЛТ перестраивали, закрывали, открытие было под угрозой, потом "угрожать" новому магазину перестали, в итоге Дом ленинградской торговли вновь впустит покупателей весной 2012 года. Примечательно, что не менее знаменитая пышечная у ДЛТ работала и продолжает работать, а пышки с белой пудрой оттуда по-прежнему самые вкусные, по выходным очередь ожидает свою выпечку и на тротуаре, а советская плитка не кажется такой уж ужасной. "Символ детства: Новый Год, ДЛТ с елочными игрушками на первом этаже, украшенная гирляндами улица Желябова, ныне Большая Конюшенная, и Пышки", - вспоминает пользователь sunteen.
ДЛТ петербуржцами не воспринимался просто как торговая площадка. "Лично для меня, Никольский рынок стоит в одном ряду с "тремя китами": ДЛТ, Гостинкой и Елисеевским, - рассказывает svishes. - Каким великим событием был поход в детстве с родителями в ДЛТ! Сейчас их заменили Галерея и Стокман".
Новый Дом ленинградской торговли
В 2005 году российская компания Mercury получила проект, став инвестором проектирования и реконструкции с расширением объекта. Открытие ДЛТ переносили несколько раз: с 2009 до 2012 года. Ранее торговец роскошью Mercury удалось продлить контракт на реконструкцию ДЛТ до 22 июля 2012 года. В настоящее время, по информации представителей компании, на объекте подходят к концу отделочные работы, идет монтаж торгового оборудования и завершается набор персонала.
В ДЛТ как в традиционном универмаге каждый этаж отведен под определенную категорию товаров: на первом этаже будут представлены аксессуары, ювелирные украшения, косметика и парфюмерия. Второй и третий этажи будут отведены под мужскую и женскую одежду. В новом ДЛТ к услугам клиентов, в основном VIP-персон, будут работать стилисты. Такая система очень распространена в Европе. У нас же, в Петербурге, она представляется в крупных магазинах впервые. На пятом этаже разместят товары для детей, на последнем этаже будет располагаться ресторанная зона.
"Дом ленинградской торговли", заверяет компания, останется уникальным проектом для города, но в этот раз благодаря дорогим маркам, и соответственно для большинства петербуржцев товары ДЛТ будут недоступны. К тому же ДЛТ обещают сделать не просто "универмагом", а площадкой для показов коллекций мировых дизайнеров, представителей марок, моделей, фотографов.
Согласно московскому опыту, годовой оборот подобных универмагов составляет 1,5-2 млрд руб., или 2 тыс. 700—3 тыс. 700 долл. на 1 кв. м.
Модная Северная столица
"Прекрасно, что ДЛТ переживает ренессанс, и примечательно, что в нашем крупном европейском городе появляется место с бутиками, где представлены мировые марки — Большая Конюшенная идеальное место для этого", - прокомментировала дизайнер бренда Cat's Production Наталья Мелентьева.
На 32 тыс. кв. м. шестиэтажного универмага на Большой Конюшенной разместятся марки сегмента luxury. В ДЛТ, который теперь является филиалом московского ЦУМа, будут представлены Tom Ford, Jimmy Choo, Celine, Bottega Veneta, Lanvin, Tod’s, Michael Kors, Alexander McQueen, Oscar de la Renta, Alexander Wang, Alice&Olivia, Helmut Lang, Elizabeth&James и многие другие.
Однако часть петербургских экспертов моды считает, что в России подобная одежда продается с большими наценками, и актуальность крупного fashion-универмага в Северной столице под вопросом. Один из возможных выходов — разделение торговых площадей, где свои отделы смогли бы разместить и демократичные марки модной одежды.
"Безусловно, восстановление здания ДЛТ стало значимым событием для Петербурга. Надеюсь, товары будут доступны всем: по крайней мере их часть, как это сделано в московском ЦУМе, где на четвертом этаже располагаются корнеры с вполне демократичными марками. Мне кажется, что для Mercury ДЛТ — это в первую очередь имиджевый проект. Потребителей, которые могут позволить себе товары сегмента luxury, в нашем городе не так уж много. Как правило, люди привязываются к магазину эмоционально: они возвращаются в конкретное место к конкретному любимому продавцу. Я уверен, что у ДЛТ будет много поклонников, но для этого необходимо время. К тому же, пока не ясно, какой будет ценовая политика универмага. К примеру, в ЦУМе стоимость товаров несколько выше, чем в других бутиках. Но москвичи готовы заплатить чуть больше именно за особенную атмосферу этого магазина. В любом случае, ДЛТ вполне может стать местом, куда будет просто приятно заглянуть", - прокомментировал "Санкт-Петербург.ру" сотрудник отдела спецпроектов интернет-портала Be-in.ru Антон Данилов.
Для многих нынешних петербургских модельеров ДЛТ действительно остается знаковым местом. "ДЛТ — культовое место, я думаю: аудитория (покупатели) появятся сразу. Никто из нынешних клиентов своих швей не бросит, а многие богатые люди пойдут в ДЛТ", - считает модельер Карина Петросян. Здание в центре Петербурга притягивает и сохранит волшебную атмосферу для тех, кто ходил туда еще за руку с мамой и папой, при этом сейчас ДЛТ станет не советским универмагом, а роскошным дворцом по продаже товаров класса "люкс".
Марина Беляева
Фото автора, livejournal.com