Распоряжением правительства 28 января был утвержден план мероприятий по введению курса религиозных культур в школе в общеобразовательные учреждения для четвертых классов на 2012-2013 год. Курс предусматривает в себе шесть модулей: основы православной культуры, исламской, буддийской, иудейской, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Родитель вправе выбрать для своего ребенка один модуль. Как считают представители РПЦ, этот выбор должен быть прежде всего осознанным. "Мы против насильственного навязывания модулей ОПК детям. Выбор должен сделать родитель вместе с ребенком", - считает еписоп Амвросий.
Русская православная церковь уже не раз заявляла о введении подобного предмета в школах, для того чтобы воспитать не только культурного и образованного человека, но и воспитать человека на основе традиционных нравственных ценностей. Статистика детской преступности, по мнению представителей РПЦ, растет именно потому, что разрушен институт семьи, а в школах кроме голых знаний не дается должного нравственного воспитания.
"Говоря о ценностях, заложенных в традиционных культурах, мы не должны забывать о том, что проповедуются они десятью заповедями. Это и предполагает в себе курс ОПК. Светская этика - это, конечно, уже не религия, это культура, которую общество или сам человек создает для себя. Шкала тех ценностей, которая есть сейчас, приводит к стиранию границ между добром и злом. Мне думается, что новый предмет позволит выстроить новую шкалу, которая воспитает будущего нравственного человека", - заявил Амвросий.
Доктор философских наук, профессор академии постдипломного педагогического образования, Марина Захарченко поддерживает епископа в нравственном воспитании РПЦ детей. "Никто не говорит о православной идеологии в школах, речь идет о работе с ценностями и ценностным пространством", - считает профессор.
Механизм самого курса представляет из себя модель, состоящую из двух пунктов: эксперимент и новый полезный опыт для школы, а также принцип нового типа отношений детей с родителями. Новые стандарты предполагают, что мировоззренческий пласт школьного образования сильно запущен и нужно серьезно работать над его реконструкцией. На сегодняшний день 155 учителей Ленинградской области овладели основами ведения данного курса. Всего планируется подготовить 450 учителей к курсу религиозных культур. К 1 сентября нынешнего года оставшиеся 345 учителей получат "аттестат зрелости".
В течение 2010-2011 года в школе №21 Санкт-Петербурга проходила апробация курса "Основы религиозных культур и светской этики". Комитетом по образованию в декабре прошлого года проводился мониторинг эксперимента. В ходе него было выявлено, что в 21-й школе изучают новый предмет 1 тыс. 350 четвероклассников, ведут курс по два преподавателя на одну школу. В ходе эксперимента было принято решение, что в каждом районе будет лишь одна базовая школа, которая будет ориентирована на подготовку кадров для других образовательных учреждений.
Тем временем государством будет выделено порядка 7 млн руб. на учебники в соответствии с тем выбором курса, который сделают родители и дети.
Как считает начальник отдела центра сертификации и тестирования национального исследовательского университета ИТМО Михаил Богданов, этот курс уместен и правилен. Однако есть сомнения по поводу организационных действий.
"Во-первых, есть сомнение касаемо возраста участвующих в таком эксперименте. Ребенок в 11-12 лет может воспринимать лишь догматы, самостоятельного же отношения высказать не может в силу своего еще неустоявшегося мировоззрения и мироощущения. Второй аргумент "против" - это опасение по поводу того, что вместо культуры станут прививать идеологию. Зачастую воцерковленные люди - проповедники. И это неверно в рамках школы, так как идет столкновение религиозного представления и светского. Столкновение науки и религии просто нельзя допускать. И третий момент заключается в том, что вся ситуация похожа на скоропостижную. Почему так быстро и необдуманно? Много вопросов, на которые ответов сейчас не находится. Предложение сырое и родители не готовы к нему еще", - заключает он.
Журналист и автор фильмов о православной культуре Елена Поликовская оценивает ситуацию с точки зрения своих собственных наблюдений: "Новые связи, которые сложились в школе с появлением предмета, можно выстроить по следующей схеме: родитель-ученик-преподаватель. Но наблюдается следующий феномен - практически вытесняется из этой схемы "Ребенок". "Родитель" и "Преподаватель" выступают общим фронтом. Чтобы лучше разобраться в происходящем, нужно рассмотреть каждую группу по степени лояльности к новому предмету. С этой точки зрения можно разделить людей на четыре типа: сторонники, оппоненты, неопределившиеся и безразличные. Наиболее активными являются оппоненты, у которых первостепенным и определяющим является страх перед наступлением духовной революции. Значит, стоит задуматься".
Текст: Диана Семенова
Фото: "Санкт-Петербург.ру"