Светлое Христово Воскресение, или Пасха - главное событие года для православных христиан. В этом году оно приходится на 24 апреля.
Интересно, что, согласно соцопросам, в нашей стране порядка 70% населения называют себя православными. При этом практикующих христиан не более 3%.
Главное пасхальное богослужение Северной столицы в этом году впервые за последние десять лет прошло в Исаакиевском соборе. Оно началось 23 апреля в 23:00, возглавил его митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Прямую трансляцию праздничного богослужения показал Пятый канал, а комментировал его секретарь ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии, директор научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, протоиерей Кирилл Копейкин, который в преддверии Пасхи ответил на вопросы читателей портала "Санкт-Петербург.ру". Он рассказал о пасхальных традициях и символах, истории праздника, а также о народных обычаях, которые к вере никакого отношения не имеют.
Новозаветная Пасха имеет иной смысл. Это исход из подчиненности греху.
"Под грехом мы обычно понимает какой-то неправильный поступок. Между тем, буквальный смысл слова грех — это огрех, промашка, ошибка, это внутреннее наше состояние, которое заставляет нас совершать ошибки. Смысл новозаветной Пасхи заключается в том, что мы, соединяясь с Христом, обретаем способность меньше промахиваться", - поясняет протоиерей Кирилл.
Итак, сейчас для православных христиан Пасха — это праздник Воскресения Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году.
Что касается того, как нужно правильно праздновать Пасху, то на этот вопрос протоиерей Кирилл дал неожиданный ответ:
"Пусть каждый празднует Пасху так, как он может. Правильно, конечно, прийти на службу и причаститься. Но, мне кажется, что основной смысл христианства - это не внешние ритуалы, а внутреннее состояние души, наше отношение к Богу, к человеку. Внешние ритуалы — это выражение нашего отношения к Богу. Также, как, например, если мы любим человека, мы дарим ему цветы. Это необязательно, но это выражение нашей любви" .
По поводу пасхальной трапезы протоиерей Кирилл рассказал следующее.
"В древности символом приобщения к Богу была совместная трапеза. И вообще, трапеза была символом единства. Сесть с человеком за стол значило практически побрататься. Общность трапезы, которая поддерживает нашу жизнь, — является общностью жизни. Если в древности хотели продемонстрировать свою общность с Богом, то вместе вкушалась какая-либо пища. И кулич, пасха, яйца и вся та пища, которая вкушается на Пасху, — является символом единения и друг с другом, и с Богом".
Протоиерей Кирилл отметил еще один интересный момент. По преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, правитель, усомнившись, сказал, что, как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. В наши дни яйца красят в разные цвета. Правильно ли это?
"Многоцветие появилось не в последнее время. Часто как могли, так и раскрашивали. В средние века, например, иногда пасхальные яйца в золотую фольгу. Да, красный цвет — это цвет огня, цвет крови, цвет воскресения. Многоцветие - это символ полноты жизни, полноты бытия. Ничего плохого в разноцветном окрашивании яиц нет".
Протоиерей Кирилл Копейкин ответил еще на многие вопросы читателей портала. Например, как правильно выбрать крестик, или что в поведении прихожан в наше время ему не нравится. Все ответы можно найти на страничке конференции.
Дополнительно:
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном звоне колоколов, при пении "Воскресение Твое, Христе Спасе,Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона. За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса.
Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами "Христос Воскресе!" и каждый раз молящиеся отвечают: "Воистину Воскресе!".
Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется "светлая пасхальная седмица". Каждый день недели тоже называется светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т.д. Весь период до Вознесения - 40 дней после Пасхи - считается пасхальным периодом.
Главное фото: официальный сайт Московского патриархата