Специально для этого исключительного и масштабного мероприятия в Россию привезли оригинальные 35-миллиметровые пленки с фильмами-легендами. Вы услышите подлинные актерские голоса и сможете прочувствовать звучание "крутого американского английского".
Чем так интересен фестиваль? Нуар отвечает всем страстям синефила:
- детективная интрига;
- "круто закрученный" сюжет на основе лучших американских детективов;
- преступления и наказания, аферы и возмездия. "Хеппи-энд", возможно, и будет, но какова его цена?
- герои, в чьих жизнях сила рока неотвратима, как в античной трагедии;
- самые сексуальные и опасные роковые женщины;
- изысканный визуальный ряд;
- в главных ролях самые мужественные актеры Голливуда - Хамфри Богарт, Кирк Дуглас, Джек Николсон - и самые притягательные актрисы - Мэрилин Монро, Рита Хейворт и Фэй Данауэй.
Фестиваль откроется фильмом "Сансет бульвар". Картина Билли Уайлдера, который всем знаком по фильму "В джазе только девушки" — одна из самых ярких и ироничных историй о Голливуде и звездах немого кино. В программе фестиваля также "Мальтийский Сокол" - первый "черный" фильм; "Асфальтовые джунгли" - одна из первых ролей Мэрилин Монро в большом кино; "Китайский квартал" - фильм знаменитого режиссера Романа Полански; "Убийство" Стэнли Кубрика - почти документально зафиксированная история преступления и другие фильмы
Первые картины в жанре нуар (film noir) появились в Америке в начале Второй мировой войны. Этот жанр отражал напряженную атмосферу в обществе — следствие нестабильности жизни военной и послевоенной поры. Нуары стали полной противоположностью оптимистичным голливудским мюзиклам и комедиям. Это был совершенно ДРУГОЙ ГОЛЛИВУД.
Сюжеты, темы и персонажи кинематографический нуар унаследовал от "черных детективов" Дэшила Хэммета и Раймонда Чэндлера, выходивших в межвоенные десятилетия огромными тиражами, и гангстерских фильмов 1930-х годов, отличаясь от них, тем не менее, по стилю и по образам. Визуальные приемы и мотивы привнесли немецкие экспрессионисты - режиссеры и операторы, бежавшие в 30-е годы от нацизма из Австрии и Германии в Америку.
Фильмы, создаваемые в новом стиле, быстро завоевывают признание и к середине 1940-х годов становятся очень популярными среди зрителей. Жесткие истории с детективной интригой, брутальные мужчины с мрачным прошлым и роковые женщины (femmes fatales), ослепительно красивые и несущие смерть, приходятся по вкусу послевоенной публике. Визуальное совершенство нуаров - контрастное освещение, необычное построение кадра, неожиданные ракурсы, резкие монтажные соединения — завораживает и по сей день. Фоном для стремительно разворачивающихся любовных страстей служат городские джунгли — казино и полицейские участки, сомнительного вида отели, кафе и рестораны. Словно туго сжатая пружина раскручиваются отношения между главным героем и коварной, таинственной красавицей. Рискованная игра, затеянная героинями, приводит к гибельной развязке, а в финале звучат не победные фанфары, а полицейская сирена или звуки выстрелов. Черно-белый фильм нуар — изысканный, циничный и стильный — точно отражает мучительные метания и разочарованность людей послевоенного времени.
С конца 1950-х годов это направление переживает упадок и возрождается в 1970-е годы, когда война во Вьетнаме породила новое потерянное поколение. Лишенные иллюзий герои, безжалостные и уязвимые, вернулись на большой экран; только теперь за место под солнцем начали бороться энергичные, умные, независимые и невероятно соблазнительные женщины, нарушающие все социальные нормы. Но главным в нео-нуарах остается стиль, а точнее — тончайшая стилизация ушедшего времени.
"МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ" (The Maltese Falcon, 1941) — блестящий дебют Джона Хьюстона, будущего лауреата премии "Оскар" и обладателя международных кинонаград. Его первая режиссерская работа положила начало жанру фильмов нуар в кинематографе.
Для Хамфри Богарта роль частного детектива Сэма Спейда стала "звездным билетом". Лучший актер в истории кино по версии Американского института киноискусства и герой легендарной "Касабланки" (Casablanca, 1942) вывел на экран хладнокровного, беспощадного и обаятельного антигероя. Фильм стал кассовым хитом и получил три номинации на премию "Оскар" в категориях "Лучший фильм", "Лучший сценарий" и "Лучший актер второго плана".
После выхода на экраны фильма Чарльза Видора "ГИЛЬДА" (Gilda, 1946) за актрисой Ритой Хейворт закрепилось звание голливудской богини. Роль роскошной красавицы сделала актрису секс-идолом американских зрителей. Муж Гильды - владелец казино - использует ее откровенную сексуальность для реализации собственных планов. Спустя два года Рита Хейворт вновь блеснула в роли femme fatale в нуаре "Леди из Шанхая", снятом ее мужем - режиссером Орсоном Уэллсом.
"ИЗ ПРОШЛОГО" (Out of the Past, 1947) — один из самых совершенных образцов нуара, полное собрание его жанровых мотивов и приемов. Режиссер Жак Турнёр подарил Роберту Митчуму его первую звездную роль — роль бывшего частного сыщика Джеффа Бэйли, пытающегося скрыться от своего прошлого, которое его все-таки настигает. На роль гангстера Вита Стерлинга, хищного и безжалостного противника главного героя, режиссер пригласил Кирка Дугласа (Kirk Douglas) - будущую звезду фильмов Стэнли Кубрика.
Историю, рассказанную в нуаре "АСФАЛЬТОВЫЕ ДЖУНГЛИ" (The Asphalt Jungle, 1950), режиссер Джон Хьюстон и сценарист Бен Мэддоу называли "образцом неуклюжих человеческих усилий". Вышедший из тюрьмы медвежатник Эрвин "Док" Риденшнайдер (Сэм Джаффе) разрабатывает блестящий план ограбления ювелирного магазина и собирает команду отличных профессионалов. Но тщательно собранную конструкцию с самого начала начинает разрушать безжалостный рок. Фильм стал пропуском в большое кино для юной Мэрилин Монро (Marilyn Monroe), сыгравшей роль Анжелы Финлей, любовницы прожженного адвоката Эммериха (Луи Кэлхерн).
"САНСЕТ БУЛЬВАР" (Sunset Boulevard,1950) — один из величайших фильмов о Голливуде и триумф актрисы Глории Свенсон. Главный герой - журналист Джо Гиллис (Уильям Холден) - жаждет признания и славы. Его новая знакомая, звезда немого кино Норма Десмонд (Глория Свенсон), грезит о возвращении в кино. Прельстившись гонораром за сценарий, молодой человек остается жить в некогда роскошном особняке актрисы, напоминающем могильный склеп. На роли второго плана режиссер Билли Уайлдер пригласил кинозвезд прошлого — Сесила Блаунта де Милля, Бастера Китона и Эрика фон Штрогейма.
"ЦЕЛУЙ МЕНЯ НАСМЕРТЬ" (Kiss Me Deadly, 1955) - шестая работа в кинокарьере Роберта Олдрича (Robert Aldrich). Этот фильм многие критики называли последним нуаром и одной из самых удачных экранизаций детективов Микки Спилейна (Mickey Spillane). Ночная встреча с босой незнакомкой (Клорис Личмэн/Cloris Leachman) втягивает Майка Хаммера (Ральф Микер/Ralph Meeker) в смертельный водоворот событий, сохраняющих интригу до самого конца фильма.
Третий полнометражный художественный фильм Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick) - "УБИЙСТВО" (The Killing, 1956) — подтвердил неординарность его таланта. Рассказ-головоломка двигается во времени то вперед, то назад, раскрывая характеры персонажей. Джонни (Стерлинг Хайден), задумавший с помощью нескольких компаньонов сорвать куш в два миллиона долларов, уверен, что у него все под контролем. Сюжетную конструкцию кубриковского нуара Квентин Тарантино использовал в "Бешеных псах" (Reservoir Dogs, 1992) и "Криминальном чтиве" (Pulp Fiction, 1994).
В "КИТАЙСКОМ КВАРТАЛЕ" (Chinatown, 1974) Роман Полански мастерски рассказывает зловещую историю из жизни Лос Анжелеса 1930-х годов. Первые работы Полански, сделанные еще в Польше, сразу привлекли внимание специалистов кино. Безупречное владение детективной интригой, виртуозная работа с освещением и камерой, ироничные диалоги и нетривиальные герои позволили критикам поставить молодого режиссера в один ряд с Альфредом Хичкоком и мастерами нуара. "Китайский квартал" стал последним фильмом, снятым Полански в США. В 1978 году он был вынужден покинуть страну из-за сексуального скандала, связанного с несовершеннолетней девушкой.
Закроет фестивальную программу фильм-нуар 1990-х годов. Нео-нуар "ДЬЯВОЛ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ" (Devil in a Blue Dress, 1995) содержит все обязательные элементы нуара классического: частный детектив, настойчивый в своих устремлениях, подозрительная и невероятно притягательная героиня, вероломные клиенты, жестокие полицейские и глубокая мрачная тайна, окрашивающая сюжет в темные, ужасающие тона. Но режиссер Карл Франклин иронически переосмысливает жанровые каноны.
Организаторы фестиваля: Международное фестивальное агентство Tour de Film и киноцентр "Родина" при поддержке генерального консульства США в Санкт-Петербурге.
Расписание показов:
17.02-18.45- Сансет бульвар
18.02-19.00-Мальтийский сокол
19.02-19.00-Целуй меня насмерть
20.02-18.50-Гильда
23.02-19.15-Из прошлого
24.02-19.00-Асфальтовые джунгли
25.02-19.30-Убийство
26.02-18.45- Китайский квартал
27.02-19.00-Дьявол в голубом платье