"Особое значение имело участие Рериха вместе с Бенуа, Бакстом, Головиным и другими мастерами "Мира искусства" в новаторском оформлении постановок "Русских сезонов", которые с 1908 года ежегодно организовывались Дягилевым в Париже. Высокая живописная культура показанного вызвала сенсацию, повлияла на обновление всего мирового театрально-декорационного искусства. Свою задачу художники видели в достижении тесной взаимосвязи декораций, костюмов, музыки, в созвучии друг с другом образного строя всех видов искусства, участвующих в создании спектакля, на единой основе", — писал искусствовед В.Володарский.
Театрально-декорационное творчество Н.К.Рериха имеет свою отличительную черту. Понимая всю силу влияния театра на человеческие мысли и чувства, Рерих считал необходимым в искусстве синтез эстетического и этического, и предъявлял определенные требования к идейному содержанию сценических произведений. Все постановки, в которых он принимал участие, соответствуют строгому критерию: красота внешнего декоративного оформления — лишь обрамление красоты человеческих чувств: любви, подвига, жертвы.
Любовь к театру и тонкое понимание музыки позволило Рериху создать ряд ярких, выразительных, живых образов, ныне признаваемых шедеврами театрально-декорационного искусства.
Представляем первую картину серии - "Половецкий стан. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина "Князь Игорь"", написанную художником в 1908 году.
#imglib#4424#c
"С редким успехом прошел в 1909 году в Париже показ Половецких плясок из оперы Александра Бородина Князь Игорь в оформлении Рериха. В эскизе декорации золотисто-желтое небо над бескрайней степью еще хранит жар скрывшегося солнца. Мощны очертания курганоподобных шатров половцев со стоящими над ними дымами, полон силы простой и грубый древний узор на стенах. Вздымаясь и опадая, линии зигзагов вторят формам шатров, холмы вдали подхватывают этот волнообразный ритм. Взлетами высоких прыжков и как бы "растеканиями" массы танцующих по сцене строились и пляски половцев. Половецкий стан (1908) может рассматриваться и как самостоятельная картина на историческую тему, но во время показа в Париже этот образ, гигантски укрепленный на сцене театра Шатле, словно концентрировал главное в атмосфере действия — мощь и красочность музыки Бородина, буйную силу и пламенность половецких плясок в хореографии Михаила Фокина." (В.Володарский, "Рерих")