ПЛ: Крупные компании обычно заявляют, что они вне политики. На это есть объективные причины: например, наличие акционеров. Их много, они разные, поэтому, занимать какие-то ярко выраженные политические или религиозные позиции компания, как правило, не может, и всегда старательно подчёркивает: «мы не про политику, мы про бизнес».
ЮС: И тут приходит Лидов с #покавыспали. Этот проект – квазиСМИ, а то и СМИ, он не может быть аполитичным. На каком уровне он позиционирован в компании?
ПЛ: Я по большей части высказываюсь на темы, с «МегаФоном» не связанные. Грань очень тонкая, и не только для меня - каждый сотрудник нашей компании, а их тридцать тысяч человек, где-то и как-то высказывается. Некоторые делают это в соцсетях. У одного аудитория тысяча, у другого десять тысяч, у третьего - пятнадцать. Кто из них СМИ, а кто не СМИ? Что они там пишут? Что наносит больший ущерб: фотографии с пьяной вечеринки условного инженера по обслуживанию антенно-мачтовых сооружений, или комментарий Петра Лидова про байкера Хирурга. И наносит ли вообще?
Сегодняшний мир другой. Десять лет назад то, что я делаю сейчас, даже представить себе было сложно. Хотя многие вещи остаются неизменными: например, мой начальник, Сергей Солдатенков, считает, что «МегаФон» – уникальная компания, в ней работают яркие люди, и если у нас что-то где-то не так, как у других, то это только хорошо, в том числе и моя «публицистика». Об этом я, конечно, поговорил с руководством, мы обсудили тему в общих чертах.
ЮС: Существуют ли риски, с твоей точки зрения? Ты наступишь кому-то на хвост, все скажут, что это позиция компании, а не твоя.
ПЛ: Такое бывало поначалу, но в целом отношение к социальным сетям поменялось, люди не считают применение такого аргумента «спортивным», что ли. Однажды написал что-то по поводу Украины, и кто-то «умный» меня спросил, мол, это позиция «МегаФона» или ваша личная, и как я должен ситуацию как абонент рассматривать? Я ему ответил, что у «МегаФона» на этот счёт позиции нет, а потом добавил ещё кое-что лично от себя и заблокировал. Никакого общественного резонанса не возникло.
В целом, стараюсь занимать здравую позицию, представляя даже в своём монологе разные точки зрения. Например, когда хотел высказаться по теме выступления Константина Райкина о «притеснениях» артистов, придумал такой формат: поговорил сам с собой как чиновник с художником, сбалансированно.
ЮС: А часто ли приходилось информировать руководство о своей позиции? Что, например, по поводу церкви я думаю то-то, по поводу Райкина я думаю то-то?
ПЛ: Нет, вообще ни разу. Они знают, что я человек нормальный.
Популярность может быть полезна и для компании - если я захочу высказаться по какой-то тематике, близкой «МегаФону», то многие люди это прочитают. К тому же такая дополнительная работа для пиарщика – хороший опыт. Когда ты регулярно находишься по ту сторону камеры - это тренинг, хорошая практика.
Самое сложное – раз в неделю выдавать некую мысль, по графику. Мы в жизни все очень спонтанно умные, а когда «к четырём часам приходи с текстом, и чтобы всё было красиво» – это реально сложно, и очень добавляет уважения к труду журналистов. Им это надо делать по три раза в день, а это вообще ад, по-моему.
ЮС: А с #покавыспали тебе никто не помогает? Можно было бы сделать из этого полноценное СМИ с редакцией?
ПЛ: В принципе можно, пока у меня нет такого желания, я это делаю в свободное время, с шести до восьми утра каждый день. Для того, чтобы делать что-то хорошо, нужно этим просто жить, а я этого пока не очень хочу. Но сказать, что я один, нельзя, у меня периодически появляются добровольцы. Они ведут всякие рубрики, правда, большинство из них исчезает через пару месяцев, не выдерживают, видимо, ритма. Например, одна девушка, Маша, присылает раз в неделю обзор событий в мире классической музыки, другая, Лиза, присылает обзор событий по театральным премьерам Москвы. Они молодцы, спасибо им за это.
Иногда ко мне обращаются граждане с предложениями что-то разместить. Однажды нужно было написать что-то про торговлю на Форексе за пять тысяч рублей, но я к такой торговле отношусь примерно так же, как к гороскопам и парапсихологам, поэтому за пятьдесят тысяч я может и подумал бы, но за пять? Я такой микроцукерберг, который делает это всё от души, и люди это, кажется, ценят. Я, конечно, получаю удовольствие, когда люди благодарят, ставят лайки, комментируют, это не перестаёт быть приятно. Люди пишут «спасибо», и это важнее, чем предложения разместить рекламу. Награду вот вручили, даже две, на разных фестивалях. Приятно, очень признателен.