Проект строительства звонницы Смольного собора по замыслу Растрелли обсудили на круглом столе в Петербурге

Круглый стол «Зодчий от Бога. Храмы Растрелли в Петербурге» прошел в Доме журналиста. На встрече эксперты городского архитектурного сообщества обсудили воплощение одного из самых смелых, но нереализованных, проектов великого зодчего — колокольню Смольного собора.

Фото: Санкт-Петербург.ру

Мероприятие посвятили 253-летию со дня рождения архитектора, который стал, пожалуй, одним из главных творцов облика Северной столицы. Событие состоялось 25 апреля, его организовали при содействии Союза архитекторов Санкт-Петербурга и Архитектурной мастерской Мамошина.
Во время круглого стола свои доклады представили шесть специалистов. Остальные эксперты поучаствовали в дискуссии.

Большинство докладчиков посвятили свои выступления возможности воссоздание звонницы Смольного монастыря. Согласно задумке Растрелли, рядом с собором должна была возвышаться грандиозная колокольня — самая высокая в мире. Однако смелый проект архитектора так и не получил воплощения. Теперь за него взялись современные зодчие.

Первым с докладом на круглом столе выступил академик Российской академии наук Юрий Савельев. Он рассказал о том, как имперская идея была воплощена в творчестве архитектора Франческо Растрелли. Следом слово взял заведующий кафедрой СПбГАСУ Сергей Семенцов. По его словам, Смольный монастырь — не только важный для города ансамбль, но и сакральное место.
«Поле Петербурга, все высоты, башни создавались не просто так, это математика. Внимательно смотрели, где какой высоты строить объекты. Более того, согласно исследованиям, только в центре Санкт-Петербурга было около тысячи православных церквей», — отметил Сергей Семенцов.

Доклад на тему возможности возрождения колокольни собора подготовил член экспертного совета по сохранению исторического наследия Дмитрий Шатилов. Он рассказал, какие терминологические дискуссии возникают вокруг этого проекта. В свою очередь доцент кафедры средового дизайна Академии Штиглица Кирилл Яковлев поделился с коллегами опытом создания уменьшенной копии макета монастыря и рассказал о сложностях, с которыми пришлось столкнуться в процессе.

К анализу проекта знаменитого архитектора специалисты приступили почти 15 лет назад, подчеркнул в своем докладе вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Михаил Мамошин. При раскопках было получено доказательство, что колокольню все-таки заложили, но не успели достроить. На ее историческом месте был обнаружен фундамент, на котором был возведен первый ярус звонницы высотой с келейные корпуса.

Увы, но возвести грандиозное строение там, где предполагал сам автор проекта, сегодня не удастся, отметил Мамошин. Это опасно для сохранности памятника федерального значения, поэтому фундамент лучше музеефицировать. Единственный возможный путь в этом случае — перенос звонницы на площадь Растрелли. Эксперты предлагают и еще одно альтернативное место — створ Орловской улицы и на набережной Невы.

Секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Анна Хмелева прокомментировала доказанность замысла.

«Замысел доказан просто историческими фактами. Растрелли не отказывался от своего замысла. Более того, колокольня еще при Екатерине Второй несколько лет строилась уже после его отъезда из России. Он уехал в 1764 году, а работы по возведению звонницы остановились в 1767-м. И в целом, работы по возведению храма были остановлены, он был закончен вчерне, тем же внутренним убранством уже не занимались. Разбирали же то, что было построено, больше 50 лет спустя, уже при Василие Стасове, который достраивал собор», — отметила эксперт.

новости спб Смольный собор