USD 19.04.2024 94.0922 +-0.2320
USD ММВБ 00:05 94.3910  
EUR 19.04.2024 100.5316 +0.2529
EUR ММВБ 00:05 100.4153  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

Вскоре один из главных символов Петербурга должен будет пройти через испытание - капитальный ремонт.

После завершения периода навигации должен начаться капитальный ремонт Дворцового моста. Петербургская компания "Пилон" реконструирует мост за 2,68 млрд руб., а в начале XX века договор о постройке постоянного Дворцового моста был заключен с Обществом Коломенского завода на сумму 4 млн 400 тыс. руб. — по тем временам суммы большие. Построенный к 1916 году мост без архитектурной отделки стал пятым постоянным петербургским мостом через Неву.

Первый в веере

Корреспонденты "Санкт-Петербург.ру" в одну из последних летних ночей отправились посмотреть, как разводят символ Северной столицы. По графику Дворцовый разводится первым — в 1:05. Тот факт, что с набережной разводка Дворцового выглядит явно более романтично, бесспорен. Мы же спускаемся вниз, в рабочие помещения механиков моста. Там, внизу, пахнет маслом и сыростью, установлены деревянные помосты между платформами, видны шестеренки и двигатели, приводящие крылья моста в движение. Там же прекрасно слышно, как под постоянными пролетами проплывает катер за катером. Кстати, туристы и горожане визжат громко, музыкальные предпочтения владельцев прогулочных катеров — поп-музыка отечественного производства. От проезжающего крупного транспорта чувствуется вибрация. В общем, под мостом как будто маленькая промышленная зона.

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

С момента ввода моста в эксплуатацию опорные конструкции и основной механизм ни разу не менялись, рассказал механик Дворцового моста Станислав Пусташинский. Конечно, некоторые детали выходят из строя, металл прогибается и деформируется, сказывается "усталость" металла. Урон наносят реагенты, которыми посыпают дорогу, страдает и отливная система. Благодаря возрастающему потоку автомобилей в Петербурге, Дворцовому также приходится переносить гораздо большие нагрузки, чем те, с учетом которых он был спроектирован изначально.

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Огромное количество "кнопочек" и "лампочек"

Объясняя на пальцах принцип разводки моста, механик Станислав сравнивает разводной механизм Дворцового с принципом колодца и "журавля": для относительно легкого подъема нужен противовес на одном конце и "ведро" - на другом. В данном случае роль "ведра" исполняет крыло моста, а противовеса — "набор" чугунных чушек, общим весом 200 тонн. К слову, их 7 с каждой стороны моста. Весь механизм запускается с помощью системы шестеренок, работа которых в вою очередь обеспечена электрическими двигателями. Они установлены еще в 1978 году, несмотря на произведенные компанией Siemens двигатели, клеймо на поверхности двигателя - "Сделано в СССР".

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Процесс разводки моста фиксируется и сохраняется на сервере

Разводка Дворцового длится 5-7 минут - от первой операции оттяжки противовесов до поднятия на 67 градусов крыльев моста. В случае выхода из строя основного привода есть возможность воспользоваться резервным -  мост разведут за 30-40 минут. Резервный привод задуман на случай полного обесточивания моста. Для зрителей "снаружи" крылья моста поднимаются быстро — за 2-3 минуты.

Между постоянной частью и крылом образуется щель в 6 м, от верхней точки постоянной части до нижней точки котлована — 14 м. И уже не первый год механики удивляются, что туристы и жители города все-таки регулярно пытаются пройти мимо охраны и прикоснуться к поверхности моста. Хотя, если им все-таки удастся, видимо, рассказать о своих ощущениях никому не придется.

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Нам несколько раз повторили: главное - безопасность

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Камеры фиксируют все, что происходит наверху. Мы заметили и паучка

Стройка и война

История Дворцового моста была сложной. Дело в том, что строительство моста откладывалось, задерживалось, было приостановлено, и в конечном итоге мост сдали, но без архитектурной отделки. К тому же и в новейшее время у моста наступают "трудные времена".

По окончании строительства Благовещенского моста в 1856 году плашкоутный мост был передвинут вверх по течению, где занял место у Зимнего дворца. Позднее мост передвинули еще раз на 53 м - туда, где сейчас расположен современный Дворцовый мост. В 1896-м плашкоуты дали течь и затонули. Именно после этого городская управа задумалась о строительстве постоянного моста у Зимнего дворца.

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Исаакиевский мост

К 1910 году через Неву существовали три постоянных переправы: Благовещенский, Литейный и Троицкий мосты. В 1911 был открыт Мост Петра Великого (Большеохтинский), а в 1916 — Дворцовый. История этого моста через Большую Неву  - одного из самых романтичных и знаменитых — сложная и началась объявлением в 1901 году конкурса на проект моста. Кстати, конкурс на проект Моста Петра Великого был объявлен в этом же году.

Конкурсная комиссия была недовольна первым этапом по отбору проектов Дворцового моста - конкурс был продлен. В итоге с 1901-го по 1904-й были рассмотрены 46 проектов, свой вариант представила и французская фирма "Батиньоль", которая в это же время занималась строительством Троицкого моста. Но конкурс выиграло "Общество Коломенских заводов", проект Андрея Павловича Пшеницкого. Архитектурный проект был выполнен придворным архитектором Романом Мельцером в угоду вкусам Николая II. Примечательно, что в отличие от других разводных мостов подъемный механизм Дворцового решили разместить не у берега, а по центру 5-пролетного сооружения.

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Водолазные работы

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Строительство Дворцового моста

В 1911 году был подписан "Договор о постройке постоянного Дворцового моста", согласно которому сооружение моста и его испытания должны были быть закончены к 15 ноября 1913 года. Текст состоит из 40 пунктов.

Интересные факты из договора:

"Надзор городской Управы или исполнительной комиссии за постройкой моста отнюдь не слагает с общества Коломенского завода ответственности в случаях несоответствия моста утвержденному исполнительному проекту и неправильного действия моста, и такую ответственность общество принимает исключительно на себя"

"Все работы должны быть выполнены из русских материалов, русскими рабочими и русскими инженерами"

"Исполнение всех работ общество принимает на себя за оптовую сумму четыре миллиона четыреста тысяч рублей"

"Освидетельствование материалов до приступа к работе не избавляет общество от полной ответственности за доброкачественность работ, исполненных из этих материалов. И в случае если работы при их приемке будут найдены недоброкачественными или неправильно произведенными, то общество обязано разобрать забракованные работы и исполнить их вновь"

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Строительство моста

"После предварительного приема моста общество гарантирует в течение одного года со дня приема прочность и правильность произведенных работ по сооружению моста, въездов и набережных за исключением нормального изнашивания мостового полотна, и в течение двух навигационных периодов правильность действий разводных механизмов".

Строительство моста началось в 1912 году, однако Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, помешала ходу строительства. Дворцовый мост был открыт для движения лишь 23 декабря 1916 года. Петербуржцы увидели постоянный разводной мост через Неву недостроенным: кладка опор не закончена, утвержденные архитектурные элементы отсутствовали, а перильные ограждения были деревянными.

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Мост был сдан с деревянным настилом и деревянными ограждениями

Символ Петербурга

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Фото: Антон Ваганов

Путь к тому, чтобы стать одним из главных символов Петербурга, у Дворцового моста был нелегким. Архитектурное оформление моста так и осталось в проекте. А уникальный с точки зрения инженерного замысла мост стоял с деревянными перилами и с временными "хибарками" на опорах.

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Проект решетки Дворцового моста

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Современный вид Дворцового  моста

У Дворцового моста было самое сложное инженерное решение среди существовавших тогда в Петербурге разводных мостов. Он же первый мост в мировой практике с удачным решением системы замыкания в трехшарнирную арку. Каждое крыло уравновешено системой противовесов, подвешенных к его нижней части на шарнирах по системе Штрауса. При разводке моста его противовесы опускаются в колодцы опор. Они расположены на глубине до 6 м ниже уровня воды в реке.

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Механизмы Республиканского моста (Дворцовый мост был переименован после революции 1917 года)

В 1932-1933 годах Ленинградский городской исполком объявил конкурс на архитектурное оформление моста. В 1939 году по проекту архитектора Льва Носкова появилось новое литое чугунное ограждение, конечно, с символикой времен СССР — современный вид совпадает с решетками конца 30-х годов. Только в 50-х годах деревянные парапеты на устоях и промежуточных опорах заменили на гранитные. В 1970-х мост подвергся капитальному ремонту: деревянный настил поверхности моста заменили, на разводных пролетах тяжелые чугунные решетки поменяли на алюминиевые. Тогда же модернизации подверглись и механические части Дворцового моста.

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Мост в 60-х

Нынешние сотрудники "Мостотреста" вспоминают, как бывший начальник Юрий Петров мечтал возродить проект Романа Мельцера и сделать мост именно таким, каким его видел придворный архитектор. В архивах предприятия хранятся многочисленные чертежи, схемы, различные варианты плафонов фонарей, лепнина и скульптуры и т.д. Интересно, что эксперты того времени возражали против проекта с высокими башнями-маяками и обильного украшения скульптурой (орнаменты, картуши, императорские орлы). Позже Роман Мельцер разработал более простой вариант украшения моста: с освещением 12 фонарями, более низкими и не столь украшенными. Вариант был одобрен в 1915 году и получил "высочайшее утверждение".

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Фонарь, спроектированный для Дворцового моста Романом Мельцером

Мост в XXI веке

Петербургская компания "Пилон" реконструирует Дворцовый мост через реку Неву за 2,68 млрд руб. Согласно протоколам госзаказа, ЗАО "Пилон" предложило цену контракта 2 млрд 689 млн 895 тыс. 632 руб. против первоначальной цены 2 млрд 763 млн 686 тыс. 50 руб. "Пилону" предстоит выполнить все работы за год и 7 месяцев. По предварительным данным, ремонт может начаться после завершения навигации.
 
К 2008 году, по сведениям ГУП "Мостотрест", Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Специалисты не раз заявляли о том, что необходим капитальный ремонт моста. Уникальный разводной механизм, который поднимает 700-тонные пролеты вверх, состоит из моторов, крупных шестерней (среди которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста) и тысячетонных противовесов.

Согласно проекту ЗАО "Институт "Стройпроект", на реконструкцию Дворцового моста потребуется около 18—20 месяцев и около 1 тыс. 500 тонн нового металла, стоимость капитального ремонта оценивалась в  2,9 млрд. руб. К слову, за последние 7 лет мост планировали закрыть на ремонт 4 раза.

Серьезнейшей проблемой стал регулярно дающий о себе знать в последние годы износ механизмов, отвечающих за разводку и сведение моста. "Сегодня ситуация такова, что заклинка при разводке может произойти в любую минуту, и тогда проводка судов станет невозможной. В этой связи чрезвычайно актуальна замена механизмов и оборудования разводки", — сообщил главный инженер проекта ЗАО "Институт "Стройпроект" Рустам Марценкевич.

По предварительным данным, реконструкция моста может начаться в сентябре этого года. Пока специалисты посещают мост практически каждый день, пошагово продумывая схему: как отремонтировать Дворцовый без полного коллапса в центре Петербурга.

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

Туристам и горожанам на заметку. Топ-5 точек для съемки Дворцового моста:
  1. Тучков мост. Мост может стать отличной площадкой для ночных съемок разводки Дворцового моста.
  2. Адмиралтейская набережная. При съемке с Адмиралтейской набережной в кадр могут попасть стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость. Но лучше это делать неподалеку от моста, так как обзору могут помешать многочисленные прогулочные кораблики, и от памятника Петру I кадр для семейного архива сделать будет сложно.
  3. Дворцовая набережная. Если фотографировать Дворцовый мост с Дворцовой набережной, то на снимках помимо моста появляются Академия наук, музей антропологии и этнографии. Точки съемки можно определить вдоль всего Зимнего дворца, фасад которого выходит на набережную.
  4. Стрелка Васильевского острова. В кадре может оказаться Адмиралтейство, купол Исаакиевского собора.
  5. С акватории Невы. Такая возможность есть у путешественников, которые ночью купят билет на прогулочный катер. Накануне разводки моста по его сторонам останавливается большое количество прогулочного водного транспорта.
 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика
Перед разводкой моста для всего водного транспорта загорается "красный"

 Истории из историй: Дворцовый мост — неоконченная романтика

Марина  Беляева
Фото: из архива Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Мостотрест", Ксения Чепига, "Санкт-Петербург.ру"

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Туризм

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы