Советско-итальянский комедийный фильм «Приключения итальянцев в России», на первый взгляд, кажется прекрасным путеводителем по достопримечательностям красивейших городов мира – Рима и Санкт-Петербурга. Но лишь на первый взгляд. Герой приключенческой комедии, проезжая по Вечному городу на мотороллере, видит буквально все его достопримечательности, когда как на самом деле они находятся в существенном отдалении друг от друга и такой путь невозможен. Любимая русским, а особенно петербургским, зрителем часть фильма – поиски клада русской эмигрантки «подо львом» в Культурной столице, тоже пестрит несуразицами. В частности, несмотря на то, что монументов, изображающих царя зверей, в Петербурге великое множество, создатели картины почему-то решили приписать городу несколько несуществующих львов на постаментах. Возможно, так оно было легче для съемок картины. Простим людям искусства их слабость и прогуляемся по местам установки киношных львов и, конечно же, - их реальных собратьев.
Львы перед Смольным собором
фото: artguide.com
Конечно же, это выдумка. Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а завершен он был архитектором Владимиром Васильевичем Стасовым при императоре Николае I. Львов там не было и в помине. Могла бы быть еще пятиярусная колокольня, но по воле самого Растрелли ее все же не построили, ведь в таком случае она превзошла бы даже шпиль колокольни Петропавловской крепости - самое высокое в то время сооружение в городе.
Львы на Банковском мосту
фото: kvartline.ru
Ну, конечно же, всем известно, что Банковский мост охраняют вовсе не львы, а грифоны – мифические крылатые существа с туловищем льва. Как следует из мифов, грифоны действительно являлись надежными стражами кладов. Однако, как мы понимаем, клад русской старушки был спрятан вовсе не под ними. Грифоны на Банковском мосту, отлитые по модели скульптора Павла Петровича Соколова, охраняют разве что Ассигнационный банк, давший название цепному однопролетному мостику.
Львы у Шереметьевского дворца на Фонтанке
фото: izi.travel
Бывший Шереметьевский дворец, Фонтанный дом, построен в XVIII веке. Участок, на котором расположен дворец, был пожалован Петром Великим фельдмаршалу Шереметеву, женатому на родственнице государя А.П. Нарышкиной. Несмотря на то, что дом множество раз достраивался и перестраивался, львов перед воротами там никогда не было. Изображения царя зверей присутствует лишь на воротах ограды, построенной в 1837 году, как животных с герба Шереметьевых.
Львы у Дачи Безбородко
фото: lenarudenko.livejournal.com
Или, как ее еще называют, дача со львами. Владелец усадьбы, Г. А. Кушелев-Безбородко, был меценатом и литератором. В 1783-84-е годы дом был перестроен по проекту видного архитектора Кваренги. Разумеется, львы здесь присутствуют – в оформлении ограды, которая и прославила дом. Ограда, появившаяся у здания в первой половине XIX века, состоит из 29 львов, держащих в зубах чугунные цепи. Тем не менее, охотники за кладом в фильме почему-то насчитали аж 149 львов в данной ограде.
Львы у Академической капеллы
фото: capella-spb.ru
У красивейшего здания Государственной Академической капеллы на набережной Мойки, 20, с момента его постройки в 1810 году не было львов. Не появилось их и после реконструкции по проекту Бенуа в 1889 году. Для фильма животные были изготовлены из гипса и установлены у входа в капеллу, концертный зал которой считается, кстати, одним из лучших в Европе по акустическим данным. Создатели картины пошли еще дальше: к несуществующим львам они присоединили и несуществующий фонтан как одну из примет в поиске клада. Расположился он на одном из самых широких мостов Петербурга – Певческом, который и получил свое название благодаря соседству с Капеллой.
Львы у Русского музея
фото: 7oom.ru
Таковых, как знают и петербуржцы, и гости Северной столицы, также не существует. На том месте, где охотник за кладом – итальянский Мафиозо выкапывает льва, с 1957 года стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптора Аникушина и архитектора Петрова. Открытие памятника на площади Искусств было приурочено к празднованию 250-летия Ленинграда.
Львы на набережной канала Грибоедова
фото: wikipedia.org
И эти львы – также выдумка режиссеров. Мост, у которого Мафиозо выкапывает очередного льва, по иронии судьбы называется Итальянским. Напротив мы можем видеть храм Спаса-на-Крови, который был построен в 1883-1907 годах на месте, где был смертельно ранен Александр II. Собор сооружен как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.
Как известно, клад был найден по сюжету фильма вовсе не под памятником, а под клеткой с реальным львом в Ленинградском зоопарке. А мы с вами рассмотрим еще пару-тройку действительно существующих в Петербурге скульптур львов.
Львиный мостик на канале Грибоедова
фото: wikimedia.org
Львиный мостик расположен в 10 минутах ходьбы от Исаакиевской площади. Переброшенный через канал Грибоедова, он соединяет Казанский и Спасский острова. Построена переправа в 1825—1826 годах по проекту В. фон Треттера и В. А. Христиановича. Мост украшен парными скульптурами львов, держащими в пастях цепи. Чугунные решетки украшают узоры в виде вытянутых ромбов с цветочными розетками, а посередине пролетов установлены фонари.
Львы на набережной Макарова
фото: ftour.otzyv.ru
Пара прекрасных львов прилегла отдохнуть на набережной Макарова на Васильевском острове. Гранитные львы установлены на спуске к Малой Неве у Пушкинского Дома. Пристань с широкой лестницей, на которой и расположились фигуры двух львов из розового гранита, была построена по проекту архитектора Рогинского в 1806-1809 годах.
Львы у Дома Лобанова-Ростовского
фото: temza.ru
Бывшая дворянская резиденция в стиле классицизм возведена в 1817—1820 годах для князя Александра Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана. В обиходе здание и зовется Дом со львами, благодаря легендарным скульптурам львов у парадного входа, выполненных Паоло Трискорни.
«Львы сторожевые» этого дома упоминаются в поэме «Медный всадник» Пушкина. Якобы во время разрушительного наводнения 1824 года некий Яковлев, гуляющий по городу, понял, что вернуться домой ему не дает коварная стихия и взобрался на одну из скульптур львов, «смотревших» на затопленный город «с подъятой лапой, как живые». Это и помогло находчивому мужчине спастись во время наводнения.