USD 24.04.2024 93.2918 +0.0399
USD ММВБ 00:05 93.2740  
EUR 24.04.2024 99.5609 +0.1961
EUR ММВБ 00:05 99.4528  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Королева гор, две разновидности зимы и дерзкий прапорщик Урубко – герой всемирных СМИ

Знаменитый российский альпинист Денис Урубко совершил рискованную попытку зимнего соло восхождения на К2 – вторую по высоте горную вершину Земли. После неудачи он покинул команду из-за разногласий относительно окончания зимнего сезона.

Денис Урубко своей неожиданной попыткой соло восхождения приковал внимание множества людей к вершине К2 (8611 м), или Чогори, что находится в Каракоруме, на границе Китая и Пакистана.

В середине января польская команда прибыла в Каракорум с целью совершить первое в истории зимнее восхождение на К2. Королева гор, вторая по высоте вершина на планете, но первая в рейтинге у альпинистов, до сих пор остается непокоренной зимой, в то время как на остальные вершины выше 8000 м уже совершены зимние восхождения.

Российский альпинист 44-летний Денис Урубко также стал членом этой команды, имея еще и польское гражданство. Являясь самым сильным высотником в мире, он был приглашен в команду своим давним другом, руководителем экспедиции Кшиштофом Велицким.

За несколько дней до окончания зимы, 24 февраля, он без согласования с руководителем, отправился на восхождение в одиночку, несмотря на громадный риск такого мероприятия. Что же заставило его пойти на такую крайность?

Ответ, кажется, есть в его письме от 16 февраля редактору Russianclimb.com: «Мне нужна ГОРА! Да, до финала зимы осталось меньше двух недель. Но это не настраивает поляков на работу. Может, у меня менталитет другой, и я не понимаю чего-то важного?»

Попытка восхождения на К2 – нетривиальная задача. Она по плечу только самым амбициозным, сильным и опытным восходителям. Поэтому события на этой горе полтора месяца занимали внимание многих людей. Известие о сольной попытке Урубко подняться на вершину стало шокирующим. Все намертво прилипли к мониторам. Статьи и телесюжеты посыпались градом.

Десятого января команда приступила к работе на том же маршруте, где шесть лет назад работали российские альпинисты. Уже тогда стало понятно, что эта линия зимой очень проблематична. Крутая ледовая стена, падающие камни, отсутствие удобных мест под палатки, а главное – постоянный очень сильный ветер прямо на стену. Сверху летели камни, и почти вся команда была так или иначе ими побита, а двое получили серьезные ранения. Один участник был эвакуирован вертолетом в госпиталь с переломом руки. Тогда было решено поменять маршрут, и идти по ребру Абруццкого, которое хорошо знакомо многим членам команды – они бывали тут летом. Понимая, что конец зимы не за горами, Денис интенсивно, в отличие от остальной команды, вкалывал на маршруте – провешивал перила, ставил лагеря. Он действительно проделал огромную работу, ведь перед ним маячила мечта. Он спорил с остальными в группе и все больше расстраивался из-за темпов восхождения.

Фото из личного архива Дениса Урубко
 

Никто и представить не мог, что главной интригой этой экспедиции станет наличие двух понятий зимы. Казалось бы, кто не понимает, что такое «зима»? Но есть календарная зима. Это период с 1 декабря по 28 февраля. И есть астрономическая зима, с 22 декабря по 21 марта.

Поляки – признанные лидеры зимних гималайских восхождений (всего у них 11 таких восхождений) – придерживаются астрономической зимы, поэтому в перечне есть два относительно недавних восхождения, совершенных в марте: Гашербрум I (8080 м) 9 марта 2012 года и Броуд-Пик (8051 м) 5 марта 2013-го.

Денис Урубко мартовские восхождения зимними не признает. Он надеялся подняться на вершину не позднее 28 февраля. Остальные участники рассчитывали на март. Отсюда понятна их неторопливость.

В интервью для Russianclimb альпинист объясняет, почему ему принципиально важна календарная зима: «Правила спортивности в альпинизме не должны выделяться некоей особенностью, исключительностью. Если для всех людей зима – с 1 декабря по 28 (29) февраля, то альпинистам лучше следовать общим установкам. А не пытаться стать астрономами, которых, по большому счету, с научной точки зрения мало интересуют климатическиие (погодные) условия на Земле. В данном контексте "астрономический" год – лишь голая абстракция, не имеющая реального воплощения для земных условий».

Установив лагерь на 6300 м 14 февраля, он хочет подняться выше, все по плану, и неожиданно руководитель экспедиции велит ему вернуться в базовый лагерь. В душе Дениса нарастали гнев и отчаяние. «Я уверен, что меня тормозят умышленно. Сорвался план подняться на вершину в замечательное погодное окно, – пишет Денис 16 февраля. – Завтра планируется выход наверх одной группы. Затем другой. Следом меня с кем-то (вроде бы) планируют отправить. А вдруг все изменится? И ребята "оседают" маршрут! И мы акклиматизируемся... А потом, в последние дни февраля, шикарная погода встанет? Так что живу надеждой».

«Я зубами буду грызть эту гору!». Так Денис Урубко сказал еще в 2003 году, в первый раз отправляясь на К2 зимой с пригласившей его польской экспедицией под руководством Кшиштофа Велицкого. Условия были страшными, не только на маршруте, но и в базовом лагере. Тем не менее, успех был близок, уже стоял штурмовой лагерь на 7650 м, была подходящая погода, и уже завтра, если постараться, можно было дотронуться до вершины. Это была самая высокая отметка, достигнутая зимой на этой горе, ветер нещадно трепал маленькую палатку, где к штурму готовились Денис с Марчином. Но утром у Марчина появились признаки острой горной болезни – отек мозга. Требовался немедленный спуск, это было на грани человеческих сил, но все же Денис спас друга.

Фото из личного архива Дениса Урубко
 

«Когда Марчин вылезал из палатки, то пару раз падал. Я думал – конец. Но тут этот парень показал себя настоящим мужиком. Таки смог встать на ноги, и при моей поддержке дошел пять метров до перил. У меня просто как гора с плеч. Пока я укладывал палатку и привязывал ее, он минут десять стоял, ждал меня, – видать, это его слегка привело в чувство. Я его страховал, но по перилам он работал сам. Первые сто метров мы спускались 40 минут. Для меня это были ужасные минуты. Ветер, снег, я страшно голоден и хочу пить. Но следующие сто метров мы спускались 25 минут. Прогресс! Марчин начинал выглядеть как нормальный человек. И я убрал страховочную веревку. Мы спускались все еще очень медленно, но каждый самостоятельно. Только иногда я помогал ему что-то сделать и говорил с ним, говорил, говорил... И мы продолжали спускаться с этой огромной горы».

Экспедиция на этом закончилась, но в душе сжалась пружина. Через несколько лет была попытка организовать собственную экспедицию, но Китай внезапно отозвал ранее выданное разрешение на восхождение. А следующая возможность представилась только в 2018 году.

Вместе с Адамом Белецким, сильнейшим из поляков, Денис в конце января 2018 года спас французскую альпинистку Элизабет Револь на Нанга Парбат. Им удалось, казалось бы, невозможное. Скоростной ночной подъем по сложной ледовой и скальной стене, до 6100 м – и вокруг в темноте в ответ на свои крики они слышат голос девушки. Спасена!

Урубко очень рассчитывал на Адама Белецкого как напарника по связке. После травмы Адам (ему в голову попал камень, раскроил нос и лоб, пришлось накладывать швы) долго восстанавливался в базовом лагере. Тем не менее, он составил компанию Денису, чтобы подняться выше 7000 м. Проведя две ночи на 7200 м, они получили необходимую акклиматизацию, и теперь можно было планировать выход на вершину. Больше в команде никто не был к этому готов.

Время уходило. До конца зимы пять дней. Денис предложил Адаму идти на штурм. Но Адам, поняв, что это ему еще не по силам, отказался. В отчаянии созрело решение пойти соло. Пружина сработала.

Урубко не взял никаких средств связи, чтобы снять ответственность с товарищей по команде в случае нежелательного поворота событий: он прекрасно понимал, что помочь ему на высоте не сможет никто.

Фото: Maciej Bedrejczuk
 

«Невзирая на то, что Денис самовольно принял решение и пошел на гору без согласования с нами, в любом случае он является членом нашей экспедиции, и мы должны позаботиться о том, чтобы его попытка закончилась успешно», – сказал Кшиштоф Велицкий. В тот же день он срочно отправил четверых участников во второй и третий лагерь на случай необходимости оказать помощь. К вечеру следующего дня Кшиштоф предположил, что Денис пойдет на вершину уже утром. А днем должна испортиться погода.

Сольное восхождение на такую высокую вершину зимой крайне опасно. На 8200 м находится ключ маршрута – «бутылочное горло» – узкий кулуар, дающий проход на вершинный купол, и дальше косой траверс с нависающей громадной глыбой льда, готового обрушиться в любой момент. Зимой тут может быть голый лед, сильный ветер может запросто унести человека. Тут необходима надежная страховка, без напарника это невозможно. Огромный риск.

Надеясь и молясь, все ждали. Неизвестность. Как в прошлом веке. Ни GPS-трекера, ни спутникового телефона, ни даже рации.

Но гора рассудила по-своему. Снег и сильный ветер, почти полное отсутствие видимости выше 7600 м. Единственным правильным решением было развернуться. Утром 26 февраля участники с горы сообщили: видим Дениса. Он идет вниз.

Выдохнули – жив! Спустился. Но что дальше? Команда по плану будет работать до 20 марта. Как она отреагирует на выходку? Что сделает Кшиштоф? Пойдет ли Урубко на вершину в марте? Пока Денис был на горе, в базовый лагерь прибыла съемочная группа польского ТВ. Спустившийся строптивец попал прямо на интервью: «В соответствии со своими убеждениями, касающимися конца зимнего сезона, я покидаю экспедицию».

Что ж, команда это решение поддержала. «Для меня это трудный момент, прежде всего, в личном плане, не в экспедиционном. Я знаю Дениса 20 лет. Мы были друзьями, и я надеюсь, что и впредь ими останемся. Но то, что он сделал, подорвало наши отношения. В этом смысле я разочарован. Но я рад, что он спустился, что он жив», – сказал Кшиштоф.

Денис Урубко и Кшиштоф Велицкий. Darío Rodríguez/DESNIVE
 

Денис Урубко и Кшиштоф Велицкий. Два отличных альпиниста. Два давних друга. Две великих личности. Их связала К2, а развели две разных зимы.

Три попытки зимних восхождений на К2 окончились неудачей. Поляки в 1988 году смогли подняться до 7300 м, в 2003 году – до 7650 м и русские в 2012-м – до 7300 м. Страшные ветра, которые дуют зимой почти постоянно, надежно охраняют вершину от людей.

Сейчас поляки продолжают свою работу на склонах К2.

Денис Викторович Урубко (44 года) родился на Северном Кавказе, с 1993 года жил в Алма-Ате, альпинизмом занимался в армейском клубе ЦСКА. Альпинистскому мировому сообществу он стал известен как прапорщик Урубко, «дикий конь казахских прерий», за свои мощные восхождения в Гималаях. За девять лет он поднялся на все 14 восьмитысячников планеты, не используя кислород в баллонах.

На его счету много авторских маршрутов, за прохождение которых он неоднократно становился обладателем высшей награды альпинистов – «Золотого ледоруба». За уникальные спортивные успехи Урубко имеет правительственные награды Республики Казахстан, в том числе золотой орден Международного олимпийского комитета. За спасение людей в горах в самых сложных условиях он награжден медалями Италии, Испании, Непала. Спас польку Анну Червинскую в 2001 году; словена Томаша Хумара – в 2002 году; поляка Марчина Качкана – в 2003-м; француза Жана Кристофа Лафая – в 2003 году; баска Иньяки Очоа де Ольза – в 2008-м; француженку Элизабет Револь – в 2018-м.

 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Спорт

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы