USD 28.09.2024 92.7126 +0.3052
USD ММВБ 00:05 92.4074  
EUR 28.09.2024 103.4694 +0.2763
EUR ММВБ 00:05 103.1931  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Сегодня начнут допрашивать свидетелей по делу об АПЛ К-159

13 Января 2004, 10:38

Вчера в Северном флотском военном суде (Североморск, Мурманская область) начался процесс по делу о гибели атомной подводной лодки К-159. На скамье подсудимых только один обвиняемый -- командующий Северным флотом Геннадий Сучков. Своей вины адмирал не признает.
АПЛ К-159, выведенная из боевого состава Северного флота еще в 1989 году, затонула в ночь на 30 августа 2003 года в Баренцевом море во время буксировки для утилизации на судоремонтный завод.
Следственная бригада Главной военной прокуратуры (ГВП) РФ, расследующая причины гибели лодки, уже на третий день после катастрофы нашла виновного. Им был объявлен заместитель командира базирующегося в гарнизоне Островной дивизиона "отстойных" атомных подводных лодок капитан второго ранга Сергей Жемчужный, который и руководил операцией по буксировке К-159. Ему было предъявлено обвинение в нарушении правил кораблевождения, повлекшем смерть людей (статья 263 часть 2 УК РФ). Кроме того, приказом министра обороны РФ Сергей Жемчужный был уволен в запас "за неисполнение обязанностей старшего на буксировке, самоустранение от проверки готовности АПЛ к буксировке, непринятие решительных мер по укрытию на рейде Кильдин и по спасению экипажа".
Однако в ходе дальнейшего следствия выяснилось, что серьезные ошибки допустило и командование флота. 11 сентября Указом Президента РФ на период следствия был отстранен от должности командующий Северным флотом Геннадий Сучков. "Руководство флота не проверило готовность лодки к буксировке и организацию. Организация буксировки была также неудовлетворительной, и как результат -- трагедия, -- заявил тогда журналистам главком ВМФ Владимир Куроедов. -- Избежать трагедии было можно, если бы каждый на своем месте, от командира буксировки до командующего флотом, выполнил все требования и инструкции. Причина -- в элементарном невыполнении тех требований, которые заложены в нормативных и технических требованиях по буксировке". В частности, по словам господина Куроедова, за 12 часов до потопления К-159 руководство флота получило информацию об ухудшении погоды. "В нормативных документах записано: буксировка разрешена при волнении моря до трех баллов. Никто не отреагировал на прогноз. В технических документах записано: буксировка может проводиться со скоростью до трех узлов. Скорость была 4,5 узла".
21 октября следователи ГВП обвинили адмирала Сучкова в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека (статья 293 часть 2 УК РФ). Уголовное дело в отношении адмирала было выделено в отдельное производство и составило 21 том. В конце прошлого года оно было передано в суд. Первое заседание, на котором был определен порядок судебного следствия, прошло 25 декабря. Слушания дела, по существу, начались вчера и проходили в закрытом для СМИ режиме.
Как рассказала Ъ московский адвокат Светлана Белова, представляющая интересы родственников потерпевших, первый день процесса был посвящен организационным вопросам, оглашению обвинительного заключения (оно мало отличалось от выводов, сделанных главкомом ВМФ Куроедовым), которое составляет отдельный том дела, рассмотрению ходатайств сторон, а также разъяснению участникам процесса их прав и обязанностей. "Суд также, выражаясь на юридическом языке, исследовал личность Сучкова, -- отметила адвокат. -- Были зачитаны приказы о его назначении командующим Северным флотом, временном отстранении на период следствия, оглашены записи в его личной карточке: наказания, поощрения. Кроме того, сторона гособвинения, которую на процессе представляют первый заместитель главного военного прокурора Анатолий Пономаренко и полковник ГВП Игорь Мурашкин, предложила сначала заслушать показания самого Сучкова. Однако адмирал, кстати, не признавший своей вины, по совету своего адвоката Владимира Черкасова согласился выступать только после свидетелей".
Свидетелей начнут допрашивать сегодня. Предполагается, что в суде примет участие более 80 свидетелей, в том числе Сергей Жемчужный. Следствие по уголовному делу в отношении господина Жемчужного передано в прокуратуру Северного флота и продлено до 30 апреля 2004 года. Сейчас он находится на лечении в госпитале и до сих пор числится военнослужащим, поскольку приказ о своем увольнении оспорил в суде.

Коммерсантъ

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы