USD 27.09.2024 92.4074 0.0194
USD ММВБ 10:15 92.4074  
EUR 27.09.2024 103.1931 -0.2827
EUR ММВБ 10:15 103.1931  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Грузооборот стивидорных компаний ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" снизился в связи с увеличением тарифов на услуги

13 Августа 2003, 16:17

Попытки российских портов повысить ставки на свои услуги могут привести к тому, что часть грузов постепенно уйдет в Финляндию и страны Прибалтики.
В июле этого года снижение грузооборота ЗАО 'Первый контейнерный терминал' (стивидорной компании ОАО 'Морской порт Санкт-Петербург') по сравнению с предыдущим месяцем составило 15%. Отчасти это связано с тем, что ряд мощностей по разгрузке контейнеров был переведен в другие терминалы порта, однако основная причина - переход некоторых грузоперевозчиков на работу с портами Прибалтики и Финляндии. Фактически, как отмечают участники рынка, порт стал жертвой собственной 'жадности': пользуясь тем, что из-за разницы железнодорожных тарифов на внутренние и экспортные перевозки грузы выгоднее отправлять через российские порты, контейнерный терминал регулярно поднимал цены на свои услуги. При этом качество услуг не улучшалось, а, наоборот, из-за большого потока грузов на терминале постоянно возникали задержки с отправкой грузов.
Компании группы ОАО 'Морской порт Санкт-Петербург' за шесть месяцев 2003 года переработали около 10 млн тонн грузов, что на 5,6% ниже грузооборота соответствующего периода прошлого года. Причем устойчивое снижение идет с начала года: в зимний период падение объемов перевалки грузов достигало 13%. Однако если спад перевалки в первые месяцы года объясняется сложной ледовой обстановкой, то летом виновником оттока грузов стал сам порт. По данным компании 'Национальный контейнерный сервис', в июне падение объемов перевалки в питерском порту составило более 11%. При этом наиболее серьезное падение оборотов произошло у одного из крупнейших контейнерных терминалов в Балтийском регионе - ЗАО 'Первый контейнерный терминал' (ПКТ): только в июле этого года оно составило 15%.
Снижение перевалки в некоторой степени связано с тем, что часть мощностей по разгрузке контейнеров перевели в терминалы 'Петролеспорта' и Кронштадтского порта, однако основная причина - переход некоторых грузоперевозчиков на работу с портами Прибалтики и Финляндии. На первый взгляд, это достаточно странно, ведь стоимость перевозок экспортно-импортных грузов по территории России до сих пор отличается от стоимости перевозок до российских портов и перевозок через погранпереходы. 'Из-за разницы железнодорожных тарифов на внутренние и экспортные перевозки отправка грузов через российские порты в 2-3 раза дешевле', - сказала RBC daily сотрудник Ассоциации морских торговых портов Надежда Литвинова. Соответственно, грузоотправителям выгоднее использовать российские порты, что и наблюдалось на протяжении последних двух лет: объемы перевалки выросли в разы.
Однако в самих портах этой ситуацией стали злоупотреблять: в частности, ПКТ с 1 июня этого года в очередной раз увеличил ставки за портовые услуги, рассчитывая, видимо, на то, что вести грузы через страны Балтии все равно дороже. 'Сейчас стоимость погрузочно-разгрузочных работ по одному контейнеру составляет там порядка 180 долл. И хотя в портах Финляндии аналогичная процедура обойдется вам в сумму около 200 евро, качество и скорость обслуживания там выше на порядок', - сказал RBC daily директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург) Рубен Тертерян. Помимо этого, все дополнительные услуги - специальная обработка контейнеров, дополнительные перемещения на складе и терминале, осмотр, взвешивание, перетарка - предоставляются в иностранных портах бесплатно, тогда как у нас за это можно отдать до 500 долл. за контейнер.
Кроме того, относительная дешевизна грузовых перевозок в направлении российских портов привела к тому, что некоторые терминалы сейчас работают буквально на пределе. Как заявил недавно глава МПС Геннадий Фадеев, сейчас возможности железной дороги на 10% выше возможностей портов. 'Большинство портов в настоящее время не справляются с объемом перевозимых железной дорогой грузов', - подтвердил RBC daily президент Гильдии экспедиторов Семен Резер. В этой ситуации владельцам грузов приходится нести дополнительные издержки ввиду длительных простоев и срывов сроков поставок продукции. 'Средний срок перевалки контейнера в санкт-петербургском порту составляет 3-5 дней, тогда как в Финляндии все портовые работы осуществляют за сутки', - говорит Рубен Тертерян. По его словам, хотя стоимость дополнительных услуг по перегонке контейнеров туда и обратно составляет порядка 70 долл., многие компании, заинтересованные в скорости обслуживания, все-таки идут на это: тенденция ухода грузопотока в Финляндию становится все более очевидной. И хотя это проблема не только контейнерного терминала, именно он страдает в первую очередь: перевозка контейнеров - бизнес очень гибкий, здесь очень важна скорость.
Еще одним 'подарком' для грузоотправителей в июне этого года стало решение ПКТ изменить систему взаимоотношений между грузовладельцами, экспедиторами, компаниями-перевозчиками и непосредственно ПКТ. Теперь порт с мелкими грузовладельцами и экспедиторами не работает: вся деятельность осуществляется исключительно через агентские компании, которые координируют деятельность ПКТ с экспедиторами. 'Здесь санкт-петербургский порт пошел по мировому пути, ему, безусловно, удобнее работать с 10 агентскими компаниями, чем с 50-60 экспедиторскими', - отмечает Рубен Тертерян. Однако такая схема работы отпугнула часть экспедиторов, которые не смогли работать по прежним договорам и ушли из порта, а вместе с ними ушел и грузопоток.
В Санкт-Петербурге, кажется, наконец-то обеспокоились этой проблемой и заметно активизировали разговоры об увеличении пропускной способности порта. В планах расширение и модернизация контейнерного терминала, большие надежды также возлагаются на строительство нового контейнерного терминала в морском торговом порту Усть-Луга. Однако реализация последнего проекта возможна только лет через пять, а пока российские грузы будут продолжать уходить через иностранные порты. При этом аналитики склонны считать, что без урегулирования тарифных вопросов и здоровой конкуренции со стороны прибалтийских портов наши порты не заинтересованы кардинально менять ситуацию.

РБК

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы