Начальник Управления контроля и надзора в области долевого строительства комитета по строительству Санкт-Петербурга Олег Островский назвал проблему дольщиков "грузом прошлых лет", ведь по 214 закону проблемных объектов нет. В плане говорится об объектах, получивших разрешение до 1 апреля 2005 года (заключение договоров может быть позднее).
Что входит в план?
План включает 6 пунктов и две тематические составляющие: решение проблем дольщиков и завершение строительства проблемных объектов.
"В первую очередь необходимо изменение действующего законодательства: необходимо менять отдельные законы и нормативные акты, - подчеркивает Островский. - Мы изучили опыт других субъектов Российской Федерации и постарались их применить к Петербургу, с учетом мнений и замечаний профильных комитетов".
По словам начальника управления, план по поддержке дольщиков должен быть вынесен на рассмотрение Законодательного собрания уже в октябре-ноябре.
Новым застройщикам предлагается сделка с городом: вместо чистой оплаты за участок половину рыночной стоимости лота предлагается перечислять, как раньше, деньгами в бюджет города, а вторую половину "отдавать квартирами" обманутым дольщикам. При этом дольщик не должен доплачивать за квартиру, за исключением случаев, когда он сам выбирает квартиру больше — здесь уже идет рыночная стоимость.
"Это не обременение застройщика, - предупреждает ожидаемую критику Островский. - Условия выплат они все равно должны были бы выполнять".
"Места этих участков пока не определены, ведь это пока только идея, - подчеркивает начальник управления. - Нужно искать земли, интересные застройщику".
"Главный шаг — город согласился выдать участки и выкупить недостроенные дома себе в убыток", - резюмирует депутат ЗакСа Вячеслав Нотяг.
Кроме того, по предложению жилищного комитета, скорее всего уже в следующем году должен быть разработан план квартирного найма для обманутых дольщиков с компенсацией части средств городом.
Более четко будут определены понятия "проблемный объект", "обманутый дольщик", "недобросовестный заказчик", а само понятие "участник долевого строительства" будет расширено. В этот ряд планируется включить всех граждан, имеющих разного рода договоры, на основании которых они должны были стать собственниками (даже в случаях, когда договоры расторгнуты, но квартиры не получены).
Кто последний?
Больше всего споров среди экспертов в плане вызывает вопрос создания реестра дольщиков: кто его должен вести и в какой последовательности должны помогать дольщикам?
Кто, скажем, быстрее должен получить квартиру: многодетная мать-одиночка из коммуналки или дольщик, приобретающий третью квартиру в собственность, но ждущий дольше?
Островский убежден, что реестр нужно поручить комитету по социальной политике, а первоочередное право получение жилья должно быть соответственно основано на критерии нуждаемости.
Депутат ЗакСа Вячеслав Нотяг не согласился с Островским: "Подобная практика уже была. Это неправильно. Очередь должна быть ровной".
Председатель правления некоммерческого партнерства "Содействие участникам долевого строительства "Гражданский 107", председатель координационного совета инициативной группы обманутых дольщиков Санкт-Петербурга Михаил Емелин уверен, что право заниматься реестром должно остаться у комитета по строительству: они ведь уже накопили опыт, новому комитету придется начинать с нуля, на это уйдет много времени. "Деление дольщиков должно быть объективно: в порядке очереди, иначе будет коррупция".
Нужен ли совет чиновникам?
Сами дольщики предлагают создать "черный список" компаний, нарушающих права дольщиков, а также список проблемных объектов и, главное, - запретить таким компаниям доступ к долевым проектам. "Мошенники с рынка не ушли", - констатирует дольщик компании "Золотые ключи" Светлана Числова.
В Петербурге немало историй, когда застройщик, пытаясь повысить доходность долевого проекта, "убирает" с помощью сомнительных юридических процедур "лишних" дольшиков, преднамеренно банкротит ЖСК, лишая дольщиков права контролировать ход строительства.
На этой почве растет недоверие и к добросовестным застройщикам. Но, с другой стороны, растет и правовая грамотность или, по крайней мере, осторожность дольщиков.
"Если раньше квартиру выбирали по планировке, расположению, то теперь все чаще граждане проверяют документацию и репутацию застройщика", - признается консультант комиссии по недвижимости общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Анна Горбенко.
На круглом столе с представителями власти и журналистами многострадальный дольщик ЖСК "Архитектора Данини, корп.1" Галина Ковпанько предложила создать общественный совет, куда могли бы войти представители дольщиков, депутаты, городские власти и юристы. Эта структура могла бы, анализируя каждый случай, вырабатывать рекомендации по проблемным объектам и компаниям.
Депутат Нотяг поддержал идею: экспертный совет необходим. В него могли бы войти представители исполнительной и законодательной власти, застройщики и юристы.
Михаил Емелин уверен, что депутаты ЗакСа не должны ждать, пока им принесут план, а должны сами взяться за разработку альтернативного закона. "Иначе все повторится: прошлый закон не исполнялся", - подытожил Емелин.
"Советов может создаваться сколько угодно, мы можем обсуждать и вносить предложения, но должна быть персональная ответственность и наказание за неисполнение, - поясняет председатель координационного совета инициативной группы обманутых дольщиков. - Я ни разу не видел, чтобы главное должностное лицо несло ответственность за сроки срыва, а оно должно стоять головой за дольщиков до конца".
На какие средства?
Депутат ЗакСа Вячеслав Нотяг, будучи членом бюджетно-финансового комитета, дал нерадостный прогноз.
"На мой взгляд, в два года программа поддержки дольщиков не уложится — не хватит финансирования. Ежегодно город выделяет 1 млрд руб. на строительство и решение проблемы расселения коммуналок, очередников и так далее, - пояснил Нотяг. - В этом году эта сумма — 1 млрд 800 млн руб. Но специально выделенных средств у города на этот план мероприятий поддержки дольщиков нет, на федеральный бюджет рассчитывать не приходится".
На заметку дольщику:
Договор необходимо заключать с самим застройщиком, а не с посредниками (подрядчиками и пр.), тогда риски будут минимизированы.
Застройщик не обязан отчитываться перед дольщиками о расходовании средств (основано на федеральном законодательстве). В управлении контроля и надзора в области долевого строительства комитета по строительству можно только получить информацию по целевому расходованию средств застройщиком.
P.S.
За год работы проекта "Письмо губернатору" городского портала "Санкт-Петербург.ру" мы уже можем составить свой "черный список" "недвижимых" застройщиков. На данный момент "на карандаше" проекта четыре долгостроя:
"Хайтек-Сити" от ЗАО "Петротрест". Сроки сдачи дома переносятся начиная с IV квартала 2009 года. Дом обещают сдать на днях (правда дни тянутся месяцами), дольщики хватаются за голову, ведь дом к сдаче не готов.
"Александрия" от ЗАО "Лемминкяйнен Русс". Дом-призрак. Основная часть жильцов уже вселилась в дом, но не может получить регистрации в купленных квартирах. Дом не сдан. Финский застройщик пытается согласовать документы.
ЗАО "Содружество" отличилось в нашем проекте дважды:
"Орловский-2" - на 1-ой Утиной улице. Дом бизнес-класса был сдан с задержкой в два года — в 2008 году, однако до сих пор половина здания держится на временном электричестве, в доме не работают лифты, мусоропроводы и текут крыши.
"Орловский каскад" на ул. М. Десятинная, участок 1 - туда дольщики не могут заселиться уже 4 года.
Помимо обманутых дольщиков, в нашем проекте взывают к губернатору и обманутые льготники. Любопытно: как город собирается решить проблему дольщиков за 2 года, если уже год в построенные на средства городского бюджета дома не могут вселиться инвалиды, многодетные семьи, ветераны и бюджетники. Кто поможет пострадавшим от города, а не от застройщика? Вопрос тупиковый.