USD 20.04.2024 93.4409 -0.6513
USD ММВБ 00:05 94.1228  
EUR 20.04.2024 99.5797 -0.9519
EUR ММВБ 00:05 100.5671  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Два миллиарда под колеса велосипеда

В ближайшие три года в Петербурге должна появиться полноценная велотрасса.

По подсчетам экспертов, на 1,38 млн водителей легковых автомобилей в Петербурге приходится 1,5 млн велосипедистов. Ежегодно в Северной столице продается до 200 тыс. велосипедов.


Однако за Европой на петербургских  велосипедах пока не угнаться —  в Петербурге до сих пор отсутствует полноценная велотрасса.

Согласно проекту постановления, представленному комитетом по транспортно-транзитной политике, в ближайшие три года в Северной столице должны активно взяться за развитие велодвижения. Как изменится жизнь велосипедиста к 2015 году, выяснял "Санкт-Петербург.ру".

Эстафета в три этапа

Комитет уже представил рабочей группе подробную научно-исследовательскую работу  по развитию велосипедного движения в Санкт-Петербурге.  План включает три этапа. Особое внимание уделяется созданию и обустройству велодорожек.

Изучив международный опыт, специалисты настоятельно рекомендуют в ближайшие три года сосредоточиться на мерах по созданию базового уровня велоинфраструктуры. Если проект будет принят, велополосы и велодорожки, велопарковки и велогаражи, а также специальные дорожные знаки и изменения правил дорожного движения для велосипедистов появятся уже к 2015 году. Ориентировочная стоимость всех пилотных объектов составит порядка 2 млрд руб. По оценке международного опыта, все три этапа должны уложиться в 10-15 лет. Концепция расписана до 2025 года.

Сейчас проект постановления дорабатывается с учетом мнений и пожеланий велосипедистов и администраций районов. После рассмотрения рабочей группой он будет размещен в открытом доступе.

Ожидается, что проект будет рассмотрен на заседании правительства Санкт-Петербурга в этом полугодии. Точное время "икс" для петербургского велосипедиста пока не назначено.

Все ли гладко на велодороге?
      
За последние 8 лет было внесено около 20 предложений по развитию велодвижения в Петербурге. По  причине отсутствия соответствующего федерального законодательства ни одно из них принято не было.

Так, в 2008 году было запланировано строительство 115 велодорожек по трем адресным направлениям: кольцевые, рекреационные (для отдыха и занятия спортом) и транспортные (в границах дорожных полос для территориально больших перемещений). Первые были признаны финансово нецелесообразными, из рекреационных велодорожек были построены только две: на проспекте Луначарского от Выборгского шоссе до улицы Руставелли и на улице Софийской. Транспортные дорожки появились в районе Муринского ручья, на Крестовском острове и вдоль озера Сестрорецкий Разлив от Приморского шоссе до дороги к Шалашу Ленина.

"Почему проект не был реализован, сейчас сказать сложно, - признается председатель комитета по транзитно-транспортной политике Алексей Бакирей. - Тогда этим занимался комитет по благоустройству дорожного хозяйства, и у них были свои причины остановить строительство. В частности, тогда не были затронуты нормативно-правовая база и вопрос парковки велотранспорта. При разработке сегодняшнего документа мы учитываем ошибки 2008 года и работаем с общественным мнением. Представители велосипедных организаций входят в рабочую группу по проекту".

В большинстве европейских стран все мероприятия по развитию велодвижения начинаются с инициативы общественных организаций, потом уже подтягиваются власти и спонсоры. В России порядок сложнее: все полностью зависит от одобрения высших руководящих органов, проект должны принять градоначальники.

В транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года велотранспорт не упоминается вообще. Расходы  на  велоинфраструктуру  не предусмотрены.

Сторонники развития велодвижения в Петербурге надеются на муниципальную власть. Но на сегодняшний день в генеральном плане развития Санкт-Петербурга до 2025 года велосипед также не упоминается.

Тем временем проект Европейской ассоциации велосипедистов, предусматривающий создание панъевропейской велосипедной сети из 13 международных маршрутов протяженностью более 70 тыс. км, предусматривает развитие веломаршрутов и на территории России. Что, вероятно, может оказать влияние на развитие велодорог Петербурга.

Где проложат велотрассы?

В настоящее время веложизнь Санкт-Петербурга представляют всего несколько маршрутов:
  • по Муринскому парку вдоль проспекта Луначарского от проспекта Культуры до улицы Руставели;
  • на Софийской улице от КАД до Колпино; 
  • посредственная дорожка не для шоссейных велосипедов в сторону Курортного района (на Сестрорецк); 
  • велодорожка вдоль побережья озера Разлив (от Приморского шоссе до Шалаша Ленина); 
  • велодорожка вдоль "Петербургского шоссе", связывающего Санкт-Петербург и Пушкин; 
  • велодорожки на Крестовском острове вдоль Северной дороги и  Кемской улицы, вдоль Южной дороги и Крестовского проспекта, на Большом Петровском мосту и подходах к нему.
Согласно анкетированию велосипедистов, представленному в исследовательской работе, чаще всего на велосипедах перемещаются из "спальных" районов в центр или из одного "спального" района в другой через центр.

Для занятия спортом и отдыха велосипедистов к 2015 году в Петербурге должны  быть построены рекреационные велодорожки на Октябрьской набережной, Пискаревском кладбище, Приморском и Санкт-Петербургском шоссе и 12  велодорожек в парках города, 30 транспортных велодорожек, пронизывающих весь город, подобно схеме метро, и 7 велопешеходных мостов/тоннелей (мосты: "Турку - Басейная",  "Яблоновский", "Купчинский", "Шушары", "Удельный", "Богатырский" и мост-тоннель "Южный").

По оценкам экспертов, первоочередными объектами для строительства являются велодорожки Удельный парк - Сосновка, Пискаревский проспект и ряд велодорожек в районе Купчино. В Удельном парке и Сосновке должны появится и первые рекреационные велодорожки.

Планируется, что часть велодорожек будет прокладываться за счет реконструкции газонов вдоль бульваров и  реконструкции пешеходных  тротуаров (поребриков) вдоль дорог.

"Мы понимаем, что на некоторых из заявленных дорог есть очень узкие участки, и велодорога будет вынуждена выступать на дорожную сеть, - комментирует ситуацию Бакирея. - Вся схема, представленная в проекте, условна. Она еще будет дорабатываться при более детальном анализе каждой дороги. Свои корректировки внесут и районные администрации, возможно, от них поступят и сведения о других территориях, где целесообразно построить велодорожку".

Самой проблемной зоной для прокладки велодорог оказался центр. По словам Алексея Бакирея, создать выделенные дорожки здесь невозможно.

"Невский проспект переполнен людьми — пешеходные зоны не урежешь. Также в центре множество препятствий: здания, газоны. Одним из выходов может стать прокладка велодорожек, совмещенных с пешеходной зоной в местах небольшого потока пешеходов. Опять же это должно быть урегулировано правилами дорожного движения. В центре должна быть сеть велополос. Но пока эта проблема остается открытой", - подчеркнул председатель.

 Два миллиарда под колеса велосипеда
Схема развития велоинфраструктуры на первом этапе. Розовый цвет — существующие велодорожки, зеленый цвет — рекреационные велодорожки, красный цвет — транспортные велодорожки, синий цвет - велопешеходные мосты/тоннели.

Парковки у метро

Помимо строительства самих велодорог проект предусматривает создание около 1 тыс. мест для временного хранения велосипедов.

Соотношение платных и бесплатных парковок подсчитать пока сложно, поскольку проект еще не принят и бюджет не рассчитан.
    
По плану бесплатные велопарковки должны появиться в зданиях и на территориях учреждений и организаций, где существует собственная система охраны.

Комитет предлагает создать целые велоцентры  у  железнодорожных   вокзалов  (Московского, Финляндского,   Ладожского,   Витебского,  Балтийского),  у   "ключевых" железнодорожных станций, особенно расположенных рядом со станциями метрополитена (Удельная, Девяткино, Купчино, Старая Деревня). Платные парковки могут   быть  совмещены   с  платными автомобильными парковками.

В первую очередь, согласно проекту, должны появиться велобоксы и велопаркинги у конечных станций метро. В списке 11 первоочередных объектов: 9 велопарковок - на 100 велосипедов и 2 — на 50.

Таким образом,  если правительство одобрит проект, в городе будет построено 104 км рекреационных велодорожек, 154 км транспортных велодорожек, 829 м велопешеходных мостов/тоннелей и 1 тыс. мест для временного хранения велосипедов. Ориентировочная стоимость всех пилотных объектов составит порядка 2 млрд руб. Однако Алексей Бакирей подчеркивает, что все цифры условны, все зависит от финансирования проекта. Выделит ли правительство 2 млрд на велосипеды? - это уже другой вопрос, на который председатель комитета ответить затрудняется. Бакирей надеется, что проект также привлечет внимание и инвесторов, возможно, даже иностранных.

Опыт Москвы не взять бы за опыт

В столице  первая крупная велополоса появилась в конце августа 2011 на проспекте Вернадского.  Однако  появление долгожданной велодороги вызвало бурю негодования у велосипедистов и полное игнорирование у автомобилистов.  Дело в том, что дорожка без ограждения просто выделена на уровне проезжей части зеленым цветом. Автомобилисты  по-прежнему паркуются на этом участке дороги.
 Два миллиарда под колеса велосипеда
Фото: Иван Ерофеев, the-village.ru

Отметим, что в петербургском проекте четко описываются изменения правил дорожного движения, регулирующие отношения автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. Предлагается внести штрафы за остановку и стоянку на велополосе, движение автотранспорта по велодорожке и тротуару, выезд на полосы, предназначенные для движения велосипедов.

 Два миллиарда под колеса велосипеда
Знак 4.4 "Велосипедная дорожка"
Разрешается движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).

"Сложностей множество. Правила дорожного движения нужно дорабатывать, утверждать на федеральном уровне, - отмечает председатель комитета по транзитно-транспортной политике. - Опять же штраф 300 руб. за заезд автомобиля на велосипедную зону может не решить проблему. В пробках многие водители готовы отдать 300 руб. и объехать затор. В Европе, например, на такие нарушения - табу".

По словам Алексея Бакирея, нормативно-правовую базу начали разрабатывать уже сейчас, а вот обещанных велодорожек в этом году при любом раскладе ждать не стоит, так как в бюджет они не заложены. Вне данного документа в этом году должны появиться велодорожки только в рамках проекта "Крестовский остров" в 2012 году, по словам председателя, на них выделены средства.

Пара фактов в тему
  • В прошлом году во Фрунзенском районе на проспекте Славы была проложена символическая велодорожка. По словам Алексея Бакирея, ее не стоит рассматривать серьезно. "Это скорее пиар-акция для привлечения общественного внимания к велодвижению", - признался председатель.
  • В мае 2008 года в центре города была проведена необычная  акция протеста в защиту прав велосипедистов:  лидер движения "Черный флаг" Роман Лутошкин проехался обнаженным на велосипеде по Дворцовой площади, а 40 велосипедистов вышли на площадь в респираторах, акцентируя внимание на автомобильную загазованность воздуха.
Компетентное мнение

Илья Гуревич, генеральный директор ООО "ВелоПитер", "ветеран" создания велодорог в Петербурге:
"Работы по развитию велодвижения в Петербурге может хватить еще нашим внукам, но дело сдвинулось с мертвой точки и идет в правильном ключе, что не может ни радовать.  Санкт-Петербург по факту уже стал велосипедной столицей России. Рост велосипедистов по сравнению с 90-ми вырос в сотни раз. В нашем городе находятся две из трех существующих в стране велотуристических компаний, здесь продается лучшее велоснаряжение. "ВелоПитер" - самая крупная велоорганизация в России. Если в Петербурге появится велоинфраструктура, я уверен, что пересаживание на велосипеды станет массовым".

Из блогов:

bagishka считает, что велодорожкам в Петербурге не место:
"Регулярно бываю в Копенгагене и с ужасом представляю, что такое может случиться у нас. Все парковочные места для машин заняты, хоть и стоят очень дорого, приходится наматывать круги, чтобы найти место. Необходимо также учитывать и разницу в менталитете: европейцам наплевать, как они выглядят, женщины и мужчины одеваются в одинаковую спортивную одежду. Поэтому никогда ни один нормальный автомобилист, ценящий свой комфорт, не пересядет на велосипед. Ездить будут разве что бедные студенты.

Надо не ерундой заниматься, а развивать комфортный общественный транспорт и выводить офисы из центра, чтобы люди не были вынуждены сотнями тысяч ехать утром на работу и вечером с работы".

"Смутный стимул покупать велосипед, когда отчерчены велодорожки. Велосипеды крадут на раз-два. Мой вот из моей же квартиры бывшие соседи вытащили. У многих моих друзей просто кусачками цепь переломили, пока они в кафе сидели", - делится пользователь sim_kate.

"У нас в Питере по большей части очень узкие тротуары, особенно в центре. Там пешеходам-то тесно, для велосипедных дорожек там физически нет места. Взять хотя бы Петроградку, там не тротуары, а смех один. Не знаю, почему так сложилось, ни в одной другой европейской столице, даже более древней, я не видела такого, везде тротуары просторные. В новых районах сейчас местами вообще нет тротуаров, а где есть, они зачастую смехотворны, плюс заняты припаркованными автомобилями. У нас же нет практически подземных парковок, даже в новых домах, у нас все дворы заставлены автомобилями, куда там для велосипедистов что можно выделить. Эту проблему надо решать системно, так же, как и ремонт труб и дорожного покрытия, которые почему-то обычно идут подряд, но первым в очереди стоит дорожное покрытие. Ну, вы в курсе. Если решать велосипедную проблему не системно в инфраструктуре, а отдельно, опять из хорошего начинания получится "как всегда", - считает Danitta.

Фото: anton-yurich.diary.ru

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы