USD 20.04.2024 93.4409 -0.6513
USD ММВБ 00:05 94.1228  
EUR 20.04.2024 99.5797 -0.9519
EUR ММВБ 00:05 100.5671  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Когда деревья были большими...

Преступная халатность чиновников, курирующих программу озеленения Санкт-Петербурга, может привести к человеческим жертвам.

Ураган, понесшийся по Петербургу в канун новогодних праздников, повалил в десятки деревьев. 76 раз спасателям пришлось выезжать на уборку упавших стволов. Некоторые случаи были очень серьезными: на улице Лени Голикова сломавшееся дерево повредило сразу 5 автомобилей, на проспекте Маршала Говорова ствол рухнул на следовавший по маршруту трамвай, в Красном Селе дерево упало на фасад жилого дома… Такие ситуации, угрожающие жизни людей, в городе, к сожалению, происходят все чаще.

В этих происшествиях виновна не только стихия, но и человеческий, точнее, административный фактор: покореженные автомобили, оборванные электросети, поврежденные дома — закономерный результат политики, проводимой в последние годы управлением благоустройства и городского ландшафта КГА. Каким образом чиновники "вносят свой вклад" в разрушение города?

Петербург, к сожалению, уже давно нельзя "городом садов и дворцов". Немногочисленные дворцы пока в наличии, с садами дела обстоят гораздо хуже — политика "озеленения" нацелена, похоже, на то, чтобы полностью закатать город в асфальт.

Вырубка деревьев, "представляющих опасность для населения", зачастую позволяет освободить от зеленых насаждений столь нужные для застройщиков участки земли. По словам представителей Гринписа, во многих случаях деревья, которые вырубают как "больные", на поверку оказываются совершенно здоровыми — а "диагнозы" им поставили люди, имеющие весьма отдаленное представление о ботанике. Таким образом, любое дерево может "без суда и следствия" получить статус "предоставляющего опасность для населения" - тем более, что документов, хоть как-то регламентирующих процесс очистки и города от потенциально опасных деревьев, не существует, поэтому и оспорить решение о вырубке невозможно.

Ликвидация деревьев — это еще и достаточно серьезные деньги из бюджета. Еще 8 лет назад за вырубку одного ствола город платил от 10 до 15 тысяч рублей, а цены с тех пор существенно подросли. И чем больше "смертных приговоров" деревьям — тем больше заработок бригады (соответственно, больше "откат", который может получить чиновник муниципалитета).

Особенно активно идет вырубка в центральных районах города — а на освободившихся местах потом вырастают бесчисленные торговые павильоны или деловые центры: они, конечно же, нужнее закованному в гранит Питеру, чем какие-то там зеленые насаждения. На месте тополей на углу Гороховой и Загородного проспекта возведен элитный жилой дом, на месте вырубленных аллей сада "Олимпия" в Адмиралтейском районе — магазин, а Удельный парк уменьшился в размерах из-за строительства стадиона ФК "Зенит".

Наряду с вырубкой старых деревьев должна вестись посадка новых — озеленением Петербурга занимается управление благоустройства и городского ландшафта КГА с Ларисой Канунниковой во главе. Причем управление осваивает весьма серьезные бюджеты, суммы которых год от года все возрастают. В 2007 году на озеленение города было выделено около 800 миллионов рублей, в 2011 — уже около 2 миллиардов! Комплексная реставрация Софийского бульвара в Пушкине, проспекта Ленина в Кронштадте и улицы Веры Слуцкой в Колпино обошлись городу в 164 миллиона рублей по ценам 2006 года. А в 2007 году на комплексную реставрацию 17 объектов, включая Конногвардейский бульвар и Обуховский сквер, Куракину дачу в Невском районе и Малоохтинский парк, озеленение улицы Писарева и Петергофского шоссе было выделено 327 млн рублей!

Чиновники ежегодно радостно рапортуют, докладывая о десятках тысяч высаженных деревьев и проведенных "комплексных реставрациях" бульваров и парков — но зелени в городе почему-то становится все меньше и меньше. А кашпо с вялыми настурциями, развешанными по фонарным столбам и заграждениям, как ни крути, не в силах компенсировать потерю полноценных клёнов лип, и каштанов. Куда же деваются эти десятки тысяч стволов, на высадку которых тратятся гигантские суммы?

Экологи уже не первый год пытаются привлечь внимание к более чем странной политике озеленения города. Взрослые липы, которые росли у Гостиного двора, были выкопаны и пересажены на Смольную набережную, а вместо них вокруг универмага высадили молодые деревца, которые никак не могли прижиться - и из-за заморозков, повреждающих корневую систему, и из-за соли, которой активно посыпают Невский проспект.

В целом, деревья в Петербурге не приживаются гораздо чаще, чем приживаются. Во-первых, зеленым насаждениям банально не хватает земли. Газоны постоянно сокращаются в размерах, их закатывают в асфальт со всех сторон — в результате и старые деревья гибнут, и посаженные на миниатюрные клочки земли новые деревца оказывается обреченным на гибель. Зато можно сажать новые деревья чуть ли не ежегодно, бесконечно осваивая все новые и новые бюджетные средства!

Эксперты-экологи называют несколько причин того, что вновь посаженные деревья в Петербурге не приживаются. Во-первых, высадка саженцев несоответствующего возраста. Надо сажать деревья высотой в человеческий рост, а, к примеру, на Левашовском проспекте и Австрийской площади были высажены деревья высотой в три метра. При этом их высадка производилась весной, а не осенью (как положено), плюс к этому деревья за все лето еще и ни разу не поливали. Итог закономерен — 700 тысяч рублей, выделенные на посадку саженцев, закопаны в землю — буквально! Средства потрачены, деревья посажены, чиновники отчитались, результат — нулевой. При этом только на Левашовском проспекте 90% высаженных деревьев не доживают до десятилетнего возраста. Но их высаживают вновь и вновь, делая при этом все для того, чтобы они не прижились. Аналогичную ситуацию можно видеть и в других районах города, например, на Московском проспекте.

Экологи обнаружили еще массу нарушений. Искусственная почва, в которую производится высадка, не соответствует требованиям (с комками и щебнем), при этом ее глубина — не выше поребрика. А для нормального питания деревьев "стаканы", в которые производится высадка, должны быть глубиной не менее полуметра, а площадь клумб - больше, чем отведенные деревьям жалкие клочки земли. Антигололедные реагенты разъедают корни, а забитые канализационные стоки приводят к гниению корневой системы...

В 2011 году в городе высадили 22 тысячи новых деревьев — сколько из них продержатся хотя бы год? А сколько упадет от очередного порыва ветра — ведь в земле они держатся "на честном слове", не имея возможности толком укорениться? Разбазаривание бюджетных средств и преступная халатность чиновников может привести не только к превращению исторических районов города, и так небогатых зелеными насаждениями, в "город-автостоянку", но и к травмам петербуржцев и даже жертвам.

Впрочем, Лариса Канунникова считает ситуацию, при которой зелени в центре становится все меньше и меньше, вполне нормальной. Она уверена в том, что "если где-то зеленые насаждения исчезают, значит, где-то они появляются". Тем более что в Генплане задачи сформулированы более чем общо: 21 квадратный метро зеленых насаждений на душу населения. При этом нигде не упоминается, что вся эта зелень концентрируется в основном в Курортном районе, который и городом-то можно назвать чисто условно.

Поэтому, если центр окончательно превратиться в каменный мешок — достаточно будет "прирезать" к городской территории еще кусочек леса — и баланс сохранится. А чиновники и дальше продолжат свои игры с вырубкой мешающих застройщику стволов и высадкой деревьев, заведомо обреченных на смерть.

ФОТО: Санкт-Петербург.ру

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы