USD 29.03.2024 92.2628 -0.3291
USD ММВБ 15:07 92.3369  
EUR 29.03.2024 99.7057 -0.5647
EUR ММВБ 15:07 99.4280  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Историк: Башню грифонов нужно спасти

Ситуацию вокруг сноса башни грифонов прокомментировал член Топонимической комиссии, автор книг по истории петербургской топонимики, краевед Алексей Ерофеев.

Когда меня спросили, стоит ли вносить "башню грифонов", находящуюся во дворе дома 16-18 по 7 линии Васильевского острова, в перечень неформальных памятников Петербурга, я ответил: "Безусловно, да".

Признаться, сама башня ничем особенным не отличается. Когда-то это была вытяжная труба химической лаборатории доктора Пеля, основавшего здесь аптеку и создавшего целый производственный комплекс по производству лекарств. Примерно до 1970-х годов труба была значительно выше. Но потерявшую функциональное назначение трубу "обрезали", дабы она не затеняла окна жителей дома. И так бы существовала она  эдаким обрубком, если бы не попалась в один прекрасный момент на глаза художнику-концептуалисту Алексею Костроме. В начале 1990-х годов он организовывал множество выставок и необычных для того времени художественных представлений, используя яичную скорлупу и куриные перья. Не стану глубоко вдаваться в философскую составляющую этих акций, но в основе лежала идея демонстрации хрупкости мира (скорлупа) и стремления к чистоте в самом широком смысле (белые перья и пух). И все это дополнялось желанием "инвентаризировать".

Первого мая 1994 года - дата, когда совпали православная Пасха и День международной солидарности трудящихся, - от Манежа ко двору аптеки Пеля отправилась группа художников, их друзей и журналистов, освещавших культурные события в городе. Группу  возглавлял друг и соратник Алексея Костромы и его супруги, талантливого организатора всех акций мужа, Надежды Букреевой, Михаил Пиотровский, надевший на себя огромное яйцо из папье-маше. Но не директор Государственного Эрмитажа - другой Пиотровский. А именно - сын Натальи Дементьевой, которая тогда занимала пост директора государственного музея истории Петербурга, а после работала заместителем министра культуры России.    
 
Благополучно пройдя весь маршрут по Конногвардейскому бульвару, мосту Лейтенанта Шмидта и по 6-7 линиям, Михаил в сопровождении Алексея Костромы поднялся по лестнице и через окно вспрыгнул на вершину башни, где и снес... простите, установил яйцо. К началу этого события все кирпичики башни были аккуратно пронумерованы цифрами от 0 до 9.

Естественно, торжественное водружение сопровождалось многочисленными выступлениями и небольшим празднеством с вином и закуской. На это мероприятие пришли и местные товарищи, дабы приобщиться к культуре и истории.

Сколько времени простояло это яйцо, сейчас сказать трудно. Говорят, его сбрасывали, вновь водружали на место. Но, так или иначе, появились легенды, ведущие начало от той акции. Кто-то теперь говорит о грифонах, которые будто бы должны были вылупиться из этого яйца, а кто-то вспоминает позапрошлый век и легендарного аптекаря, который якобы был не только химиком по должности, но и алхимиком по жизни и выводил в башне маленьких грифончиков.

В итоге башня стала, если и не местом паломничества любителей неформального Питера, то  точно местом притяжения неравнодушных людей.

И вот это, наверно, вызывает недовольство жителей знаменитого дома на 7 линии Васильевского острова: "Ходят тут всякие - жить мешают". Но жить-то любопытствующие не мешают. Летом уходящего года я вызвался показать одной девушке, поклоннице творчества писателя Вадима Шефнера, приехавшей из Саратова, шефнеровские места Васильевского острова. Удалось показать все, даже весьма неприглядные лестницы Скопского дворца на углу Кожевенной и Косой линий, но только не эту башню. Двор был закрыт, а рабочий, трудившийся во дворе, не открыл ворота, объяснив тем, что не знает, кто мы такие, ведь жители  дома ругаются, когда к ним приходят "чужие".

Собственно, я и показать-то хотел не башню грифонов, а сам двор дома, который можно по праву считать одним из героев "Сестры печали" - самой, наверное, пронзительной повести о любви, о войне, о блокаде...

В общем, место это удивительное. Шефнер увековечил его в любимой очень и очень многими читателями повести, а художественная акция семнадцатилетней давности вызвала к жизни легенды о мифических существах, охраняющих золото.

Дом и этот двор могут и, думается, должны войти в культурное пространство Петербурга как литературное и художественное урочище. Что же касается беспокойства некоторых  жителей дома, считающих, что любопытствующие приходят не двор с башней посмотреть, а отметиться чем-то не вполне пристойным, к примеру, справить малую нужду, так для этого никто рваться именно в данный двор не будет. Хотя понятно, что одиночные, так сказать, неорганизованные посетители могут вызывать недоверие. Но ведь можно организовывать группы, оговаривать время, в которое можно посещать двор и правила поведения: "не кричать, не свистеть", ну и так далее.

А что же намечается в перспективе? Снос башни ради устройства на ее месте... парковки для автомобилей. Если, конечно, ставить машины вертикально, тогда можно говорить о них во множественном числе, в противном случае это не представляется возможным.

Думается, ликвидация башни, затеянная собственниками жилья, - дело, недостойное истинных петербуржцев.

С потерей некоторых не очень заметных объектов уходит часть души города. Сегодня мало кто покажет место, где были похоронены некие Карл и Эмилия, в честь которых с начала XX  века до 1952 года назывался проспект в Выборгском районе. Согласно легенде, ремесленник Карл и дочь булочника Эмилия покончили с собой после того, как родители не разрешили им жениться. Когда в 1960-е этот район начал застраиваться жилыми домами, могилка исчезла. Она находилась неподалеку от трамвайного кольца на Тихорецком проспекте.   

"Инвентаризация", затеянная когда-то Алексеем Костромой ради воплощения своих творческих замыслов, нашла поддержку среди ценителей непарадного Питера, которые составили перечень неформальных памятников. Среди самых любимых: Чижик-Пыжик, Фотограф на Малой Садовой, пес Гаврюша, переселившийся с Малой Садовой на улицу Правды, нос майора Ковалева, Остап Бендер на Итальянской улице, шахматный дворик на Загородном проспекте.

Одним из самых почитаемых памятников оказалась башня грифонов. Так разве можно допустить ее разрушение?!  

Краевед Алексей Ерофеев

Фото: gidtravel.com

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы