USD 18.04.2024 94.3242 +0.2500
USD ММВБ 08:09 0.0000  
EUR 18.04.2024 100.2787 +0.3446
EUR ММВБ 08:09 0.0000  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Российские нефтяники дошли до Ирана

11 Июня 2003, 02:45

Российские нефтяные компании в условиях растущей добычи нефти и нехватки экспортных трубопроводных мощностей ищут все более экзотические пути экспорта продукции. Новой целью нефтяников стал Иран. ЛУКОЙЛ и СИДАНКО доставляют туда нефть через Каспий, а вчера стало известно, что ЮКОС намерен реанимировать простаивающий со времен распада СССР нефтепровод Павлодар–Чимкент– Туркменабад (бывший Чарджоу), проходящий по территории трех стран СНГ. ЮКОС планирует наладить в Иране сбыт нефтепродуктов, произведенных из его нефти на Сейдинском НПЗ в Туркмении.

       Как сообщило нефтяное агентство Petroleum Argus со ссылкой на источники в ЮКОСе и генерального директора казахской трубопроводной компании "Казтрансойл", ЮКОС уже изучил состояние простаивающей нероссийской части нефтепровода Омск–Павлодар–Чимкент–Туркменабад и готов в самое ближайшее время начать поставлять до 2 млн т своей нефти на Сейдинский НПЗ. Полученные таким образом нефтепродукты ЮКОС по железной дороге планирует доставлять в иранский порт Нека (см. карту).

           Нефтепровод Омск–Павлодар–Чимкент–Чарджоу был построен в период с 1977 по 1983 год для транспортировки западносибирской нефти на нефтеперерабатывающие заводы Казахской и Туркменской ССР. Пропускная способность нефтепровода на участках Омск–Павлодар составляла 36 млн т нефти в год, Павлодар–Чимкент – 17 млн т в год и Чимкент–Чарджоу – 7 млн т в год. После распада СССР и прекращения поставок западносибирской нефти нефтепровод Чимкент–Туркменабад на участке от 11-го до 294-го километра не эксплуатируется. Действующая часть используется для доставки нефти от месторождений на узбекско-туркменской границе до расположенного под Туркменабадом Сейдинского НПЗ, который работает на 30% от своей мощности.

       Идея реанимировать простаивающий нефтепровод возникла еще в конце 1990-х годов. "Казтрансойл" и российская "Транснефть" оценили затраты на расконсервацию в $20 млн. Предполагалось, что по нефтепроводу можно будет транспортировать до 5 млн т нефти в год. Из Туркменабада нефть по железной дороге планировалось транспортировать в Иран. Несмотря на то что идея понравилась целому ряду российских компаний, регулярно использующих нефтепровод Омск–Павлодар для доставки нефти на НПЗ Казахстана, она не была осуществлена.

       Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев вчера заявил Ъ, что реанимировать трубопровод не удалось из-за разногласия между странами, через которые он проходит.

       Пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин вчера не смог прокомментировать информацию о планах компании по поставкам нефтепродуктов в Иран. Сергей Григорьев также заявил, что ничего не знает о достигнутых ЮКОСом договоренностях.

       Между тем, по информации Ъ, ЮКОС уже в ближайшее время должен подписать соглашение с туркменской государственной корпорацией "Туркменнефтегаз", после чего российская компания сможет начать поставки нефти на Сейдинский НПЗ. Близкие к переговорам источники сообщили Ъ, что заинтересованность в скорейшей загрузке завода высказал лично президент Туркмении Сапармурат Ниязов, пообещавший также, что в течение ближайших пяти лет предприятие будет приватизировано. Нефтепродукты с Сейдинского НПЗ можно продавать в Иран и в Афганистан.

       ЮКОС более интересуется поставками в Иран, поскольку планирует в обмен на нефтепродукты получать нефть в Персидском заливе. Схожие планы есть и у конкурентов. Нефть в Иран, в том числе по схеме замещения, сейчас поставляют многие компании, работающие в Каспийском регионе. С конца прошлого года экспортом нефти в Иран занимается ЛУКОЙЛ, использующий для этого нефтеналивной терминал Волгоградского НПЗ. Нефть транспортируется танкерами по Волге и Каспийскому морю. По данным вице-президента компании Юрия Сторожева, в 2003 году ЛУКОЙЛ планирует экспортировать таким образом не менее 3,5 млн т нефти.

       Ту же схему, что и ЛУКОЙЛ, но с использованием терминалов Саратовского НПЗ, применяет СИДАНКО. Как сообщил Ъ пресс-секретарь компании Денис Давыдов, СИДАНКО в мае отправила в Иран две партии нефти общим объемом около 100 тыс. т. По словам господина Давыдова, это были пробные поставки и сейчас компания изучает целесообразность регулярного экспорта нефти в Иран.



ДЕНИС Ъ-СКОРОБОГАТЬКО

Kommersant

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы