USD 28.09.2024 92.7126 +0.3052
USD ММВБ 00:05 92.4074  
EUR 28.09.2024 103.4694 +0.2763
EUR ММВБ 00:05 103.1931  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

В Сибири появится торговая сеть из 300 магазинов

22 Сентября 2004, 15:20

В Сибири появится крупная самостоятельная торговая сеть из почти 300 магазинов, принадлежащих пока железной дороге. Принципиальное решение об объединении непрофильных активов принято руководством ОАО 'РЖД', которое таким образом хочет избавиться от убыточного бизнеса. Специалисты Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) видят решение проблемы в создании комплексного дочернего общества, а эксперты утверждают, что железнодорожные 'дочки' не выдержат конкурентной борьбы с частными компаниями.
Основу системы рабочего снабжения на ЗСЖД составляет Новосибирский дорожный центр рабочего снабжения. В него входят четыре ОРСа, которые организуют деятельность подразделений торговли, общественного питания, производство продуктов, хранение и переработку продуктов питания и товаров народного потребления на ЗСЖД.
По словам начальника дорожного центра рабочего снабжения ЗСЖД Зинаиды Плющ, 'необходимость реформы этого комплекса на железной дороге очевидна, так как работа ОРСов Новосибирского дорожного центра рабочего снабжения убыточна'. Причины низкой рентабельности этих предприятий, по мнению специалистов ЗСЖД, - высокие накладные расходы при небольших товарооборотах, рост налоговых платежей и слабая мотивация труда персонала.
Реформа, которую намерено проводить ОАО 'РЖД', предполагает, что дорожные центры рабочего снабжения (и, соответственно, ОРСы) будут преобразованы в дочерние предприятия, им в собственность будут переданы уставный капитал и имущественный фонд.
Как считает начальник департамента социального развития и непроизводственной сферы ОАО 'РЖД' Сергей Палкин, с обретением предприятиями статуса самостоятельного юридического лица они смогут оптимизировать для себя схему налоговых отчислений, а конкуренция на рынке подтолкнет ОРСы и дорожные центры к необходимости повысить ответственность за результаты своей работы. 'Сегодня РЖД фактически кредитует этот комплекс, покрывая его убытки. Перевод непрофильных убыточных активов в дочерние предприятия позволит железной дороге сократить издержки', - говорит Сергей Палкин.
По мнению Зинаиды Плющ, чтобы выполнить задачу, поставленную руководством ОАО 'РЖД' перед дорожными центрами рабочего снабжения (повышение прибыльности предприятий, снижение затрат, полное выполнение социально-технологического заказа), на начальном этапе реформирования необходимо создание комплексного дочернего общества, в котором бы сосредоточились социальные, коммерческие и технологические функции. 'Для создания дочерних и зависимых обществ ОАО 'РЖД' в сфере торговли, общественного питания и рабочего снабжения сегодня существуют все предпосылки, начиная от наличия высокой доли потенциальных сторонних потребителей продукции дочерних компаний и заканчивая необходимостью вывода непрофильных низкорентабельных активов, не относящихся к основной деятельности ОАО 'РЖД', - считают специалисты ЗСЖД.
Дорога намерена размещать свои заказы на конкурсной основе, причем принять в них участие смогут не только 'дочки' РЖД, но и частные компании, предлагающие свои услуги на этом рынке.
Как сообщили в пресс-службе РЖД, сокращение субсидирования 'дочек' компания планирует проводить постепенно. Но не исключено, что дочерние предприятия РЖД, которые не смогут выдержать конкуренции с частными компаниями, будут вынуждены уйти с рынка.
'Очевидно, что после реформирования комплекса дорожных центров рабочего обслуживания сфера торговли и питания на железной дороге привлечет новых участников рынка, которые составят серьезную конкуренцию дочерним структурам железной дороги. Тем не менее влияние этого аспекта реформы на кредитоспособность РЖД мы оцениваем как положительное. Планируемая реорганизация позволит компании оптимизировать соответствующие затраты. Возможная продажа создаваемых дочерних предприятий позволит мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на финансирование капитальных вложений в инфраструктуру и обновление подвижного состава', - считает аналитик компании Standard & Poor's Евгений Коровин.
Как рассказала директор новосибирских сетей 'Квартал', 'Крепость', 'Копилка' и супермаркета '7 звезд' Людмила Кожемякина, 'если следовать логике, то РЖД не должна самостоятельно заниматься управлением. Обычно для этого приглашается компания-эксперт, которая и занимается управлением розничных активов - подбором и отбором арендаторов с учетом местоположения и размеров торговых площадей, как это делается в крупных торговых центрах'. По мнению госпожи Кожемякиной, чтобы выйти из убытков на прибыль, достаточно провести реструктуризацию активов, их анализ и просто сдавать торговые площади в аренду. 'Нам как ритейлерам, безусловно, было бы интересно работать на торговых площадках ЗСЖД. Другое дело, что они неоднородны и неоднозначны по привлекательности', - говорит Людмила Кожемякина.
По мнению гендиректора ГК 'Тринит' (сеть киосков в Новосибирске) Игоря Баранова, 'управление розницей - вещь сложная, и пока рано давать оценки и прогнозы - нужно знать, чем именно займутся новые дочерние общества РЖД. Однако работать на этих площадках нам было бы интересно'.
О своей заинтересованности говорит и гендиректор торговой сети 'Раздолье' (Барнаул) Владимир Шпенглер: 'Безусловно, для нас как торговой сети возможность расширения поставок продукции для РЖД - это положительный факт. Более того, нам было бы еще интереснее, если бы железная дорога рассмотрела возможность сдачи в аренду нам своих торговых точек'.
Предполагается, что процесс отделения ОРСов и дорожных центров начнется в следующем году. Две недели назад на заседании правления РЖД была принята только концепция реформирования этого комплекса. Ожидается, что в результате всех преобразований за шесть лет РЖД сможет сэкономить более 5 млрд руб. До конца 2004 года планируется провести инвентаризацию объектов имущества в сфере торговли, общественного питания и рабочего снабжения с целью выделения неэффективно используемых, разработать бизнес-планы развития создаваемых дочерних обществ.
Сегодня на ЗСЖД розничную торговлю осуществляют 295 магазинов (в том числе на линейных станциях - 183 магазина), предприятий общественного питания - 87. В этой сфере трудятся около 2 тыс. человек. Выручка предприятий за 7 месяцев 2004 года составила 193,5 млн руб. Убытки Новосибирского дорожного центра рабочего снабжения в 2003 году составили 53,5 млн руб.

Континент Сибирь

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы