USD 28.09.2024 92.7126 +0.3052
USD ММВБ 00:05 92.4074  
EUR 28.09.2024 103.4694 +0.2763
EUR ММВБ 00:05 103.1931  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Российское растительное масло вытесняет с рынка импортное

22 Сентября 2004, 12:02

За последние годы рынок растительного масла подошел к стадии насыщения и сформировался по составу игроков. Дальнейшее его развитие будет проходить через укрупнение компаний-лидеров и сокращения мелких.
В 2003 г. на российском рынке растительного масла произошел перелом: спад производства в отрасли сменился подъемом. Так в 2003 г. отечественными маслоэкстракционными заводами выработано растительного масла на 26,6% больше, чем в 2002 г. А за пять месяцев 2004 г. прирост производства составил 46,3% относительно аналогичного периода предыдущего года.
Конъюнктура на внутреннем рынке подсолнечного масла зависит от урожая в конкретный год и определяется ситуацией на мировом рынке. Прошедший 2003 г. для масложировой отрасли России закончился весьма успешно. Увеличив посевные площади более чем на 30% (с 4 млн. га в 2002 г. до 5,3 млн. га - в 2003 г.), сырьевики, по данным Госкомстата, увеличили и урожай подсолнечника на 32%. Хороший урожай и высокие цены на подсолнечник на мировом рынке способствовали тому, что экспорт семечки, по данным таможенного комитета, увеличился почти в 3 раза. Стремление экспортеров с максимальной выгодой использовать благоприятную конъюнктуру на мировом рынке отрицательно отразилось на внутреннем рынке. В среднем за 2003 г. стоимость тонны подсолнечника оказалась на 1,4% выше, чем в 2002 г.
Рост предложения на рынке подсолнечника и высокий спрос на масло способствовали тому, что многие крупные производители начали наращивать свои мощности. Если в 2003 г. суммарные мощности российских производителей составляли 5,6 млн. т в год, то к концу 2004 г., по прогнозам аналитиков этого рынка, они увеличатся до 6,7 млн. т. О строительстве новых маслоэкстракционных заводов в 2002-2005 гг. заявили лидеры отрасли - агросоюз "Юг Руси", ростовская агро-индустриальная корпорация "Астон" и группа "Русагро". И это несмотря на неполную загруженность заводов в целом. Дело в том, что достаточно большая часть производственных площадок не отвечают современным технологиям и являются неэффективными. Предприятия же, наращивающие мощности, стремятся контролировать всю цепочку производства: от переработки подсолнечника до рафинации и розлива. Таким образом, отечественные операторы намерены уменьшить зависимость российского рынка от зарубежной продукции. Кроме того, введение новых заводов скажется и на производстве других растительных масел - соевому, кукурузному, и рапсовому, объем импорта которых держится на уровне 60% от общего объема импорта масел.
Попытки российских операторов отвоевать часть родного рынка бутилированного масла встречают у зарубежных игроков ответную реакцию. Причем ввозные пошлины не спасают рынок от присутствия зарубежных компаний. Их увеличение в большей мере влияет на изменение конъюнктуры внутреннего рынка - на ценовую политику компаний и на расклад сил. Игроки рынка отмечают, что при увеличении пошлин на ввозимое масло цена на масло, произведенное в России, также поднимается. Например, в 2000 г. ставка таможенной пошлины на ввоз масла увеличена в 3 раза - до 15%. Это привело к удорожанию не только импортной, но и отечественной продукции. Спрос на подсолнечное масло начал падать. Отечественные и зарубежные производители вынуждены были снизить обороты. Следующее увеличение ввозных пошлин, в 2002 г., также сыграло против российских производителей. Тогда правительство подняло минимальную ввозную пошлину с 90 евро за тонну до 140 евро за тонну - для фасованных масел, и до 100 евро за тонну - для нефасованных. А процентная ставка пошлины осталась без изменений - 15%. После этого внутреннее производство начало падать быстрее импорта. По данным Государственного таможенного комитета РФ, в 2002 г. объемы ввоза подсолнечного масла снизились по сравнению с 2001 г. на 5% в пользу более дешевых растительных масел - соевого и пальмового. В то же время внутреннее производство подсолнечного масла сократилось на 8,7%. Несмотря на сокращение объемов производства, в марте 2003 г. Масложировой союз России инициировал новое повышение таможенной пошлины на ввозимое масло со 140 евро за тонну бутилированного подсолнечного масла до 180. По оценкам Масложирового союза, это позволит на треть сократить импорт в Россию бутилированного подсолнечного масла и увеличить загрузку отечественных маслоэкстракционных заводов.
Несмотря на рост таможенных пошлин, иностранцы не намерены оставлять российский рынок. Для снижения таможенных и логистических издержек одни зарубежные компании размещают заказы на российских предприятиях или в близи к российским границам в странах СНГ, другие строят производства на территории России. Использование местного сырья освобождает их от ввозных пошлин, что дает возможность этим компаниям вести гибкую ценовую политику. Так, компания AGD, также из Аргентины, весной 2003 г. заключила договор с "Русагро" о производстве масла Natura на ОАО "Краснодарский масложировой комбинат", принадлежащее российской компании. Американская компания Cargill, специализирующаяся на переработке сельхозпродукции, производстве минеральных удобрений, поставками зерна и сахара, намерена к 2005 г. построить в Воронежской области маслоперерабатывающий завод объемом производства до 150 тыс. т. масла в год. Инвестиции в строительство завода составят -90 млн. Аргентинская компания Cereol выпускает масло "Олейна" на Днепропетровском МЭЗ (Украина). Ее соотечественник, Molinos, также размещает производство на украинском заводе "Чумак".//Атлант

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы