USD 28.09.2024 92.7126 +0.3052
USD ММВБ 00:05 92.4074  
EUR 28.09.2024 103.4694 +0.2763
EUR ММВБ 00:05 103.1931  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Ряд маслоэкстракционных заводов, увеличив мощности, вытесняют с рынка мелких и крупных производителей

02 Августа 2004, 11:46

В области переработки подсолнечника наблюдается настоящий инвестиционный бум. Мощности украинских маслоэкстракционных заводов за ближайший год возрастут на 30%. Уже сейчас понятно, что фермеры не смогут удовлетворить спрос всех переработчиков, но инвесторов это не пугает. На днях Владимир Умрихин, первый заместитель председателя правления ОАО "Кировоградол?я" объявил о закупке предприятием оборудования бельгийского производства для нового экстракционного цеха, который войдет в строй в сентябре. Таким образом в новом сезоне мощности переработки на "Кировоградол??" возрастут почти вдвое - с 700 до 1300 т семян в сутки. И этот завод не единственный, который резко увеличил мощности в межсезонье. Две недели назад компания "Евротек", владелец Вовчанского и Приколотнянского МЭЗ, заявила о планах увеличить перерабатывающие мощности заводов более чем вдвое - с 290 до 615 тыс. т семян в год. Договор на поставку дополнительного оборудования было заключено всего через несколько дней после того, как американская компания
Bunge, владелец крупнейшего в Украине Днепропетровского МЭЗ, начала в Ильичевске строительство нового маслоэкстракционного завода мощностью 600 тыс. т в год. Ожидается, что к началу нового сезона удвоит объемы переработки (с 200 до 430 тыс. т семян на год) Полтавский МЭЗ, входящий в "Кернел Групп". Еще раньше к аналогичному шагу прибегли кировоградское ЗАО "Креатив" и компания "Агроэкспорт" из Николаева.
Масличный бизнес несколько привлекателен для инвесторов, благодаря уникальной сырьевой базе. Украина - единственная страна в северном полушарии со стабильным и большим излишком подсолнечника. К тому же в отличие от стран ЕС, государство не регулирует структуры посевных площадей. Минагрополитики оставило угрозы штрафовать хозяйства за истощение почв от превышения научно обоснованных норм посева подсолнечника. Однако экспортировать подсолнечник не так выгодно, как масло. За 1 т подсолнечника на мировом рынке можно наторговать USD250. Если же переработать эту тонну в Украине и получить по 400 кг масла и шрота, то от экспорта масла можно наторговать те же USD250, а от экспорта шрота - дополнительно USD32-52 (при мировых ценах USD80-130 за 1 т). Поэтому, по данным Степана Капшука, заместителя генерального директора ассоциации "Укролияпром", с недавних пор в модернизацию и расширение отечественных маслоэкстракционных заводов ежегодно инвестируется USD50-70 млн. Инвесторов - как внутренних, так и заграничных - не останавливает даже сокращение посевных площадей под подсолнечником, как было в этом году. В частности, по данным Госкомстата, весной под подсолнечник засеяно 3,3 млн. га (по оценкам независимых экспертов - 3,5 млн. га), тогда как в прошлом году - 3,8 млн. га. Соответственно урожай, по независимым оценкам, не превысит 3,8 млн. т (в прошлом году - 4,3 млн. т). Впрочем, прошлогодний рекорд засеянной площади был связан с погодным фактором - почти все озимые погибли, и весной поля пришлось пересевать. Преимущество при этом отдавалось подсолнечнику. Поэтому дальнейшего сокращения посевных площадей под подсолнечником - до 2,9 млн. га, к чему стремится Минагрополитики, эксперты не прогнозируют, учитывая, что рентабельность этой культуры достигает 120-130%. Следовательно, в ближайшие годы Украина стабильно будет собирать 3,5-4 млн. т подсолнечника.
Общие мощности только МЭЗов по переработке семян подсолнечника достигнут к концу этого года 5 млн. т. А кроме них, есть еще несколько сотен маслобоек, которые перерабатывают, по приблизительным оценкам, до 400 тыс. т семян. То есть впервые за несколько лет подсолнечника на всех не хватит, и в Украине будет наблюдаться излишек перерабатывающих мощностей. Значительно усилится конкуренция на рынке сырья, а значит, борьба за потребителя, по прогнозам Олега Козика, менеджера компании "Евротек", заставит производителей использовать жесткие маркетинговые технологии. Зато сельхозпроизводители могут довольно потирать руки, передает АПН. Эксперты единодушно считают, что усиление конкуренции между переработчиками за сырье существенно сгладит сезонные колебания цен на подсолнечник. В результате уже в начале сезона цены могут составить 1200 грн/т, а в конце весны - 1500 грн/т. Конкуренция будет расти не только на рынке сырья, но и на рынке готовой продукции, что, очевидно, заставит МЭЗы немного снизить цены. В выгодном положении окажутся наиболее современные предприятия - новые или модернизированные. Более высокий коэффициент экстракции (т.е. выхода масла), чем у предприятий, работающих на устаревшем оборудовании, обеспечит им более низкую себестоимость масла.
Следствием такой конкуренции, как прогнозируют эксперты, могут быть простои, а в перспективе - даже закрытие некоторых заводов. МЭЗов в Украине уже 28, хотя, как замечает Степан Капшук, стране хватило бы 10-15 предприятий. Для остальных места на рынке может не найтись. В частности, уже в ближайшем сезоне (2004/05 год) некоторые заводы даже в условиях подъема отрасли смогут проработать только 3-4 месяца. Но первыми жертвами конкуренции, как ожидают эксперты, станут небольшие маслобойни - объемы переработки ими подсолнечника сократятся вдвое. //www.marketing.vc

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы