USD 28.09.2024 92.7126 +0.3052
USD ММВБ 00:05 92.4074  
EUR 28.09.2024 103.4694 +0.2763
EUR ММВБ 00:05 103.1931  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

ИКАР прогнозирует снижение рентабельности производства наливного подсолнечного масла в 2004/05 с/х г

26 Июля 2004, 18:16

Анализ ценовой ситуации на рынке подсолнечника в период массированных закупок сырья крупнейшими переработчиками в последние три сезона свидетельствует о неизменном росте стартовых закупочных цен из года в год. Главная причина этого - восстановление отечественного производства масла на фоне замещения импорта и активной государственной политики по защите внутреннего рынка, которые совместно привели к росту спроса на подсолнечник.
В 2001/02 г стартовые цены на данную культуру сложились на уровне 4000 руб/т, в следующем сезоне цены были уже 4500 руб/т. В октябре 2003 г цена на подсолнечник опять выросла и составила 5000-5500 руб/т в зависимости от региона. Сезон 2004/05 с/х г также не будет исключением - многие аналитики сходятся во мнении, что стартовые цены будут складываться на более высоком уровне в 6000-6500 руб/т.
В последние 3 года рост стартовых цен происходил на фоне увеличения валового сбора подсолнечника и высоких цен на подсолнечное масло в начале сезона. Но новый 2004/05 с/х г по прогнозу аналитика масложирового рынка ИКАР Усачева Евгения будет сильно отличаться от предыдущих. Главными его особенностями могут стать рекордные переходящие запасы, не очень благоприятная конъюнктура мирового рынка, высокие урожай и загрузка мощностей внутри страны, что суммарно приведет к низким ценам на наливное подсолнечное масло в течение всего сезона.
Анализ сезона 2003/04 с/х г показывает, что активная закупочная компания крупных переработчиков привела к удорожанию сырья и снижению рентабельности переработки. Но достаточно длительное время агрохолдинги уделяли этому мало внимания - подсчет рентабельности велся ими по итогам сезона и до сих пор необходимый ее уровень обеспечивался по итогам года. Рост цен рассматривался участниками рынка как нечто вполне естественное. В результате, во второй половине года соотношение цен на подсолнечник и наливное подсолнечное масло достигло критической отметки, после прохождения которой многие предприятия стали работать в убыток.
В текущем году с этим столкнулись, в первую очередь, мелкие и средние заводы-переработчики, не имевшие достаточных финансовых средств для закупки подсолнечника осенью по низким ценам и обеспечения загрузки предприятия на протяжении сезона.
Но в сезоне 2004/05 вопрос о необходимости определения максимально допустимой цены закупки подсолнечника, способной обеспечить минимальный уровень рентабельности при производстве наливного подсолнечного масла, начинает беспокоить крупные холдинговые структуры, доля наливного масла в продажах которых высока. С этой проблемой в первую очередь могут столкнуться такие компании, как "ОГО", "Солнечные продукты", "Астон", "W.J.Group". В то же время компании "Юг Руси", "Эфко", "Русская бакалея" и "Русагро" это коснется в меньшей степени из-за высокой доли фасованного подсолнечного масла в суммарном объеме производства, выпускаемого под известными общенациональными брэндами "Золотая семечка", "Слобода", "Злато" и "Аведовъ".
Усиление конкуренции среди крупнейших производителей подсолнечного масла в новом сезоне в условиях происходящих на рынке активных интеграционных процессов и строительства новых мощностей может впервые за несколько лет привести к существенному снижению рентабельности у многих переработчиков. Таким образом, компании не заинтересованы в сохранении прежних способов борьбы за свободные объемы подсолнечника, сводящиеся сейчас к ярко выраженной ценовой конкуренции.
Между тем, рентабельность выращивания подсолнечника сейчас самая высокая в растениеводстве и достигает 200%, а его доля в севообороте в крупнейших регионах-производителях давно превысила разумные пределы. Так, по данным Госкомстата, посевные площади под подсолнечником в новом сезоне составили порядка 4,8 млн т, всего на 10% ниже, чем в прошлом году. Но в 2003 г рекордный урожай был вызван необходимостью пересева погибших озимых культур. И вопреки настоятельным рекомендациям администрации Ростовской области не нарушать севооборот и использовать под подсолнечником не более 750 тыс га, площадь посевов по сравнению с прошлым годом только возросла - в области было засеяно до 1,2 млн га.
Выход из создавшегося положения в долгосрочной перспективе может быть только один - снижение стоимости сырья через оптимизацию закупочных цен. Это может быть достигнуто разными способами.
Во-первых, холдинги могут приобрести собственные сельскохозяйственные предприятия и заняться самостоятельно производством необходимых объемов сырья. Но, как показывает российская практика последних лет это не самый эффективный способ, т.к. возникают проблемы с управляемостью на данных предприятиях и необходимостью соблюдать севооборот, что автоматически втягивает компанию на другие растениеводческие рынки, не являющиеся для нее приоритетными.
Другим способом является авансирование сельхозпроизводителей, хорошо зарекомендовавшее себя в последние годы.
В-третьих, широко может использоваться административный ресурс, способный помочь компании существенно сэкономить деньги во время закупочной кампании.
Олигополизацию общероссийского и монополизацию региональных рынков переработки также можно рассматривать как хорошую и, самое главное, долгосрочную и надежную альтернативу вышеперечисленным способам. Ведь договориться и поделить сырьевую базу 3-4 участникам рынка будет гораздо легче, чем 8-10, как это происходит сейчас.//Продукт.ру

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы