Если человеку надоело сидеть дома и захотелось посмотреть другие страны, то самое простое решение – купить билет на самолет и забронировать отель на курорте. Однако настоящее путешествие – это движение. Еще раз убедиться в этом порталу Санкт-Петербург.ру помог известный во всем мире чешский автомобильный бренд Skoda.
Ежегодно компания организовывает большой предновогодний тест-драйв для российских журналистов «Skoda Christmas Experience». На этот раз в нашем распоряжении были четыре марки автомобиля разной комплектации: Octavia, Rapid, Yeti и Superb. Именно на них за три дня путешествия мы проехали более 500 км по территории Чехии и Польши.
Для того чтобы маршрут получился максимально нестандартным и интересным, мы всячески пытались избегать скоростных трасс и дорог с идеальным новеньким асфальтом. Наш выбор – деревни, маленькие уютные города, холмы, резкие склоны и повороты, узкие дорожки с ямами и грязью и другие трудности, с которыми может встретиться любой автолюбитель. Кроме того, наш путь лежал через горы Судеты, которые тянутся с северо-запада на юго-восток Центральной Европы - по территориям Германии, Польши и Чехии. На автомобилях мы проехали такие известные чешские курорты, как Гаррахов и Пец-под-Снежкой.
Skoda Superb
Главное - безопасность
По прилету в Прагу журналистов из России встретили представители Skoda в Чехии. На случай каких-либо ЧП, они сопровождали нас на протяжении всей поездки, вплоть до возвращения в пражский аэропорт. Однако «сопровождали» вовсе не значит, что контролировали, все дни тест-драйва на удивление были более чем свободными. Во-первых, мы сами выбирали автомобиль и могли в любой момент поменяться с коллегами из СМИ на другую модель. Во-вторых, без зазрения совести отклонялись от прописанного нам маршрута в навигаторе. В-третьих, мы двигались со скоростью, которую считали нужной, а если было желание остановиться, не задумываясь, делали это. От нас требовалось лишь одно – не нарушать правила дорожного движения. Проще говоря, ощущение было такое, будто едешь на своей собственной машине, а не тестируешь автомобильный бренд.
К слову о брендах, что ни говори, а всем хотелось поскорее оказаться в салоне нового Superb. В России он начал продаваться лишь в октябре 2015 года, однако уже спустя пару месяцев стал очень популярен. В переводе с английского Superb означает «превосходный», не секрет, что с функциональной точки зрения здесь собраны все передовые технологии, а внешне машина выглядит очень стильно. Для меня этих причин было вполне достаточно, чтобы начать долгий путь по Европе именно с Superb.
Еще до того, как завести мотор и выехать с парковки, расположенной на 11 этаже отеля, я порадовалась своему выбору. В первую очередь потому, что салон оказался еще более свободным и удобным, чем в описании модели. Мне это особенно важно, потому как в любой поездке меня сопровождает куча вещей, которые нужны мне здесь и сейчас – нет возможности убрать их ни в багажник, ни даже на заднее сиденье, все равно придется постоянно ползать и что-то доставать. Одна лишь техника (фотоаппарат, планшет, телефон, наушники, аккумулятор и связка проводов) занимает много места, не говоря уже о другом. Вещей настолько много, что они с трудом вмещаются в походный рюкзак, который, к моему счастью, не нарушив удобств, влез вместе со мной на переднее пассажирское сиденье автомобиля.
Открыв бардачок, мы обнаружили не только папку с документами на автомобиль, но и полностью заряженный мобильный телефон с пополненным счетом. Также в машине были несколько бутылок воды. Навигатор нам установили до города Жестреби в 85 км от Праги, где был организован небольшой перекус в ресторане, а потом нас ждали еще 98 км до отеля «Sclar Harrachov». Важно, что кроме основных точек, где мы встречались, были и промежуточные – чтобы сильно не отклоняться от основного маршрута и не потеряться. Все-таки компания следит за нашей безопасностью и во всем лишний раз перестраховывается. Учитывая растущую с каждым днем аварийность на дорогах Петербурга (да и по всей стране, в целом), такая политика автомобильного бренда не может не радовать.
От велосипеда к навороченной Superb
Первый день тест-драйва мы ехали исключительно по Чехии. Первое, что бросилось в глаза – большая часть автомобилей на дорогах страны именно Skoda. Не все знают, но история компании начинается еще в 1895 году, когда в чешском городе Млада-Болеслав (сейчас в нем находится штаб-квартира автобренда) механик Вацлав Лаурин и книготорговец Вацлав Клемент начали выпускать велосипеды собственной конструкции, назвав их «Славия». Благодаря большому спросу и хорошей прибыли, к 1899 году фирма Laurin & Klement Co. начала производство мотоциклов. Позднее дела у двух друзей стали идти настолько хорошо, что к 1905 году их совместная фирма выпустила первый автомобиль Voiturette A.
В ходе развития фирме стало тесно в рамках семейного предприятия, поэтому в 1907 году основатели преобразовали L & K в акционерное общество. После 1914 года компания принимала участие в производстве военной продукции. Производство автомобилей под маркой Skoda в промежуток между 1925 и 1929 годами составило 2985 штук, в те годы эта цифра считалась просто безумной. Однако в годы Второй мировой войны выпуск автомобилей заметно сократился.
Skoda Octavia
Со временем Skoda превратилась в одно из крупнейших машиностроительных предприятий Европы, а к 1990 году она присоединилась в качестве четвертого бренда к концерну, уже объединявшему марки Volkswagen, Audi и SEAT. В настоящее время компания, кроме легковых автомобилей, выпускает грузовики, автобусы, авиационные двигатели и сельскохозяйственные машины.
Позднее наш переводчик, живущий в Чехии уже несколько десятков лет, рассказал, что удивляться, что нам встречаются почти одни шкоды, не стоит, так как чехи – во всем очень патриотичные. Например, у них не так уж популярны огромные супермаркеты по типу «Ленты» и «Ашана», большинство предпочитают покупать еду у дома – скажем, у знакомого пекаря.
Тот самый чешский хрусталь
Второй день начался с посещения стекольного завода в городе Harrachov. Нам позволили на расстоянии одного метра увидеть, как «выдувают» бокалы. Больше всего удивило, что рабочая форма трудяг – шорты и рубашка (либо футболка), при этом они свободно курят и пьют пиво прямо на рабочем месте. Как оказалось, пиво все же безалкогольное, но чуть ранее разрешали пить и алкогольное тоже. Проблемы в Чехии те же самые, что и в Росии, - не хватает рабочих рук. Большинство молодых ребят предпочитают сидеть в офисе, а не мастерить руками около открытого огня печи. К счастью, опять же играют роль традиции и патриотизм – если отец занимается стекольным делом, то сын, скорей всего, тоже пойдет по его стопам. В Чехии термин «семейное дело» еще не утратил своей актуальности.
До тех пор, пока мы не оказались в музее стекольного завода, никто так и не догадался, что сейчас мы посещаем «тот самый завод», где делают знаменитое чешское стекло и хрусталь. Те, кто застал советское время, поймут, о чем идет речь: тогда многие мечтали заполучить себе в сервант сервиз или хрустальные бокалы, сделанные именно в городе Harrachov. Экскурсовод с грустью заметил, что сейчас хрусталь утратил ту бешеную популярность, что была 30-40 лет назад, заказов на него почти не поступает.
Долина замков в Польше
От завода, пересев на автомобиль Skoda Octavia, мы поехали прямо в горы, а это значит, что пришло время тонких извилистых дорожек и прекрасных видов. Octavia выигрывает у Superb, в первую очередь, ценой, да и сравнивать их, в принципе нет смысла, так как Octavia – более повседневный вариант автомобиля, который, впрочем, не сильно уступает удобствам Superb. Однако после дня, проведенного в Superb, уже начинает не хватать таких небольших нюансов, как лишняя "светящаяся полоска" в салоне, и других приятных деталей уникального стиля.
Выше в горах местами начал попадаться снег - еще вчера здесь был снегопад. Несмотря на довольную дикую местность (вокруг лишь лес) и практически отсутствие машин, дороги уже вычищены. Российским автолюбителям о таком остается лишь мечтать. После получаса езды мы пересекли польскую границу, которая находится прямо в горах. Если бы не навигатор, польское радио и небольшой невзрачный значок на дороге, границу можно было бы и не заметить, так как по сути ничего не изменилось. Было немного не по себе ехать на автомобиле с чешскими номерами по Польше с российским водителем за рулем. «А если нас сейчас остановят и спорят, откуда мы едем и куда, мы даже точно и сказать не сможем», - резюмировал, смеясь, мой напарник Дима.
Спустя пару часов езды мы приехали на обед во дворец Пакошов в городе Пеховице. Многие дворцы в этой долине замков теперь используются в качестве отелей класса люкс и ресторанов. Кому-то может показаться, что это кощунство - организовывать в старинных интерьерах едальни, но с другой стороны, благодаря успешному бизнесу, дворцы отреставрированы и имеют постоянный уход, что сказывается на великолепном внешнем виде. Приспособливать памятники под современное использование - привычная мировая практика. Польша встретила неописуемо прекрасной погодой в 12-15 градусов тепла, было немного странно, но приятно греться без курток на солнце 8 декабря.
Подземные туннели и призраки
Проехав еще несколько замков, деревень и заброшенных заводов, где дороги больше напоминали российскую глубинку где-нибудь на севере, нежели Европу, мы добрались до известного курорта Пец-под-Снежкой. Там мы и остановились на ночь в 19-этажном отеле «Horizont». Название курорт получил в честь самой высокой точки – горы Снежка, ее высота достигает 1602 метра над уровнем моря. К сожалению, еще вечером мы узнали, что подняться на вершину из-за погодного условия нам не удастся. О катании на лыжах или сноуборде тоже пришлось забыть, снега было еще слишком мало, хотя обычно сезон в это время уже открыт.
Отчаиваться мы не стали, так как, отоспавшись и плотно позавтракав, отправились на экскурсию в крепость в город Йозефов. Здесь мы получили огромную порцию адреналина, ведь основную часть времени провели в подземных коридорах, где единственным освещением были парочка восковых свеч. Не оставили нас и без рассказов о призраке. Некий военный якобы был повешен, а потом закопан в крепости, поэтому не может найти себе покоя до сих пор. Однако самым пугающим оказался тот факт, что наш проводник может моментально исчезнуть за поворотом, оставив нас совсем одних, и перемещаться по многочисленным туннелям совершенно без освещения. Для любителей исторических легенд и рассказов о хитростях войны крепость Йозефов – настоящая находка. Кроме того, ежегодно в конце августа именно здесь проводится один из крупнейших рок-фестивалей Европы «Brutal Assault».
После крепости мы вернулись в Прагу, на этот раз уже по трассам, поэтому и времени на дорогу ушло в три раза меньше. Octavia без проблем набирала скорости, но при этом ехала довольно мягко. Правда, на Superb мы с такой же мягкостью преодолевали и деревенские «дырявые» дороги. В голове сразу же вспомнился значок шкоды – крылатая стрела. Мы действительно летели по трассам, но не ощущали ни малейшего укачивания.
Трехдневное путешествие получилось незабываемым. Гораздо интересней и разнообразней, чем обычный пляжный отдых. Автомобили показали себя наилучшим образом, а искренние внимание и забота сотрудников компании Skoda заставили еще больше уважать этот старейший чешский автобренд, которому в 2015 году исполнилось 120 лет.