USD 17.04.2024 94.0742 +0.4851
USD ММВБ 19:15 94.4027  
EUR 17.04.2024 99.9341 +0.1407
EUR ММВБ 19:15 100.1975  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Как реставрируют картины

Реставрация – не просто ремонт, а крайняя мера, на которую готовы пойти обладатели и хранители произведений искусства для того, чтобы не потерять их навеки. Это риск, поскольку с одной стороны реставратор способен вдохнуть в шедевр новую жизнь, но в то же время ценой его ошибки может стать даже утрата произведения.

Слово «реставрация» происходит от латинского restavratio, то есть восстановление. Это кропотливая работа по восстановлению состояния произведения искусства, максимально приближенного к моменту его создания. Одним из важных ее направлений является реставрация картин - в частности масляной живописи на холсте.

Первые упоминания о реставраторах встречаются еще в средневековых документах. А в XVII—XVIII веках уже возникают школы профессиональной реставрации. Их появление имеет для искусства огромное значение, поскольку до этого к картинам и другим произведениям относились как к вещам, которые можно подновить или переделать на свой вкус. Реставраторы запросто могли поменять их форму, удалить лак с верхними слоями живописи или наоборот - нанести новое изображение прямо поверх авторского.

Сегодня реставрация является своего рода наукой, цель которой - улучшить внешний вид потускневшего шедевра, устранить все сколы и трещинки, а также законсервировать его. Как это ни удивительно, но сами специалисты считают реставрацию крайне нежелательной. И применяется она, как правило, лишь тогда, когда произведение рискует потерять свою художественную ценность или просто-напросто разрушиться. При этом одним из главных условий качественной реставрации остается обратимость вносимых реставратором изменений. 

 

Когда необходима реставрация

 

Случаев, когда все же приходится прибегать к реставрации картин, несколько. Во-первых, к реставраторам часто попадают новые поступления - различные исторические находки или приобретения, - которыми музеи пополняют свои коллекции. Эти картины, пояснили «Санкт-Петербург.ру» в Государственном Русском музее, обычно находятся в аварийном состоянии из-за неправильного хранения их бывшими владельцами или неудачной предыдущей реставрации.

фото: restoration.rusmuseum.ru
 

Реставрация картине может потребоваться и при несоблюдении условий хранения и ухода за ней в самом музее. Все хранилища произведений живописи должны размещаться в сухих и хорошо проветриваемых помещениях. Кроме того, здесь необходимо поддерживать своеобразный «музейный климат», который складывается из температуры, относительной влажности воздуха, освещения и чистоты атмосферы.

Наконец, картины могут повреждаться от времени, поскольку все материалы, из которых они сделаны, имеют свой «срок службы».

 

Как проводят реставрацию

 

Процесс реставрации отнюдь не быстрый: восстановление одного произведения может занять несколько лет. Поэтому реставраторы обязательно документируют все свои исследования и манипуляции с картиной.

До начала непосредственно процесса реставрации важно проанализировать нынешнее состояние произведения искусства и понять, почему же оно «пришло в негодность». На этом этапе специалисты изучают историю создания и хранения картины, ее изображения, встречающиеся в других источниках, например, в различных описаниях, на фотографиях и рисунках, анализируют материалы, из которых картина выполнена, исследуют ее в рентгеновских, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. И только после всего этого принимают решение о методах восстановления.

В процессе работы над картиной реставраторы, как правило, снимают лак, реставрируют повреждения и всяческие вмятины, пузырьки, порезы и трещины, восстанавливают целостность холста, восстанавливают и укрепляют красочный слой, заново лакируют картину.

Особое значение сегодня имеет также расчистка, или промывка, картин от поздних записей, поскольку многие произведения оказываются довольно сильно поновленными во время многочисленных реставраций, и зритель порой получает искаженное представление о подлинной авторской живописи. Но это крайне сложная работа, ведь осуществляющий расчистку реставратор должен в совершенстве знать все приемы, которые использовал сам создатель картины.

Примером подобной реставрации можно назвать работу по расчистке картины «Юдифь», написанной Джорджоне на дереве около 1504 года. Ее часто перемещали и реставрировали, пока, наконец, в 1772 году она не оказалась в петербургском Эрмитаже. Правда, реставрировать картину продолжили и здесь, в частности в XIX веке ее покрыли желтым лаком, чтобы придать «галерейный» тон и скрыть следы предыдущих неудачных реставраций, а затем перевели с дерева на холст. Многочисленные поновления, сделанные за время существования картины, исказили авторскую живопись. И в итоге было принято решение о ее расчистке. Реставрационные работы начались в 1967 году и с учетом перерывов заняли четыре года.

 
фото: la-fa.ru, ru.wikipedia.org
 

Картину расчищали от желтого лака, записей и прописок, находящихся между лаковыми слоями. Работа велась медленно: за день удавалось очистить лишь несколько квадратных сантиметров. Однако оно того стоило - краски на картине стали более яркими и глубокими, открылось множество деталей авторского изображения, которых не было видно раньше. Например, на заднем фоне вместо здания со шпилем появилась башня, а вместо залива – холмистый пейзаж. Кроме того, реставраторы нашли отпечатки пальцев художника на небе, на стене и на платье.

Поздние дополнения на картинах убирают не всегда - некоторые сохраняют в качестве художественно-исторического документа, если они сделаны на местах утрат авторского красочного слоя и не мешают общему восприятию произведения. А если они к тому же и сами по себе имеют ценность, то их отслаивают и переносят на отдельную основу.

 

Реставрации, удачные и не очень

 

«Даная» Рембрандта

Один из самых громких и успешных реставрационных проектов – спасение картины «Даная». В 1985 году в Эрмитаж в зал, где размещались произведения Рембрандта, вместе с экскурсией пришел мужчина, который уточнил у сотрудниц музея, какая из картин наиболее ценная, а затем подошел к «Данае», достал емкость с серной кислотой, выплеснул ее в центр холста и дважды чиркнул по нему ножом.

Для того чтобы остановить разрушительное действие кислоты, картину сразу же начали промывать водой, а затем другими составами. Тем не менее, повреждения оказались значительными. Центр картины выглядел как смесь бурых пятен, подтеков и следов от брызг. Утраты живописи составили 27%, и многие эксперты посчитали, что картина потеряна навсегда. Тем не менее, было принято решение о ее реставрации силами Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа.

 фото: worldartdalia.blogspot.ru
 

После того, как удалось остановить действие кислоты, картину укрепили раствором из рыбного клея и меда, чтобы предотвратить отслоение слоев краски при высыхании. На первом этапе реставрации, который занял полтора года, специалисты Эрмитажа под микроскопом удалили натеки, выровняли лаковые покрытия и старые реставрационные тонировки, подвели новый грунт в места утрат.

Затем начали восполнять утраты живописи. Большим подспорьем здесь стала копия «Данаи» в натуральную величину, сделанная около полутора столетий назад неизвестным художником и хранившаяся в Омском музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Восполнение утрат производили на слое лака, разделяющем авторскую живопись и реставрационные тонировки, чтобы при необходимости можно было вернуться к первоначальному варианту. В целом на реставрацию картины ушло целых 12 лет. С 1997 года «Даная» вновь демонстрируется в Эрмитаже. Только теперь она защищена бронированным стеклом.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи

Около пяти лет назад в некачественной реставрации картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», написанной в 1510 году Леонардо да Винчи, обвинили французский Лувр. Некоторые специалисты посчитали, что реставраторы слишком высветлили картину, и в результате степень ее яркости перестала отвечать задумке автора.

Произошло это потому, что во время реставрации якобы не было проведено тестирование применяемых растворителей. Британская школа реставрации, специалисты которой и проводили работы, вообще часто критикуется за то, что снимает слишком много лака и верхнего слоя краски с картин, что приводит к искажению авторского замысла.

Реставрировать картину Леонардо планировали еще 20 лет назад, однако тогда от этой идеи отказались, опасаясь, что будет испорчена разработанная им техника сфумато, которая заключается в смягчении очертаний фигур и предметов, и позволяет передать окутывающий их воздух.

фото: ru.wikipedia.org, wikiwand.com

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    как Это сделано

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы