USD 19.04.2024 94.0922 +-0.2320
USD ММВБ 19:15 93.8250  
EUR 19.04.2024 100.5316 +0.2529
EUR ММВБ 19:15 100.0613  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

"Аврора": 5 не самых известных фактов о самом известном крейсере

Крейсер "Автора" сейчас находится на ремонте в Кронштадте. На данный момент обновление экспозиции музея почти готово - завершено уже 80% работ. Ожидается, что "Аврора" будет полностью готова и прибудет на свое традиционное место стоянки в канун Дня ВМФ в 2016 году. В ожидании знакового для Северной столицы события Санкт-Петербург.ру вспомнил основные моменты в истории знаменитого крейсера.

Обычный пароход и немного пушек

Крейсер «Аврора» заложили 23 мая 1897 года в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Свое имя крейсер получил в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского. Он был торжественно спущен на воду 24 мая 1900 года по личной команде Николая Второго, в присутствии двух императриц и многочисленных членов Императорской фамилии.

При этом самый знаменитый корабль советской страны как проект, конструктивно, был не самый удачный — машины маломощны, броня тонкая, а артиллерия слабая. В то время на флоте можно было услышать такую шутку: «Низкая скорость и немного пушек — вот что отличает «Аврору» от обычного парохода».

 

Побег из Цусимы в США

В апреле 1904 года корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана, и в августе в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны. «Аврора» была в числе судов, принявших участие в знаменитом Цусимском сражении, разыгравшемся в мае 1905 года между японским и российским флотом.

В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев — он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда. Командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам раненый. Всего же крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не выводивших его из строя. Серьезно были повреждены дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере пришлось тушить несколько пожаров.

Едва дождавшись ночи, крейсер в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, «Аврора» 21 мая пришла в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где была интернирована американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых на корабле использовался рентгеновский аппарат — это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.

 

«Аврора» и революция

В ходе революции 27 февраля 1917 года экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключенных агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Начался бунт, матросы подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию. «Аврора» была самым крупным кораблем, способным пройти невский фарватер. Революционные лидеры поставили перед экипажем задачу удерживать Николаевский мост от возможного захвата отрядами Временного правительства.

По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября 1917 года. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города.  25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведенный по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство.

Впрочем, в отношении этого выстрела до сих пор идут споры. Одни говорят,  что выстрел «Авроры» прозвучал задолго до штурма Зимнего дворца. Другие, что его не было вовсе. После октябрьской революции «Аврора» стал единственным кораблем царского флота, которому оставили родное имя. В 1923 году крейсер стал учебным.

 

Учебный мемориал

В 1945–1947 годах крейсер прошел капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ, однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-«авроровцев». Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», надетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны.

Корабль стал учебной базой для воспитанников Нахимовского училища, и торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года напротив училища. При советской власти крейсер «Аврора»  почитался как один из символов революции. Музей на корабле начал создаваться с 1950 года силами личного состава, ветеранов, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. Для посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов, так что сам крейсер и музей на крейсере — разные, хотя и дружественные, организации. Текущие ремонты корабля производились в 1957–1958 и 1966–1968 годах. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции.

 

Капитальный новодел

В конце 1980-х годов корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984–1987 годах на крейсере были произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Подводная часть корпуса корабля (1,2 метра выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной. Ее отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив на недостроенную военно-морскую базу Ручьи и затоплена вблизи побережья. Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть, вернее ее макет. Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют. Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на свое место. Карапасная палуба была изготовлена заново. На нее была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса). Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году.

Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках. Все внутренние помещения корабля подверглись перепланировке. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном Военно-Морском флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование.

После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 года была возвращена на место своей стоянки — у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле помимо научных сотрудников служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матроса.

21 сентября 2014 года крейсер «Аврора» впервые с 1987 года покинул место своей стоянки и прошел в сопровождении буксиров под разведенными Троицким, Дворцовым и Благовещенским мостами и отправился в док Кронштадтского Морского завода для прохождения планового ремонта. После возвращения крейсера в строй филиал Центрального Военно-Морского музея возобновит работу на его борту, и эта работа будет вестись уже на новом качественном уровне. Находящийся на ремонте крейсер «Аврора» вернется в Петербург летом 2016 года и будет ошвартован на прежнем месте стоянки - на Петроградской набережной накануне Дня ВМФ России. 15 июля 2016 года «Авроре» как филиалу Центрального военно-морского музея исполняется 60 лет.

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    как Это сделано

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы