USD 11.08.2018 66.9075 0.6219
USD ММВБ  
EUR 11.08.2018 76.6760 -0.1490
EUR ММВБ  
Нефть($) 19.09.2018 79.25 +0.62
Нефть(p) 19.09.2018 5302.42 +90.38

Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России

Теперь достаточно произнести имя "Матильда", чтобы затеять очередной холивар.

Не собиралась я писать о Кшесинской. Во-первых, я уже касалась ее истории в статье о роковых красавицах прошлого. Во-вторых, в биографии балерины практически нет «темных пятен», есть статьи, книги, мемуары – любой желающий в пару кликов найдет все, что нужно.

Однако я, как и многие, немного в шоке от происходящей вакханалии вокруг фильма «Матильда». Особенно впечатлил следующий опус от противников скандального кино: «Усиливает негативный образ персонажа «Николай II» приписывание ему выбора в пользу вызывающей отвращение, совершенно некрасивой (с точки зрения классических европейских и, в частности, русских представлений о женской красоте) по внешности и иным физическим данным Матильды Кшесинской (на известных ее фотографиях четко видны: выпирающие кривые зубы, вытянутая вперед форма лица, делающая ее внешне схожей с мышью или крысой, несуразная фигура) в противопоставлении с объективно обладающей яркой классической европейской красотой Александрой Федоровной». От имени всех женщин с «выпирающими кривыми зубами» я хочу сказать, что мы, вообще-то, о-го-го. Во всем остальном происходящее - пугающий бред. И не нуждается, конечно, очаровательная женщина и выдающаяся балерина ни в моей, ни в чьей бы то ни было защите. Она умела за себя постоять. Попробуем, в который раз уже, просто, без лишних эмоций и фраз, вроде «сердце ее замерло», вспомнить некоторые факты из долгой и интересной жизни Матильды Кшесинской.

Самое важное, что всегда следует помнить о ней, – то, что даже без сплетен, всесильных любовников и головокружительных романов ее имя все равно аршинными буквами оказалось бы вписано в историю русского балета. Она из театральной семьи. Ее брат и сестра также стали выдающимися танцорами. Матильда была талантлива, работоспособна и предана балету. Она часами тренировалась у станка, и благодаря своему упорству смогла вытеснить царивших в то время в российском балете виртуозок-итальянок. Она первая освоила 32 фуэте, знаменитое вращение Одиллии в «Лебедином озере», о котором знают даже те, кто не сильно интересуется балетом.

«Каждый год после каникул, перед тем как начать сезон и после большой, усиленной работы, я делала себе проверку. Я просила сестру и верных друзей прийти на репетицию и откровенно мне сказать свое мнение, могу ли я еще выступать на сцене или нет. С каждым годом я, конечно, становилась технически сильнее и опытнее, но иногда артистка к концу своей службы не замечает, что ей пора покинуть сцену и уйти в полном блеске, а не совершать ошибки, как часто бывает, - не уходить тогда, когда силы уже начинают сдавать, и не оставлять по себе последнее невыгодное впечатление», – напишет она много позже в своих «Воспоминаниях».

Судьбоносное для нее знакомство произошло, когда ей было всего 18 лет. На обеде в честь выпускного спектакля она оказалась соседкой по столу юного цесаревича, будущего Николая II. В тот же вечер она записывает в своем дневнике: «А все-таки он будет моим». Про этот роман уже говорено и переговорено, поэтому отмечу только две вещи. Кшесинская была из балетной семьи и поэтому «правила игры» понимала прекрасно – она может быть лишь романтическим эпизодом в жизни будущего императора. Понимала и принимала. И еще важное замечание. Мне кажется, многие воспринимают Мариинский театр того времени как какой-то эквивалент публичного дома. Да, у сильных мира сего любовницу из балетных иметь было престижно. И да, нравы там были гораздо свободней. Но балерины, а уж тем более прима-балерины, всегда имели возможность выбора, их надо было завоевывать. К их ногам бросали не только кошельки, но и сердца, и жизни. Вероятно, Кшесинская была самой очаровательной девушкой своей эпохи, иначе как объяснить, что многие мужчины самой влиятельной семьи России оказались ею покорены.

В мемуарах директора императорских театров, князя Сергея Михайловича Волконского, Матильда предстает отнюдь не душкой. Еще раз напомню, Кшесинская из театральной семьи, и законы жестокого мира Мельпомены и Терпсихоры усвоила с детства. Хочешь оставаться на плаву – интригуй. Ну а всякие мелкие балетные гнусности, вроде толченого стекла в пуантах, не нужны, когда имеешь таких покровителей. Возможно, автор мемуаров несколько пристрастен по весьма банальной причине: в отставку он вынужден был подать из-за нежелания Малечки надевать костюм с фижмами, утвержденный для исполнения роли. Подумать только, такая ирония, потерять работу буквально из-за женской юбки.

Следующий директор императорских театров, Владимир Аркадьевич Теляковский, печальный опыт своего предшественника вынужден был учитывать. Вот остроумная фраза известного театроведа Давида Золотницкого на этот счет: «Прима-балерина опиралась на свои интимные связи с весьма высокопоставленными лицами, и Волконский тут был бессилен. Теляковский не был, конечно, бунтарем. Он имел достаточно благоразумия, чтобы примириться с наличием еще двух директоров императорских театров: М. Ф. Кшесинской - в петербургском балете и М. Г. Савиной - в петербургской драме. Может быть, поэтому он пишет о них излишне резко. Правда, ему хватило объективности признать, что актрисы это были действительно выдающиеся, но дать им сколько-нибудь полную творческую характеристику он не сумел».

Творческую характеристику не сумел, зато составил тонкое личное наблюдение: «Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется».

Читайте также: Владивостоку показали "Матильду": первые впечатления

 

И все же, то активное участие, которое принимали покровители Кшесинской в балетных делах, удивляет (оба директора театров описывают постоянные встречи, записки и даже шифрованные телеграммы от высших лиц государства с хлопотами о Матильде). Тот же Сергей Михайлович Романов, многолетний поклонник Матильды, президент Русского театрального общества и, на секундочку, командующий всей российской артиллерии, постоянно идет на поводу ее капризов. И это в начале XX века, когда Россия была в шаге от катастрофы. «Мы имеем прекрасный балет и отвратительную артиллерию», – вот грустная шутка, которую постоянно используют историки в статьях об этих отношениях.

К тому же высокопоставленные покровители балерины не только просили за нее, но и осыпали дарами. В своих воспоминаниях, написанных спустя годы, в эмиграции, она с любовью вспоминает все те чудесные драгоценные безделицы, которыми ее одаривали. Кшесинская обладала внушительной коллекцией драгоценностей работы Фаберже. Свои балетные партии она также предпочитала танцевать в настоящих, а не бутафорских, украшениях. Даже нищенка Пахита в ее исполнении носила натуральный жемчуг и бриллиантовые сережки.

Еще один впечатляющий подарок от Сергея Михайловича – дача в Стрельне. У Малечки был хороший вкус, а у Сергея Михайловича, видимо, неисчерпаемые ресурсы. Кшесинская побаивалась темноты, поэтому ее верный рыцарь построил электростанцию, чтобы освещать и загородный дом, и огромный парк. Когда Большой Стрельнинский и императорский дворец в Петергофе еще тонули в темноте, уютный дом Кшесинской наполнялся ярким светом. Интерьеры этой дачи часто публиковались в журнале «Столицы и усадьбы. Журнал красивой жизни» - этаком аналоге современного журнала «Tatler», но с гораздо большим вкусом. Когда в этом имении устраивались приемы, проходящие поезда меняли свое расписание для нужд высокопоставленных гостей балерины. Шик, блеск, красота.

Несмотря на такую преданность, в итоге Кшесинская предпочла Сергею Михайловичу другого Романова – Андрея Владимировича, кузена Николая II. В 1902 году она родит сына – Владимира. До революции он будет носить отчество «Сергеевич», потом - «Андреевич», так что, кто именно из Романовых являлся родителем, доподлинно не известно. Отцовство готовы были признать оба, но сама Кшесинская утверждала, что отец – Андрей Владимирович.

Всем петербуржцам известен особняк на Каменноостровском проспекте. Как сказал язвительный Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин»: «Дом Кшесинской, за дрыгоножество подаренный». Меня и тысячи других ленинградских тинэйджеров в этом дворце принимали в пионеры. Конечно, к тому моменту от скандальной балерины там даже памяти не осталось, это был уже Музей революции, который сейчас стал Музеем политической истории, а первой хозяйке особняка в нем посвятили целую выставку. Там представлены архивные документы, письма, личные вещи, костюмы Кшесинской. Во время февральской революции, когда пришлось в спешке выехать из особняка, его занял революционный комитет, а с балкона Ленин толкал одну из своих знаменитых речей. Матильда решилась подать на захватчиков в суд с требованием выехать и компенсировать ущерб. Одним из ответчиков в исковом заявлении был сам Владимир Ильич Ульянов. Посмотрите, какая забавная карикатура была опубликована на этот счет в газете «Петроградский листок» под названием «Современный чэмпионат».

... «Балерина Кшесинская предъявила иск к Ленину, занявшему ее дом...» 

Г-жа Кшесинская: «Положить-то я вас, милый, положу на обе лопатки, - только не удирайте с ковра!»

И хоть формально дело было выиграно, никто, естественно, ничего не вернул и не возместил. А однажды, проезжая мимо уже чужого дома, Кшесинская обнаружила госпожу Коллонтай, разгуливающую в реквизированном горностаевом манто, еще недавно принадлежавшем балерине. В общем, было очевидно, что ничего хорошего в молодой советской стране фаворитку императорской семьи не ждет, поэтому она взяла сына и вместе с Андреем Владимировичем уехала сначала в Кисловодск, а оттуда - во Францию.

Трагической оказалась участь Сергея Михайловича Романова. Он стал одним из тех, кто был сброшен в шахту в Алапаевске.

В эмиграции Матильда, наконец, обретала то, о чем, вероятно, мечтать не смела, если бы ни все эти события. Она стала официальной супругой Андрея Владимировича Романова, вошла в императорскую семью и впоследствии получила титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской. Только без Великой Империи это был уже не титул, а декорация.

А Матильда опять, засучив рукава, принялась за дело, открыв в Париже балетную студию. Ее начинание имело вполне закономерный успех, поскольку, во-первых, преподавала бывшая прима императорского театра, во-вторых, сам Великий князь пол из леечки поливал, чтобы у девочек не скользили пуанты.

Последний раз Кшесинская вышла на сцену Ковент-Гардена в 64 года и, конечно, сорвала овации. Да и разве могло быть иначе?

Умерла она, всего пары месяцев не дожив до своего столетия. Долгая жизнь, удивительная судьба. Она - не просто свидетель эпохи, она - сама эпоха. Достойна ли такая жизненная история экранизации? 

По теме

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    История Петербурга
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    В гости к летучим мышам: топ-5 пещер недалеко от Петербурга

    Настоящие и искусственные, с подземными храмами и озерами – «Санкт-Петербург.ру» собрал самые интересные пещеры в Ленобласти.

    Топ-5 кафе и баров Петербурга с необычным пивом

    Сливочное, фруктовое, с пюре манго и даже с нотками перца – «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, где в Северной столице попробовать пиво с нетрадиционными вкусами.

    Красота внутри: топ-5 удивительных петербургских двориков

    Петербуржцы привыкли к парадному и строгому виду Северной столицы. «Санкт-Петербург.ру» решил посмотреть на красоту города с другого ракурса.

    Как это сделано

    написать письмо

    Высший пинотаж: как выбрать бюджетное, но хорошее вино в обычном магазине

    «Санкт-Петербург.ру» разобрался, как выбрать вино, которое не ударит по карману, но придется по вкусу.

    Проверено на себе

    Land Rover: 70 лет решений, предвосхитивших будущее

    Первый Land Rover создавали как временный антикризисный проект. Тогда его создатели не могли представить, какой успех ждет их детище из «самолетных крыльев».

    Гид по Петербургу

    Наследие Советов: топ-5 зданий в Петербурге в стиле «конструктивизм»

    «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить советское прошлое Ленинграда и отыскать самые интересные здания, построенные в 1920-1930-х годах.

    Пресс-релизы