USD 28.03.2024 92.5919 0.0174
USD ММВБ 14:06 92.2370  
EUR 28.03.2024 100.2704 -0.1417
EUR ММВБ 14:06 99.6703  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

От барокко до гуги. Коротко о петербургских архитектурных стилях

Занимательный ликбез по петербургской архитектуре от популярного автора неформальных путеводителей Марины Ждановой.

Честно говоря, я надеялась, что уж эта статья, посвященная архитектурным стилям, дастся мне легко. Кажется, чего проще: золото и завитки – барокко,  колонны и греческие боги – классицизм, ну и остальное в том же духе. Оказалось, есть нюансы. Хороший архитектор должен учитывать огромное количество факторов: тут и мода, и собственный вкус, и вкус заказчика, и финансовые возможности, и особенности местности, и материалы, и культурные традиции. Нельзя, например, просто взять и среди северных болот «отгрохать» точную копию римского собора святого Петра, а вот вдохновиться им вполне можно. Петербург строили не просто хорошие архитекторы, Петербург строили самые лучшие, и им удалось из сплетения мировых архитектурных тенденций и самобытных особенностей создать один из красивейших городов на земле. 

Петровское барокко

 

Ну как обычно, начнем с начала, то есть с Петра I. Он был человеком вполне европейским, повидавшим мир, и свою новую молодую столицу хотел видеть городом современным. Грандиозные планы уперлись, как и во многих других областях, в отсутствие кадров. Людей, способных строить по-новому, попросту не было. Проблему можно было решить двумя способами: нанять чужих или обучить своих. Талантливую молодежь отправили постигать профессию за границу, а к нам приехали трудиться иностранные архитекторы. Опыт и традиции других стран, помноженные на специфические местные условия, выдали совершенно новый архитектурный стиль, вошедший в историю как «петровское барокко».

Для нас, не искусствоведов, но людей, способных отличить колонну от пилястры, при слове «барокко» сразу мерещатся золотые ангелочки. Однако в данном случае «барокко» все-таки условное название, хотя бесспорно и типичные для барокко элементы присутствуют. Строения этого периода отличают сдержанность в декоре, симметричность, плоскостной объем (это когда декоративные элементы практически не выступают за объем здания), обработка углов рустовкой (рельефная кладка камнями). В постройках скорее угадывалась голландская и немецкая гражданская архитектура, чем роскошь итальянских палаццо.

Самым известным зданием, созданным в этом стиле, можно назвать, пожалуй, Петропавловский собор, построенный главным петровским архитектором Доменико Трезини. Это абсолютно новый для православной церкви стиль. За основу был взят протестантский храм, именно для них характерно прямоугольной формы здание с пристроенной колокольней и высоким шпилем. Каждый ярус колокольни украшен типичным для барокко закруглением.

Другие здания в стиле «петровское барокко»: Сампсониевский собор, Кунсткамера, Меншиковский дворец, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, здание Двенадцати коллегий.

Сампсониевский собор

фото: mirtc.ru

 

Елизаветинское барокко

 

Елизавета Петровна была, конечно, дочь своего отца, но все-таки женщина, и естественно предпочитала то, что понарядней. Неудивительно, что вместо лаконичного Трезини ее придворным архитектором оказался ценитель роскоши – Франческо Бартоломео Растрелли. Именно его мы должны благодарить за Зимний дворец, Большой Петергофский и Смольный собор. Его здания максимально насыщенны декором, колоннами, разнообразной формы наличниками, скульптурами и вазами. Много золота, много нюансов, много деталей. И пусть в Европе давно уже так не строили, вся эта пышность оказалась очень к лицу нашему северному городу.

Эрмитажный шик-блеск продолжает вдохновлять нуворишей на дизайнерские подвиги. И если творения великолепного Растрелли вызывают искренний восторг, то современное псевдо-барокко на чьем-нибудь дачном участке — разве что улыбку. Всему свое время.

Здания в стиле «елизаветинское барокко»: Зимний дворец, Шуваловский дворец, Строгановский дворец, Смольный собор, здания Александро-Невской лавры.

Строгановский дворец

фото: excava.ru

 

Классицизм

 

Екатерина II, хоть и российская императрица, но приехала к нам все-таки из Европы, привезя с собой европейские вкусы, которые начала активно прививать. А в Европе тогда царил классицизм. Барокко – это, конечно, потрясающе красиво, но годиться, только когда нужно построить дворец или церковь, а если, допустим, казарму или вокзал? Классицизм гораздо более универсален. Вдохновленный античностью, он может быть и торжественным, и шикарным, и нейтральным.

Гладкие белые колонны, никакого мельтешения, лаконичность и гармония. На мой взгляд, квинтэссенцией петербургского классицизма можно назвать улицу Зодчего Росси. Справа и слева вдоль улицы совершенно одинаковые здания, в точности следующие античным канонам. Ширина улицы равна высоте образующих ее зданий (22 метра), а длина – ровно в десять раз больше (220 метров). В общем, свой «строгий, стройный вид» Петербург приобрел именно благодаря классицизму.

Здания в стиле «классицизм»: Главный штаб, Малый и Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Мраморный дворец.

Мраморный дворец

фото: whyevolutionistrue.wordpress.com

 

Ампир

 

Когда в классицизме зашкаливает градус пафоса, он превращается в ампир. Россия – великая империя и страна-победительница Наполеона. Подобный статус необходимо поддерживать в том числе с помощью архитектуры. В результате классические здания усложняются огромным количеством декоративных элементов: лавровые венки, римские и греческие боги, аллегории, скульптурные изображения оружия и доспехов.

Посмотрите, например, на Адмиралтейство. Тут вам целый Пантеон: Фемида, награждающая воинов и ремесленников; нимфы, несущие глобусы; парящая Слава; барельеф «Заведение флота в России»; герои Александр Македонский, Ахилл, Аякс и Пирр; аллегории огня, воды, земли, воздуха, четырех времен года, четырех сторон света; музы астрономии — Урании. И даже египетская Изида.

Также к ампиру относятся такие специфические архитектурные сооружения, прославляющие подвиги России, как триумфальные арки и Александрийский столп.

Здания в стиле «ампир»: Казанский собор, Исаакиевский собор, Александринский театр, здание Биржи на стрелке Васильевского острова.

Александринский театр

фото: asteria.ru

 

Готика

 

Нет, конечно, ту самую средневековую готику мы не застали, так что искать в Петербурге аналог Notre-Dame de Paris бесполезно. Зато у нас есть псевдоготика, неоготика и даже готический модерн. В XVIII веке, когда классицизм утвердился как ведущий архитектурный стиль, заказчикам иногда хотелось романтизма, театральности, чего-нибудь эдакого, тогда архитекторы обращались за вдохновением именно к готике. Не срисовывая целиком архитектуру старинных европейских соборов, они брали интересные элементы, такие как стрельчатые окна, заостренные башенки. В основном, в таком стиле оформлялись различные парковые павильоны и церкви, стилизовались колодцы, парковые решетки и ворота. Это было модно, погружало прогуливающихся великосветских особ в таинственную атмосферу. Много подобных построек можно встретить, гуляя по паркам, например, Пушкина и Петергофа.

В XIX веке архитекторы обращаются к готическом стилю все чаще и смелее, стремясь не просто позаимствовать некоторые элементы, но и создать цельные ансамбли. В результате в таком стиле оформляются не только парковые павильоны, а дворцы и особняки, лютеранские, католические и православные церкви и часовни, доходные дома, общественные здания, декоративные сооружения в парках, пожарные депо и здания телеграфов, вокзалы и заводские строения, надгробные памятники и усыпальницы, и т. д.

Осталась с нами готика и на рубеже XIX-XX веков. Тот самый «готический модерн», когда современные технические возможности совмещаются с традиционными для готики элементами.

Здания в стиле «псевдоготика»: павильон «Эрмитажная кухня», готические ворота в Екатерининском парке, церковь Рождества св. Иоанна Предтечи, Чесменская церковь, крепость БИП.

Здания в стиле «неоготика»: готическая капелла, Шапель, Белая Башня, Евангелическая женская больница, вокзал станции Новый Петергоф, караульня Александрийского парка, усадьба П. К. Александрова, лютеранская кирха св. Михаила, дача Георга Месмахера.

Здания в стиле «готический модерн»: приют им. Н. В. Клейгельса с церковью св. Николая, доходный дом А. А. Еремеевой, Усадьба А. В. Кокорева, здание молочного склада М. А. Краузе.

Чесменская церковь

фото: liveinternet.ru

 

Эклектика

 

Доминирующим стилем второй половины XIX века стала эклектика. Государство и аристократы в этот период мало заказывали масштабных проектов, заказчиками стали люди абсолютно нового толка: разбогатевшие купцы, фабриканты. Принимая у архитекторов проекты, они не стремились к сохранению общего облика города, в первую очередь, руководствуясь собственными (иногда, к сожалению, весьма сомнительными) вкусом и пониманием прекрасного.

Эклектика – это скорее не стиль, а смешение стилей. В зданиях того периода легко угадываются черты барокко, русского стиля, ренессанса, все той же готики, причем время от времени встречаются дома, которые «от души» снабжены архитектурными деталями совсем разных эпох. Лицо города становится все сложнее, все разнообразнее.

Здания в стиле «эклектики»: дача Громова в Лопухинском саду, придворная певческая капелла, особняк А. Ф. Кельха, дворец Великого Князя Алексея Александровича.

Дворец Великого Князя Алексея Александровича

фото: mapio.net

 

Модерн

 

Часто бывает, что новое здание у современников вызывает ужас и отвращение, а будущие поколения видят в нем шедевр. Так случилось с одним из лучших образчиков модерна в Северной столице – домом компании «Зингер» (Дом Книги) на Невском проспекте. Модерн - стиль, возникший на рубеже веков, покоривший всю Европу и просуществовавший всего 30 лет.

Искусствоведы называют несколько причин, оказавших влияние на формирование стиля: необходимость строить общественные здания нового типа (вокзалы, большие магазины); современные технологии (сталь, бетон, стекло); огромный интерес к культуре Востока и Азии; общая усталость, присущая концу века.

Модерну свойственна плавность линий, отказ от острых углов в пользу природных форм, увлечение деталями, растительными орнаментами. Огромное значение уделялось интерьерам - вы только взгляните на великолепные со всех сторон дом Книги или Елисеевский магазин. Кстати, окна-витрины впервые разработаны именно в рамках модерна.

В крупных городах модерн часто приобретал особенные черты. Так, в Петербурге под влиянием наших финских соседей развитие получил «Северный модерн». Здания, построенные в этом духе, архитекторы украшали узорами, вдохновленными северным фольклором, орнаментами северных растений. Недовольные презрительно называли этот стиль «чухонским модерном». Всегда есть недовольные.

Здания в стиле «модерн»: дом компании «Зингер», магазин купцов Елисеевых, гостиница «Астория», Витебский вокзал, доходный дом Лидвалей, дом Бажанова.

Витебский вокзал

фото: commons.wikimedia.org

 

Конструктивизм

 

Великолепный модерн не выдержал испытаний первой мировой войной и социальных потрясений. Время требовало новой архитектуры, соответствующей стремительно меняющемуся миру. Новое направление появилось в Германии под названием функционализм, в Москву пришло как рационализм, а в Ленинграде прижилось под именем конструктивизм. Собственно, название говорит само за себя. Приоритетами стали утилитарность, функциональность, четкость, лаконичность, полный отказ от украшательств. Суперматические шедевры Каземира Малевича явно оказали большое влияние на архитекторов.

Здания в стиле «конструктивизм»: Левашовский хлебозавод, жилой массив на на пересечении улиц Ткачей и Бабушкина, Дворец культуры работников связи, дворец культуры им. С. М. Кирова, спорткомплекс «Динамо».

Дворец культуры им. С. М. Кирова

фото: dic.academic.ru

 

Сталинский ампир

 

Вспомните все, о чем я писала, рассказывая про ампир. Теперь замените греческих богов на рабочих и колхозников, добавьте высоты и масштаба, усильте эффект более современными технологиями и материалами и… вуаля — сталинский ампир. В общем и целом, это все тот же амбициозный имперский стиль, демонстрирующий мощь, богатство и прочность государства. Петербургский вариант скромнее, чем московский (знаменитые сталинские высотки), но и у нас есть чем полюбоваться.

Интересна с точки зрения подобной архитектуры Московская площадь. По генеральному градостроительному плану 30-х годов в этот район должны были перенести центр Ленинграда, в результате она стала бы ключевой городской площадью. Московская площадь и сейчас впечатляет масштабами, а представьте, что реализован только небольшой процент от задуманного.

Согласно утвержденному плану она должна была быть размером примерно в девять Дворцовых. Помимо построенного дворца Советов, планировались еще дом Молодежи и дом Красной Армии и Флота. Если посмотреть на конкурсные проекты и генеральный план застройки, голова закружится от масштабов задуманного. Но помешала война. А после победы уже не было ни сил, ни средств возвращаться к столь амбициозным задумкам. Может, и к лучшему.

Ансамбли в стиле «сталинский ампир»: дом Советов, ансамбли Московского проспекта, проспекта Энгельса, проспекта Стачек, Ивановской улицы, квартал в районе Наличной улицы и большого проспекта Васильевского острова, площади Калинина, Светлановская, Комсомольская, Заневская; станции первой очереди Кировско-Выборгской («красная») линии метрополитена, ансамбль привокзальной площади Колпино, вокзал в городе Пушкине.

Одно из зданий комплекса привокзальной площади Колпино

фото: skyscrapercity.com

 

Минимализм

 

Хрущев своим постановлением «Об излишествах в архитектуре» отменил всю декоративность, индивидуальность в строительстве. Курс был взят на экономию и типовую застройку. С одной стороны, конечно, подобное отношение к архитектуре город украсить не может, но с другой... Во главу угла ставилась огромная потребность в жилье и инфраструктуре. Нужно было расселять бараки.

 

Гуги

 

Да простят меня искусствоведы, но изучая разнообразные архитектурные стили, я наткнулась на такое оригинальное направление как «гуги» — футуристический стиль, появившийся в 50-е годы на юге Калифорнии. Для него характерно использование таких символов, как летающие тарелки, бумеранги, параболы и атомы, подчеркивающие стремительность и скорость. И это же… новый павильон метро «Горьковская». Нет, возможно, архитекторы имели в виду что-то другое, но я все равно вижу в ней летающую тарелку. 

Станция метро "Горьковская"

фото: panoramio.com

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    История Петербурга

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы