Современного городского жителя трудно представить без компьютера. Более того, многие из нас им одним уже не обходятся, и технический арсенал ведущего активную жизнь человека пополняется ноутбуками, нетбуками, карманными компьютерами и другими достижениями Hi-Tech.
Сегодня мы поведем обстоятельный разговор о ноутбуках. Об их положении в линейке современной компьютерной техники расскажет Елена Киреева, коммерческий директор сети специализированных магазинов ноутбуков "NB Company".
Какие модели сейчас стали популярны, изменилось ли что-то в этом сфере за последние годы?
Сейчас происходит смещение предпочтений покупателей в сторону более производительных и многофункциональных моделей, как следствие - более дорогих.
А в классе недорогих мобильных компьютеров прочно обосновались нетбуки, которые при невысокой стоимости прекрасно справляются с простейшими задачами.
Это связано с рядом факторов: более вдумчивое отношение к выбору ноутбука под будущие задачи; понимание того, что дешевых и мощных ноутбуков не бывает, что бы не говорила реклама; выход из кризиса.
Сейчас формируется некая культура покупки и использования ноутбуков, и ее формирование является одной из задач нашей компании. Если год назад при покупке ноутбука решающим фактором являлась цена, а уже потом возможность выполнения поставленных задач, то в этом году покупатель в современных условиях подходит к покупке ноутбука, в первую очередь, с точки зрения удовлетворения будущих потребностей, и уже во вторую очередь - с точки зрения экономии Т.е. функциональность и производительность для решения будущих задач для него важнее. Мы стараемся помочь каждому покупателю сделать правильный выбор и не разочароваться при дальнейшем использовании ноутбука.
Это подтверждают и наши продажи - в прошлом году лидерство между собой делили 2 ценовых сегмента — до 25 тысяч рублей и 25-40 тысяч рублей, в этом году произошло практически полное смещение покупательских предпочтений в сторону ценового сегмента 25-40 тысяч рублей, который является безусловным лидером.
В данном ценовом сегменте в основном представлены производительные и многофункциональные ноутбуки, которые прекрасно подходят не только для просмотра фильмов, игр, работы с офисными приложениями, интернетом, фотографиями и графикой на любительском уровне, но и для решения разнообразных серьезных задач. Эти домашние мультимедийные ноутбуки и являются лидерами в покупательских предпочтениях.
Не видите ли Вы "угрозу" для ноутбуков со стороны планшетов?
Планшетные компьютеры — действительно очень перспективный класс устройств. Но "убийцами ноутбуков" они точно не станут. Как и нетбуки, планшетные компьютеры — очень удобное устройство для просмотра контента (интернет, фильмы, фотографии), но никак не для его создания и редактирования. К примеру, трудно представить себе полуторачасовую работу с документом Microsoft Word на планшетном компьютере без дополнительной внешней клавиатуры.
Конкуренция между стационарными компьютерами и ноутбуками - это разные сегменты или ноутбуки заменяют стационарные компьютеры в настоящее время?
Конкуренцию между настольными ПК и ноутбуками нужно анализировать с точки зрения будущих задач.
Если пользователю требуется домашний компьютер, предназначенный для просмотра фильмов, игр, работы с офисными приложениями, интернетом, фотографиями и графикой на любительском уровне — в этом случае ноутбук достаточно серьезный конкурент стационарным ПК, учитывая тот факт, что ноутбук при этом мобильнее и компактней стационарного компьютера.
Если же пользователю требуется самая экстремально-мощная компьютерная начинка, которую можно разместить только в настольном компьютере (она требует серьезной системы охлаждения, которую не разместить в миниатюрном корпусе ноутбука), и возможность делать "апгрейд" практически любых компонентов — в этом случае о конкуренции со стороны ноутбуков говорить не стоит. Но не стоит также забывать о том, что подобные требования к компьютерам предъявляет достаточно небольшое количество технически продвинутых пользователей и заядлых компьютерных игроков, которым требуется выполнение задач, связанных с созданием контента, профессиональной графики, музыки, видео ну и соответственно поддержка самых последних компьютерных игр. Цена на подобные машины соответствует содержимому. Надо отметить, что у таких пользователей, как правило, есть еще и ноутбук.
Многие покупатели выбирают ноутбук вместо стационарного компьютера. Экономия места, возможность перенести ноутбук из комнаты на кухню или свозить с собой на дачу — этих возможностей стационарный компьютер лишен. Для многих мобильность, которую предоставляют ноутбуки, "перевешивает" в сторону их покупки.
Косвенно это связано с тенденциями в эргономике жилых и офисных помещений. Не секрет, что в нынешних условиях современный житель мегаполиса предпочитает больше свободного места дома или на работе и старается избежать излишних загромождений в свободном пространстве.
Спрос рождает предложение. Если обратить внимание на маркетинговую стратегию производителей и розничных сетей - с каждым днем мы все больше видим рекламу ноутбуков. Это не говорит о том, что сегмент стационарных компьютеров исчезает, но, то, что он становится меньше и больше рассчитан на специалистов — это факт.
Так что пора признать: ноутбуки уверенно побеждают.
Вообще этот вопрос считается уже давно ушедшим в прошлое. Он был особенно актуален года три назад, когда доли ноутбуков и стационарных ПК сравнялись. На тот момент производительность ноутбуков стала сопоставима с производительностью настольных собратьев, а цена стала доступна широкому кругу потребителей. Сейчас ноутбуки занимают до 70% рынка по различным оценкам. Определенную долю на рынке персональных компьютеров занимают моноблоки — гибрид ноутбука и стационарного компьютера. Это устройство обладает бОльшим экраном в отличие от ноутбука и занимает меньше места, чем стационарный компьютер. Что касается перспективы настольных компьютеров — давайте признаем, что самые технически мощные системы ну никак не умещаются в корпус ноутбука — проблемы с охлаждением и потребляемой мощностью как были, так и остались. Поэтому настольники еще очень долгое время будут востребованы на рынке для определенной группы потребителей, к которым относятся технические специалисты, игроманы и "техногики". Помимо мощности важным фактором является возможность конфигурирования системы "под себя". Вы когда-нибудь озадачивались сменой процессора, видеокарты и добавлением еще 3 USB портов в ваш ноутбук? Для настольного компьютера это — обычное дело.
Какими принципиальными отличиями обладают ноутбуки и нетбуки?
НОУТБУКИ — мощный инструмент для комфортного выполнения большинства задач, которые делаются на настольном компьютере.
НЕТБУКИ — удобный инструмент для просмотра информации, а именно интернет-страниц, фото, видео и простых документов, долго работающие от аккумулятора.
Хочется отметить, что самые "продвинутые" ноутбуки бизнес-класса способны работать от батареи не меньше, чем нетбуки.
Стоит разок попробовать создать на нетбуке несколько сложных документов, поработав за ним пару часов, и все тут же встанет на свои места: малая мощность и "задумчивость" системы, маленький экран, уменьшенная клавиатура. Надо отдать должное рынку нетбуков — уже появилось много моделей, которые по основным параметрам "подбираются" к ноутбукам (более мощная конфигурация и экран большего размера). Но "сверху" их уже поджимает новый класс ноутбуков — легкие системы без встроенного оптического привода, с процессорами средней производительности и долгим временем автономной работы.
Немного истории — до конца 2009 компания Sony являлась монополистом на рынке премиум-ноутбуков с диагональю 11 дюймов. Это были ноутбуки Sony Vaio в ценовом сегменте до 120 тыс. рублей, серии ТТ с 2-х ядерным процессором, карбоновым корпусом, подсветкой клавиатуры, SSD и, несмотря на размеры, с встроенным приводом и серии Х весом 700 гр., с процессором Intel Atom, карбоновым корпусом и SSD. Но с развитием класса нетбуков, Sony вынуждена была прекратить их выпуск и оказалась вытеснена с этого рынка.
В 2011 году компания Sony в попытке вернуть себе былые позиции выпускает новую линейку ноутбуков серии YA — легкие, компактные устройства без встроенного оптического привода, с мощным процессором и долгим временем автономной работы, стоимостью 35 000 рублей, которые могут составить достойную конкуренцию нетбукам.
Какие самые продаваемые модели ноутбуков и нетбуков? Хотя бы по 3 штуки с обоснованием.
Говорить о моделях в данном случае не совсем корректно. Лучше и правильней подходить с точки зрения сравнения ценовых сегментов. Если говорить о продажах в нашей сети, то лидирующие позиции занимают устройства из среднего ценового сегмента 25-35 тысяч рублей. Это ноутбуки с диагональю 15,6 дюймов, достаточно мощным процессором и игровой видеокартой — мультимедийные устройства, полноценная замена стационарного ПК. Яркими представителями данного сегмента являются ноутбуки Sony Vaio серии EB.
Аналогичная ситуация наблюдается и в классе нетбуков. Средний ценовой сегмент лидирует — это устройства стоимостью 15-16 тысяч рублей, с экраном 10 дюймов, автономной работой до 10 часов, с возможностью выхода в интернет, просмотра фильмов в условиях отсутствия доступа к полноценному компьютеру. Здесь лидирующее положение занимают нетбуки Asus.
Какие изменения происходят на рынке мобильных устройств? Какими будут мобильные ПК через год-два?
Основное изменение на рынке — появление новых устройств: планшетные компьютеры.
Планшетный компьютер — устройство с небольшим весом, повышенной мобильностью и сенсорным экраном без клавиатуры.
Первым массовым устройством в этом классе, принятым покупателями, стал Apple Ipad.
До этого в течение нескольких лет многие производители пытались создать подобные устройства, но эти попытки не увенчались успехом.
В 2010 году компанией Samsung был выпущен первый конкурент Ipad на базе ОС Android — планшетный компьютер Samsung Galaxy Tab.
2011 год, вероятно, станет годом планшетных компьютеров, так как конкуренты Apple готовят к выпуску свои самые перспективные новинки.
Развитие мобильных ПК на наш взгляд - в использовании зоны клавиатуры в качестве полноценной рабочей поверхности , т.е. переход к полностью сенсорному экрану, как следствие увеличение размеров дисплея, в развитии 3D технологий, которое со временем даст возможность не только просматривать кино или играть, но и создавать продукты в этом формате с использованием ноутбука.
Что делают производители ноутбуков/нетбуков, чтобы составить друг другу достойную конкуренцию? Кто из производителей наиболее успешен на этом рынке?
Плохих ноутбуков/нетбуков уже нет.
Лидерство обеспечивает совокупность действий: использование инновационных технологий производителей комплектующих при сборке ноутбука, грамотное их сочетание в изделии, ценовое позиционирование созданного продукта и конечно маркетинговая поддержка.
Если говорить о какой-либо "фишке", на которую делается упор, то Asus, Sony и HP сильны в дизайне своих моделей и всегда стараются привлечь покупателей внешним видом своей продукции, при этом содержимое также остается на уровне.
Если говорить об инновациях, в этом сегменте безусловные лидеры - Sony, Toshiba и все тот же Asus.
Если говорить об эксклюзивности и комфорте при работе — то здесь однозначно впереди Apple.
Если говорить о хорошем продукте за разумные деньги — тут Lenovo, Samsung, Packard Bell.
Все ноутбуки делятся на сегменты, и конкуренция в каждом сегменте между производителями строится по принципу "цена-содержимое-возможности".